Миссия выполнима. Российские миротворческие войска
25 ноября в Вооружённых силах Российской Федерации отмечается профессиональный праздник — День российского военного миротворца.
Как зародилась идея миротворчества и как отличается понимание миротворчества в России и в западных странах. Какие миротворческие операции проводила Россия и в каких миротворческих миссиях участвовала. Как используют миротворческие войска недобросовестные страны и почему миротворчество ООН переживает серьезный кризис, в том числе кризис доверия.
Гуманитарные задачи и стратегические цели
Миротворчество родилось в качестве политического инструмента урегулирования вооруженных конфликтов как следствие горьких уроков Второй мировой войны. В его основе лежало извечное стремление человечества к миру с опорой на дипломатию, посредничество и компромисс. С этой целью были созданы миротворческие силы ООН, в чьи задачи входило гасить огонь войны по всему земному шару. Однако вместо символа надежды «голубые каски» нередко становились и источником разочарований: провалы в Сомали, Руанде, Сребренице – наглядный тому пример. После распада Советского Союза Россия, следуя своим геополитическим интересам, активно занималась миротворчеством на постсоветском пространстве. Операции в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье и Таджикистане сочетали гуманитарные задачи и стратегические цели. В результате действий российских миротворцев удалось погасить конфликты, угрожавшие многочисленными жертвами и полной дестабилизацией данных регионов.
К сожалению, в современном мире высокие идеалы миротворчества нередко оказываются приманкой и ловушкой в сложной стратегической борьбе глобальных сил, троянским конем, мешающим подлинному установлению мира. Поэтому предложения, подобные просочившемуся в прессу плану Трампа о размещении миротворцев на линии российско-украинского фронта, вызывает тревогу – в таком «миротворчестве» внешние интересы слишком часто доминируют над декларируемой целью восстановления мира.
Истоки миротворчества
Истоки миротворчества можно проследить с древнейших времен. Философские труды античности, опусы христианских мыслителей, трактаты времен Возрождения и Просвещения – каждый на свой лад доказывали необходимость и пользу прочного мира, ратовали за прекращение войн. Первые практические шаги в этом направлении были предприняты на Гаагской мирной конференции 1899 года, где в качестве одного из основных положений провозглашалось мирное разрешение международных споров. Две мировые войны показали, что без действенных механизмов подобные декларации останутся лишь благими пожеланиями.
Первым опытом создания системы международной коллективной безопасности стала Лига Наций, созданная по окончании Первой мировой войны. Но Лига не обладала действенными инструментами погашения конфликтов, а горячие пацифистские призывы мало кого трогали. В ходе Тегеранской конференций 1943 года президент США Ф.Д. Рузвельт предложил концепцию четырех «полицейских», – США, Великобритании, СССР и Китая, – следящих за мировым порядком. Проработка основополагающих документов системы коллективной безопасности продолжалась вплоть до конференции в Сан-Франциско в апреле-июне 1945 года. В итоге основные положения и комплекс мер были зафиксированы в VI и VII главах устава ООН.
Предлагалось решать разногласия с помощью переговоров, посредничества, примирения, арбитража, обращения в региональные органы, к Совету Безопасности или Ассамблее ООН. В случае угрозы миру Совбез принимал решения экономического и дипломатического характера, а в случае их недостаточности задействовал меры военного характера: демонстрацию, блокаду, операцию вооруженных сил на конфликтной территории с целью прекращения насилия, разведения сторон, защиты гражданского населения, содействия политическому процессу и мониторингу достигнутых договоренностей.
Однако тщательным образом прописанные юридические документы имели существенный изъян: почему-то считалась, что былые союзники по антигитлеровской коалиции продолжат тесное сотрудничество и после войны. Вариантов действий в случае разногласий внутри Совбеза ООН предусмотрено не было, в силу чего в ходе Холодной войны, и особенно после, миротворческие миссии не всегда имели нейтральную направленность.
Организация миротворческих сил
Практические шаги по организации миротворческих сил начались в 1948 году. В ходе продолжительных обсуждений и дебатов, в которых каждая из сторон имела свое особое мнение, возникли серьезные прения по 16 пунктам, в том числе численности войск, системе командования, финансированию, продолжительности миссий, передаче суверенных сил в распоряжение миссии и т.д. Так, занимавшие доминирующее положение в послевоенном мире Соединенные Штаты предлагали создать армию ООН в 20 дивизий с 4000 самолетами, 3 линкорами, 6 авианосцами, 15 крейсерами, где надеялись занять ключевые посты. Советский Союз выступил категорически против, считая это угрозой национальной безопасности. В итоге возникла тупиковая ситуация, и многие пункты главы VII остались нереализованными. Возможности миротворческих сил оказались ограничены главой VI, что значительно снижало потенциал миротворческих акций, но в то же время гарантировало от применения мощной армии ООН в качестве дополнительного военно-политического инструмента одной из сторон в условиях Холодной войны.
В итоге, утверждение миссии стали проводить не через Совбез, а через Генассамблею, где не было права вето, а западный блок обладал большинством. Ответственность за разработку и осуществление миротворческих операций возложили на группу сотрудников Управления ООН по специальным политическим вопросам, а с 1992 года – на Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ, DOP). Бюджет операций стал формироваться из обязательных взносов государств-членов ООН, причем, крупнейшие экономики (США, Япония и т.д.) покрывали значительную часть затрат, менее развитые страны вносили символические суммы. «Голубые каски» – этот отличительный элемент униформы миротворцев придумал британский дипломат сэр Брайан Эрхарт в 1956 году – комплектовались из национальных армий стран-участниц. Государства также предоставляли персонал, технику и оснащение. Каждый контингент сохранял подчинение своей стране, но действовал в рамках мандата ООН.
Миротворческие миссии времен Холодной войны
Первые миротворческие миссии в качестве группы военных наблюдателей начали действовать в 1948 и 1949 гг. на Ближнем Востоке после Первой арабо-израильской войны (миссия UNTSO) и на индо-пакистанской границе после вооруженного столкновения между этими державами (миссия UNMOGIP). Их задача состояла в контроле линии прекращении огня. Хотя с тех пор минуло уже почти 80 лет, эти миссии продолжают действовать.
После Второй арабо-израильской войны 1956 года ООН впервые развернула чрезвычайные вооруженные силы (миссия UNEF I). Миротворческие контингенты обеспечили отвод израильских, британских и французских войск с территории Египта. Процесс деколонизации 1950-1960-х гг. привел не только к созданию множества независимых государств в Азии и Африке, но создал целую россыпь новых горячих точек.
В 1960 году миротворцы провели масштабную операцию в Конго, направленную на стабилизацию положения в стране после обретения независимости (миссия ONUC), ставшую одной из самым кровавых в истории организации. Первоначальная задача – обеспечение вывода бельгийских колониальных войск – вскоре была изменена на «сохранение территориальной целостности». В итоге миротворцы втянулись в затяжные бои с сепаратистами провинции Катанга. Около 20 000 военнослужащих миссии предприняли несколько неудачных попыток сломить сопротивление повстанцев. В сентябре 1961 года в авиационной катастрофе погиб Генеральный Секретарь ООН Даг Хаммершельд, летевший на переговоры о заключении перемирия с Катангой. Только с четвертой попытки в декабре 1962 – январе 1963 гг. миротворцы подавили сопротивление сепаратистов. В ходе миссии погибло 250 миротворцев.
В 1962–1963 гг. миротворцы участвовали в процессе передачи Западной Новой Гвинеи под суверенитет Индонезии (миссия UNSF), в 1964 году были развернуты на Кипре для пресечения конфликта между греческой и турецкой общинами. Эта миссия действует и поныне. В 2021 году она состояла из 857 миротворцев из 25 стран. ООН считает кипрский конфликт нерешенным и постоянно продлевает мандат. Еще две миссии продолжаются с Холодной войны – на Голанских высотах (UNDOF) с 1974 года и в Ливане (UNIFIL) с 1978 года. Заслуги «голубых касок» были отмечены Нобелевской премией мира в 1988 году.
Всего за время Холодной войны с 1948 по 1988 гг. действовало 13 миротворческих миссий. Когда же после развала Советского Союза исчез хрупкий баланс между глобальными противоборствующими силами, число применений миротворцев стремительно возросло.
Миротворческие миссии в 1990-е гг.
Число миротворческих операций в 1990-е гг. превысило их количество за всю предыдущую историю втрое. Это объяснялось «возросшей ролью ООН» и расширением мандатов. Помимо предотвращения вооруженных конфликтов, теперь операции включали гуманитарные задачи, восстановление инфраструктуры, процесс демократизации и т.д. Столь существенные претензии со стороны ООН на международный контроль над системой безопасности часто не были подкреплены ни достаточными ресурсами, ни необходимыми контингентами, ни адекватной координацией. И если операция в Камбодже в 1992–1993 гг., направленная на обеспечение мирного перехода к демократии после десятилетий гражданской войны и включавшая разоружение партизанских отрядов, возвращение беженцев, проведение выборов, стала символом успеха в ООН, то катастрофы в Сомали, Руанде и Югославии поставили под сомнение сам институт миротворчества в существующем виде.
В декабре 1992 года Совбез ООН принял решение о направлении в Сомали, где вспыхнула гражданская война и начался массовый голод, международного вооруженного контингента «для беспрепятственной доставки гуманитарной помощи». Более чем 37 000 военнослужащих из 20 стран во главе с США (миссия UNITAF) начали операцию «Возрождение надежды». «Голубые каски» заняли зоны ответственности и наладили доставку продовольствия. Вдохновленный генсек ООН Б. Бутрос-Гали предложил восстановить центральную власть в стране. Однако миротворцы столкнулись с отчаянным сопротивлением местных полевых командиров, апогеем которого стало сражение в Могадишо в октябре 1993 года между американским спецназом и боевиками генерала Мохамеда Айдида, широко известное по фильму «Падение Черного ястреба». В итоге миротворцы свернули миссию, а хаос в Сомали продолжается до сих пор.
Еще более катастрофичной стала миротворческая миссия в Руанде (UNAMIR). Созданная в августе 1993 года для обеспечения мирного соглашения между враждующими сторонами в гражданской войне (правительством и повстанцами), миротворческая миссия в несколько тысяч человек оказалась в центре новой вспышки насилия после сбития самолета с руандийским президентом в апреле 1994 года. Командующий «голубыми касками» настоятельно просил усилить контингент людьми и оружием, чтобы не допустить эскалацию насилия. Вместо этого контингент сократили вдвое. На глазах миротворцев произошла жуткая резня, унесшая за 100 дней почти 800 000 жизней. Эта трагедия вызвала сильнейший кризис доверия к миротворческим силам.
Уже вскоре, в июле 1995 года, голландские миротворцы выступили лишь декорацией при печальных событиях, разыгравшихся в сербской Сребренице. Эти события полностью уничтожили остатки престижа «голубых касок». Тем не менее, в ходе войн на территории бывшей Югославии действовало еще несколько подобных миссий – в Боснии, Хорватии, Македонии, Сербии, Косово. Последняя, памятная марш-броском российских десантников на Приштину в июне 1999 года, действует по сей день.
Миротворческие миссии в XXI веке
В XXI веке, согласно новым «концепциям» и «подходам» ООН, основное внимание в миротворческих миссиях стало уделяться внутренним кризисам, затрагивающим государственные структуры, гражданское население и гуманитарную сферу. Новые приоритеты состоят в восстановлении институтов власти, проведении выборов, содействии экономическому развитию, соблюдении прав человека, интеграции боевиков в мирную жизнь, акценте на женском и детском вопросах, разъяснительной работе, профилактических мероприятиях и т.д. Подавляющее большинство из почти 20 мандатов этого периода касалось Африки – Кот-д’Ивуара, Либерии, Бурунди, Судана, Чада, Конго, Мали, ЦАР и т.д.
Из самых заметных действующих миссий третьего тысячелетия стоит упомянуть MINUSMA в Мали (с 2013 года), MONUSCO в Конго (с 2010 года), UNMISS в Южном Судане (с 2011 года), MINUSCA в Центрально-Африканской республике (с 2014 года), а также UNIFIL – миротворческую миссию ООН в Ливане, созданную для мониторинга прекращения огня между Израилем и Хезболлой в 2006 году. Насколько эффективны эти миссии, можно судить по последним новостям: в 2024 году войска Израиля ведут интенсивные бои с Хезболлой, неспокойно в Мали и ЦАР.
Важным фактором эволюции миротворческой идеи ООН стало привлечение к миссиям иных политических объединений – НАТО, ЭКОМОГ, Евросоюза, Африканского Союза и др. Подобные шаги объясняли нехваткой средств, что нередко вызывало скепсис и критику. Неоднократно высказывались мнения об использовании миротворцев в качестве ширмы в геополитических комбинациях ведущих мировых держав, прежде всего Соединенных Штатов. Вот почему контуры «мирного плана Трампа» с упоминанием миротворцев вызывают такое недоверие.
Участие СССР и РФ в международных миротворческих миссиях
Являясь одним из основателей ООН и постоянным членом Совета Безопасности, Советский Союз изначально довольно настороженно относился к миротворческим инициативам, считая ООН орудием в руках североатлантических держав, и потому выступал категорически против создания регулярной армии миротворцев. В 1950 году дошло даже до полугодового бойкота ООН. Процесс деколонизации 1950–1960 гг., приведший к появлению десятков новых стран и изменению баланса голосов в Генеральной Ассамблее, позволил СССР занять гораздо более весомое положение в этой организации. Советское руководство считало невозможным проведение крупных военных операций без контроля Совбеза ООН, ставило вопросы о законности миссий и отказывалось оплачивать расходы на их проведение. В 1964 году США даже инициировало лишение права голоса СССР на Генассамблее за отказ платить, но неудачно.
Только в 1973 году, в период советско-американской разрядки, СССР счел возможным послать своих наблюдателей на Ближний Восток. До этого все участие ограничивалось переброской транспортными самолетами снаряжения в Конго в 1960 году. Только в ходе Перестройки отношение к миротворческим миссиям поменялось. С 1988 по 1991 гг. Советский Союз принял участие в пяти из девяти проводившихся тогда операций – на ирано-иракской границе, в Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.
Начиная с 1992 года Россия как правопреемница СССР включилась в миротворческий процесс и приняла участие во многих миссиях по всему миру. Наибольшую известность получила деятельность российских миротворцев на Балканах в 1992–2004 гг. В сложных условиях кровопролитной гражданской войны российские контингенты продемонстрировали профессионализм, самоотверженность и способность действовать в самых тяжелых обстоятельствах – под обстрелами проводили эвакуацию мирных жителей, спасая сотни женщин и детей от неминуемой смерти, с риском для жизни сопровождали гуманитарные конвои, занимались разоружением бандформирований, несколько раз вступали в боестолкновения с вооруженными экстремистами.
Даже спустя четверть века памятен марш-бросок российских десантников к аэропорту «Слатина» в столице Косова Приштине в июне 1999 года. Этот маневр позволил России занять стратегически важный объект до прибытия войск НАТО. Действия российских военных получили высокую оценку за слаженность и решительность. Их опыт стал основой для участия России в других миротворческих миссиях, демонстрируя неизменную приверженность страны идеалам мира и гуманизма. Всего за период с 1992 по 2004 гг. в миссиях на Балканах приняли участие более 15 000 российских военнослужащих.
Миротворческая деятельность России на постсоветском пространстве – ответственность за стабильность и спокойствие региона
Несмотря на важность миссий ООН, главной заслугой России на стезе установления прочного мира стала миротворческая деятельность на постсоветском пространстве, продемонстрировавшая ее готовность взять на себя ответственность за стабильность и спокойствие региона. Несмотря на сложность ситуаций, российские миротворцы в большинстве случаев добивались устойчивого мира, спасая миллионы жизней.
В 1992 году в Абхазии и Южной Осетии, выступавших за независимость от Грузии, начались вооруженные столкновения, грозившие обернуться массовой депортацией и гибелью местных жителей. Дабы прекратить кровопролитие, Россия ввела в регион миротворческие контингенты в рамках существующих соглашений СНГ и добилась прекращения огня. В августе 2008 года грузинские власти вновь попытались взять Южную Осетию под свой контроль, но были принуждены к миру в течение пяти дней.
После начала движения за независимость Молдовы в 1990 году обострилось положение в Приднестровье, большая часть населения которого выступала за сохранение тесных связей с Россией. После объявления о создании Приднестровской Молдавской республики (ПМР), произошло несколько перестрелок в районе Дубоссар, переросших в марте 1992 года в настоящие бои с применением артиллерии и бронетехники. Чтобы остановить эскалацию конфликта и избежать многочисленных жертв среди мирного населения, дислоцированная в Молдове 14-я армия генерал-лейтенанта А.И. Лебедя после согласования с Москвой вышла на боевые позиции и объявила о «вооруженном нейтралитете». Результатом стало завершение войны, создания совместных миротворческих сил России, Молдовы, ПМР и длящееся уже 30 лет перемирие.
Едва ли не решающую роль миротворческая деятельность России сыграла в завершении разрушительной гражданской войны в Таджикистане 1992–1997 гг. Российские войска (201-я мотострелковая дивизия и пограничники) совместно с частями таджикской армии в статусе коллективных миротворческих сил взяли под охрану стратегические объекты и обеспечили защиту границы с Афганистаном. Самоотверженные действия российских миротворцев позволили остановить расползание конфликта на соседние регионы. Одновременно Россия выступала посредником на переговорах, завершившихся в 1997 году подписанием мирного соглашения. 302 российских миротворца отдали свои жизни ради прекращения этой войны, 17 пограничников-миротворцев получили звание Героя России. В летописи русской военной славы навечно останется подвиг бойцов 12-й погранзаставы, 13 июля 1993 года в течение 11 часов сдерживавшей яростные атаки многократно превосходящих сил моджахедов.
Таким образом, миротворческая деятельность России стала важным фактором стабильности на постсоветском пространстве. Россия предотвратила масштабные гуманитарные катастрофы в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Таджикистане. Ее усилия позволили сохранить жизни миллионов людей, обеспечить долгосрочный мир и создать условия для политического диалога. Российские миротворцы доказали свою приверженность гуманистическим принципам, выступив надежным гарантом стабильности и безопасности в регионе.