Долгая история Т-54 и Т-55. Как родились «калашниковы» в мире танков
Самые массовые послевоенные бронированные машины и сегодня рано списывать со счетов
С момента приема на вооружение танка Т-54 и его глубоко модернизированного варианта Т-55 прошло уже более шести десятков лет. Тем не менее эти машины продолжают воевать и явно не собираются уходить в отставку. Феномен этот объясняется просто: «пятьдесят четвертые», как и «пятьдесят пятые», оказались настолько же просты, надежны и эффективны, как другой их ровесник – автомат Калашникова. Некоторые исследователи так и называют их: «калашниковы» в мире танков». Так же, как АК держит лидерство по числу выпущенных автоматов, Т-54/55 считаются абсолютными мировыми рекордсменами по количеству произведенных машин. Если считать вместе с лицензионными и нелицензионными копиями, оно приближается к 70 000, а за рубежом умудряются насчитывать и сто тысяч!
Новая пушка для нового танка
Не будет преувеличением сказать, что история танка Т-54 началась с пушки. Во время разработки его непосредственного предшественника и прародителя – Т-44 – слабость его главного оружия, 85-мм орудия, была уже совершенно очевидна. Попытки установить на «сорок четвертый» такую же 122-миллиметровую пушку, как у ИС-2, успехом не увенчались: ее скорострельность оказалась ниже всяких пределов. Тогда решено было взять отлично зарекомендовавшее себя на самоходной артиллерийской установке СУ-100 орудие калибром 100 мм. Правда, сначала его требовалось доработать, чтобы разместить во вращающейся башне танка.
Новое орудие получило индекс Д-10Т, то есть танковое, в отличие от «самоходного» Д-10С. У него, правда, был серьезный конкурент – танковая пушка ЛБ-1 (то есть «Лаврентий Берия»), разработанная в конструкторском бюро горьковского завода №92. На испытаниях выяснилось преимущество ЛБ-1 перед ДТ-10Т по кучности за счет установленного на нем дульного тормоза. Но тот же дульный тормоз стал причиной отказа от пушки: отбрасываемые им раскаленные газы не только поднимали тучи пыли или снега, демаскируя танк, но и представляли опасность для танкового десанта. Примечательно, но точку в выборе между двумя этими пушками военные поставили только осенью 1946 года – уже после того, как Т-54 приняли на вооружение.
Первым 100-миллиметровую пушку «примерил» опытный танк Т-44А, который иногда называют Т-44-100. Несмотря на очевидное преимущество орудия большего калибра перед стандартным для этой машины 85-миллиметровым, этот танк по разным причинам так и не пошел в серию. И в то же время именно он стал одним из предшественников будущего Т-54. Пытаясь приспособить «сорок четвертый» к установке нового орудия, в конструкторском бюро завода №183 летом 1944 года по собственной инициативе принялись за проектирование новой башни, что повлекло за собой изменение и многих других компонентов танка. Впрочем, итоговый проект получился неплохой. Когда в октябре его представили в верхах с индексом Т-44Б, он получил полное одобрение, а вскоре и новый индекс – Т-54.
Танк для мирного времени
Несмотря на новый индекс, этот танк, по сути, представлял собой модернизированный Т-44, поскольку ходовую часть, корпус и многие элементы трансмиссии унаследовал от него в неизмененном или почти не измененном виде. Однако по вооружению и уровню защиты это была уже совсем другая машина! Насколько именно другая, предстояло понять во время испытаний на полигоне в Кубинке, куда новичок и прибыл 10 марта 1945 года.
Обкатка опытного танка завершилась только к середине апреля, и результаты ее оказались не самыми лучшими. По многим показателям Т-54 уступил Т-34-85 и Т-44, что, впрочем, никого не удивило, ведь речь шла только о первом прототипе. Зато он превзошел и их, и остальные средние танки того времени по вооружению и защите. Это стало едва ли не главным аргументом в пользу заключения испытателей, которое гласило: танк можно рекомендовать к принятию на вооружение Красной армии. До этого, естественно, устранив все множество недостатков и недоработок, которое обнаружилось на полигоне, а они представляли собой список из 68 пунктов!
Второй опытный образец собрали и представили на испытания уже после Победы – к июлю 1945 года. В нем по сравнению с первым прототипом Т-54 появилось много новшеств, прежде всего в трансмиссии, а также новая башня с пушкой ЛБ-1. Результат вторых испытаний, растянувшихся до ноября, оказался таким же, как и у первых: рекомендован к принятию на вооружение после устранения всех обнаруженных недостатков, список которых был ничуть не меньше, чем в предыдущий раз.
Удивляться этому не стоит. С одной стороны, испытания новых моделей такой сложной машины, как танк, всегда сопровождаются множеством замечаний. С другой, нужно понимать, что во второй половине 1945 года от танков требовались уже не только мощь вооружения и толщина брони, но и удобство эксплуатации, нормальные условия работы и размещения экипажа. Ведь теперь речь шла не о том, чтобы бросить бронированную машину в бой, из которого она может не вернуться, а эксплуатировать ее в течение нескольких лет, да еще и использовать для обучения солдат-срочников.
Меняем «четверку» на «пятерку»
29 апреля 1946 года Т-54 приняли на вооружение, но полноценное производство развернулось только два года спустя. Это время ушло на выполнение «Программы устранения конструктивных недостатков» нового танка, и только в 1948 году «пятьдесят четвертые» начали поступать в войска. Начали… И почти сразу производство вновь остановили почти на год, чтобы опять взяться за устранение недоделок, недоработок и недостатков. За это время танк успел получить, например, новую башню, которая заметно отличалась от старой. Прежняя имела так называемый «заман», то есть обратный скос, по всему периметру. На испытаниях обстрелом стало понятно, что это одно из самых слабых мест танка. У новой башни Т-54 образца 1949 года «заман» остался только сзади, создавая впечатление кормовой ниши.
Окончательный и хорошо знакомый сегодня вид танк приобрел только после очередной модернизации, в результате которой на свет появился Т-54 образца 1951 года. На нем стояла уже характерная полусферическая башня без всяких «заманов», появились новые приборы и узлы, дополнительное навесное оборудование (например, новая система постановки дымовой завесы) и так далее. Эту итерацию «пятьдесят четвертого» начали выпускать в 1952 году, и в производстве она продержалась два года. При этом три танковых завода, которые занимались сборкой Т-54 – в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске, ежегодно выпускали до двух тысяч машин.
Непрерывно совершенствующиеся танки Т-54 стали непременными участниками испытаний отечественного ядерного оружия. Тогда выяснилось, что они могут обеспечивать своим экипажам неплохую защиту от оружия массового поражения, но для этого требуется серьезная доработка: герметизация танка и защита экипажа от ударной волны, а также установка системы принудительной вентиляции, которая позволяла бы танкистам работать без костюмов химзащиты и противогазов. К тому времени в производстве уже стоял модернизированный танк Т-54Б. Он имел пушку со стабилизацией в двух плоскостях, приборы ночного видения и оборудование для подводного вождения, позволявшее ему преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной до километра. Вот эта модификация и стала основой для создания новой машины, способной воевать даже в условиях атомной войны. После того как на нее установили комплекс противоатомной защиты и внесли ряд других изменений, подготовленных конструкторским бюро нижнетагильского завода, получился фактически новый танк.
Индекс Т-55, по одной из версий, он получил стараниями директора «Уралвагонзавода», которому хотелось доложить о выпуске нового танка. По другой версии, на этом настояли военные, добивавшиеся документальной разницы между внешне похожими машинами. Так или иначе, но 8 мая 1958 года танк Т-55 приняли на вооружение Советской армии. Его серийное производство развернулось на всех трех заводах, делавших раньше «пятьдесят четвертый», причем в Омске последние «пятьдесят пятые» собрали в 1979 году! Сегодня эта машина уже не стоит на вооружении нашей армии (снята в 2016 году), но на хранении остается еще порядка двух с половиной тысяч Т-55.
Воины всего мира
Колоссальное число выпущенных за три десятилетия Т-54/55 стало одной из причин широкого распространения этих танков по всему миру. Пожалуй, только в Австралии с Новой Зеландией да в Северной Америке они не служили в местных армиях (хотя у коллекционеров присутствуют и там). На всех других континентах, прежде всего в Африке и на Ближнем Востоке, а также в странах Восточной Европы, характерные силуэты этих танков отлично знакомы.
Первым боевым применением Т-54/55 стала операция по подавлению антисоветских выступлений в Венгрии в 1956 году. Там же новый танк впервые попал в руки зарубежной разведки. Повстанцам удалось захватить одну машину и пригнать ее к посольству Великобритании. За несколько дней иностранные специалисты смогли внимательно изучить новинку, чтобы узнать ее слабые и сильные стороны.
Это изучение, судя по всему, принесло неожиданные для западных спецов результаты. Привыкшие к сделанным из расчета на несколько дней боев советским танкам военной эпохи, они столкнулись с машиной, по многим параметрам превосходящей танки США и их союзников. Существует обоснованная версия, согласно которой именно Т-54/55 сыграли колоссальную роль в том, что ни в 1950-е, ни тем более в 1960-е Европа не скатилась к «горячей» фазе «холодной войны».
После Венгрии широко поставлявшиеся в дружественные СССР страны танки Т-54/55 принимали участие практически во всех локальных конфликтах. Причем во множестве мест (как, например, в Израиле) такие трофеи охотно брали на вооружение: их надежность и простота были притчей во языцех. И сегодня, как считают зарубежные исследователи, эти машины рано списывать со счетов. Да, они устарели по сравнению с основными боевыми танками НАТО, России или Китая. Но в странах третьего мира им еще долго не будет альтернативы, что доказывает, например, нынешнее участие Т-55 в боевых действиях в той же Сирии или Афганистане.