En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

«Дьявольская повозка Путина» возвращается. К годовщине «копейки»

28.03.2017


В этот же день в 1854 году:
Гибридная Крымская война:
как это делалось в XIX веке

28 марта 1971 года в СССР стартовал выпуск народного автомобиля – «Жигулей» первой модели.

После долгого перерыва «Лада» возвращается на Кубу, где в благоприятном климате бегают ещё те, старые автомобили 1970-х и 1980-х годов. Пару недель назад президент концерна «АвтоВАЗ» заявил, что к концу весны на Кубу прибудут первые 300 автомобилей Vesta и Largus. Хотя учитывая, что из ещё советских моделей «Лада» на Кубе делали даже лимузины, стоит подумать о каком-то специальном предложении для кубинского рынка.

Сегодня, когда мы справляем 46-ю годовщину пуска конвейера автомобильного завода в Тольятти, стоит поговорить о том, что спустя почти полвека история повторяется: автомобиль снова вписан в образ государства.

Запоздалый день рождения

Дата, конечно же, официальная – 24 марта госприёмка приняла первую очередь Волжского автозавода, а через четыре дня торжественно пустили конвейер. Однако первые модели ВАЗ-2101 были собраны почти за год до этого – в апреле 1970-го. А осенью того же года в Москву ушёл первый эшелон с новым автомобилями.

Известно, что «Жигули»-2101 (или «Лада» в экспортном варианте) – это на самом деле Fiat-124 – модель 1966 года. Он стал почти таким же вечным, как и его советский собрат: в Италии последние автомобили этой модели сошли с конвейера только в 1982 году – не 30 лет, как у нас, но тоже немало. А в Марокко и Малайзии, куда были проданы лицензии, и того дольше. Так что нарекания в стиле «столько лет одно и то же клепали» – несправедливы. Не лимузин, конечно, но по соотношению цена/качество/простота – крайне удачная модель.

Однако «копейка» – это всё же не совсем Fiat-124, это немного лучше. В общей сложности перед локализацией в СССР в базовый вариант было внесено более 800 изменений, и не  косметических: новый двигатель, новые тормоза, серьёзная переделка подвесок и ходовой части – в основном требования советских инженеров приспосабливали автомобиль к менее качественным автодорогам и поездкам по сельской местности. Теперь-то это обычная практика, автопроизводители выпускают продукцию не только с учётом специфики регионов, но и под конкретные особенности отдельных стран (расположение руля, обогрев, особенности топлива, эксплуатация в условиях пустыни), однако в то время такая локализация была ещё в новинку.

История, к сожалению, обошлась несправедливо как с нашими инженерами, так и с итальянскими. Ведь они, по сути, что сделали совместными усилиями? Историческую марку автомобиля, своего рода Ford T 60-х-70-х. По очень приблизительным оценкам за время выпуска 124-й модели и её модификаций в различных странах было выпущено не менее 20 млн экземпляров. В СССР первый миллион взяли уже в конце 1973 года.

Первый фурор

Но не «фиатом» единым, как говорится. ВАЗ выпускал и оригинальные модели – ту же «Ниву», первый советский внедорожник. Не все знают, что этот автомобиль ценили не только в Союзе, но и за его пределами, причём не только на рынках развивающихся стран, куда СССР в немалом количестве поставлял свою продукцию, но и у «буржуев».

Критики СССР часто жалуются на то, что за автомобилем нужно было становиться в очередь, просто так было не купить, приходилось затем переплачивать передовикам производства, ветеранам, в общем, всем, кто имел право на льготную очередь. Почему так было, несмотря на немалые объёмы производства?

Вот хороший пример: во второй половине 1980-х и даже ещё в 1990-х до 50% и даже более выпуска «Нив» уходило на экспорт: всего более 500 тыс. из 1,8 млн выпущенных автомобилей в сотню стран мира. Это к вопросу качества и «ничего кроме нефти на экспорт не гнали». Для Британии делали праворульные «Нивы», британцы неплохо раскупали. Модель доехала даже до Японии, а один из её создателей (скончавшийся совсем недавно, 19 марта, Пётр Прусов) много позже обвинял дизайнеров Suzuki в том, что внешний вид Grand Vitara они слизали с его «Нивы».

К слову, с «Нивой» связана ещё одна любопытная история. В 2010 году итальянское автомобильное ателье «Pininfarina S.p.A» чуть не выкупило лицензию на торговую марку «Нива» у GM-АвтоВАЗ. Этим мы могли бы в некотором роде «вернуть должок» итальянцам за Fiat-124. Однако сделка не состоялась.

Завод как веха приватизации

В 1990-х Волжский автозавод и вовсе стал знаковым предприятием – как раз потому, что оно одно из немногих выпускало продукцию, имевшую стабильный спрос на внутреннем и внешнем рынке. Более того, продукция завода фактически стала ключиком к не имеющему аналогов грабежу государственных активов под названием «приватизация». Сам завод тут, конечно же, не виноват, виновный уже давно на том свете. Однако не отметить эту историческую роль предприятия в истории новой России мы не могли, ведь во многом именно благодаря тольяттинским автомобилям Борис Березовский с партнёрами сумели в 1995 году купить половину «Сибнефти» за 100 млн долл.

Дьявольские колесницы как бренд

На вопрос: «Как у завода обстоят дела сегодня?» правильнее будет ответить: «По-разному». С одной стороны, экспорт предприятия упал в прошлом году на 45%, до чуть более чем 17 тыс. авто. Однако это поправимо, учитывая, что основные потери – от Казахстана, где был введён утилизационный сбор. Партнёр по ЕАЭС стремится локализовать производство, со временем этот вопрос так или иначе решится. Согласно планам, в 2017 году экспорт должен составить уже 30 тыс. авто, 25% из них – в Казахстан.

С другой стороны «Лада» постепенно возвращается на рынки, которые когда-то завоевала для неё «Нива». С начала 2017 года в Евросоюзе продано 344 автомобиля (6,5 тыс. в 2016 году). Тоже неплохо.

Тем более, что ниша есть, главное её занять. Вот полюбуйтесь, к примеру, что о Lada Urban (очередной инкарнации «Нивы») писала летом прошлого года Die Welt: «...Cегодняшняя Lada Urban – это уже “диагноз”. Тем, чем СССР 30 лет назад уже не являлся, нынешняя Россия определённо является для многих: “империей зла”. А Lada Urban является этакой дьявольской “повозкой”, настоящей гомофобной и хулиганской машиной, на которой можно гоняться за крымскими татарами, для фанатов анаболиков и “согласных с Путиным”. Как ни крути, это не самый лучший набор качеств».

Да как бы не так – это просто отличный набор качеств, главное, чтобы потребитель в него поверил. Ну, разве не мечта – иметь свою маленькую «звезду смерти» в Европе, жителей которой от слова «мультикультурализм» скоро натурально начнёт тошнить?

А если серьёзно, то вот этот срез коллективного бессознательного показывает, что автомобиль имеет прекрасные шансы стать в Европе чем-то таким, чем стал мотоцикл «Урал» для американских байкеров. Это тоже не слишком известный факт, но производитель «Урала» отправляет большую часть продукции на экспорт: американцам «Уралы» кажутся более брутальными, чем родные «харлеи» и они готовы платить за эту брутальность  втридорога.

...А внедорожники Lada тем временем отправились и в Китай, где, очевидно, тоже есть спрос на «дьявольскую повозку от Путина».

***

Тогда, несколько десятков лет назад советские автомобили были зримым воплощением нашей страны. Простое, прочное, почти вечное за счёт ремонтопригодности, сделанное для людей. Сумма этих качеств позволяла успешно конкурировать с западными производителями даже на их поле. Теперь, похоже, всё пойдёт несколько иначе: образ уже есть, осталось в этот образ грамотно вписать продукт. И пусть себе клевещут, надо ж хоть когда-то на этой клевете и нам заработать.

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория народов РоссииИстория цивилизацийСоциальная историяЭтнология и этнография
3203

Поделиться

Соцсети

Новое

Голиков Филипп Иванович. Красный орёл РККА

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич

Воспоминания о прошлом и мысли о настоящем

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Победа у мыса Тендра. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте