Чукотские войны, или «колонизация» по-русски
Русское царство начало осваивать огромные просторы Евразии в XVI веке
Принято считать, что все началось в 1581 году с походов Ермака против Сибирского ханства. Эти походы русских казаков встречали сопротивление местных жителей и подчас перерастали в ожесточенные бои, но в целом присоединение Сибири и Дальнего Востока проходило мирным путем. К сожалению, сегодня есть некоторые «политические деятели», которые всегда и всюду стараются ввернуть слово «колонизация», уж очень им хочется показать Российскую империю с плохой стороны. Колонизация в том диком виде, о котором они говорят, как раз происходила там, откуда они получают свои гранты на искажение нашей истории. Наша колонизация разительно отличалась от того, что обычно называют этим термином. Территории, которые осваивались, не были совсем бесхозными, они хоть и выглядели дикими, но были населены множеством народов, которые были кочевниками, рыбаками, охотниками. К сожалению, сталкиваясь с аборигенами, первопроходцы не могли исключить столкновений, налетов, стычек, сопровождавшихся потерей людей и имущества. Успех дела решал прогресс, который был на стороне казаков. Пушки и ружья были более сильным аргументом против луков, стрел и копий. Но постепенно почти все примирились с такой ситуацией, признали власть русских царей и исправно платили ясак (налоги). В большинстве случаев никого не надо было заставлять, а тем более, вступать в войну, племена сами понимали, какую выгоду сулят им развивающиеся связи с новыми людьми и зачастую сами становились на их сторону. Но совсем другая ситуация сложилась с чукчами.
Дети мороза
Действительно, чукчи среди всех жителей Крайнего Севера заметно выделялись. Они отличались особой суровостью и воинственностью. Это в современных анекдотах «чукча в чуме ждет рассвета», в действительности, они на месте не сидели и часто промышляли набегами на соседей. Есть сведения, что чукчи по льду отправлялись на Аляску и там грабили местных жителей.
Чукотские племена жили в крайне суровых условиях, холод, недостаток питания и конкуренция породили ловких, выносливых и крайне жестоких людей. Среди суровых принципов решительных и воинственных чукчей был и такой: «просто умереть – стыдно, умереть нужно только в бою». В обыденной мирной жизни почетнее было покончить с жизнью самоубийством, что очень широко применялось у стариков или у тяжело заболевших. Не разведение оленей, охота или рыболовство, а война была их главным занятием. Постоянно ходили боевыми походами на соседей, а добычей становились олени, имущество, женщины и дети. Особо надо сказать о вооружении чукчей. Они прекрасно владели стрелами и копьями, а для тела изготавливали броню из моржовых шкур и костяных пластин. Вражеские стрелы не могли пробить такую защиту.
Удержать чукчу в плену было практически невозможно. Они не смирялись с пленением и часто помогали друг другу уйти из жизни. Естественно, с жестокостью они относились и к своим пленникам, которых подвергали жестоким пыткам. Среди всех северных народов племена чукчей были самыми жестокими. Русские казаки прозвали их «северными черкесами». Как и воинственные горцы, они готовились к войне с детства.
Первые контакты
Дороги чукчей и русских первопроходцев впервые пересеклись в 1648 году. Казаки Семена Дежнева встретились с племенем вождя Эрмэчьина у мыса Большой Каменный нос. Первый контакт был неудачным. Чукчи оказались очень агрессивными, казаки понесли потери и отступили. На следующий год казаки решили наказать чукчей, но не смогли их найти в тундре.
Постепенно русские начали обживать этот край. Появились небольшие деревянные крепости, остроги. К сожалению, крупных отрядов государство посылать туда не могло, приходилось обходиться тем, что есть. Обычно гарнизон таких укрепленных мест составлял несколько десятков человек. Главным острогом в этом регионе стал Анадырский, который основал Семен Дежнев.
Любопытно, что другие северные народы нормально ладили с русскими, исправно платили ясак и становились их союзниками. В боевых походах против чукчей юкагиры и коряки очень помогали небольшим казачьим отрядам. К сожалению, долгое время мир установить с чукчами не получалось. Чукотские племена жили независимо друг от друга и не объединялись даже против пришлых чужаков. Все попытки договориться с вождями, не приводили к нужным результатам. Правда, и полноценной войной все это назвать было сложно.
«Под российское владение покорять»
В XVIII веке государство обратило внимание на восточные территории. Понятно было, что там не все так гладко, как хотелось бы. Тихоокеанское побережье осваивалось все увереннее, а за спиной оставались непокорные чукчи. Было принято решение мятежников «под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить». Сенат отправляет на Чукотку военный отряд в 400 человек.
Во главе экспедиции назначили якутского казачьего начальника Василия Шестакова, а над войском старшим стал драгунский капитан Дмитрий Павлуцкий. По дороге командиры рассорились, и Шестаков с отрядом в 20 казаков и сотней коряков отправился на помощь корякам, на которых напали чукчи. В бою Шестаков был убит, а Павлуцкий начал наказывать чукчей. Десять месяцев продолжалась усмирительная экспедиция, за это время была уничтожена десятая часть чукотского населения. Попытки объединиться не помогли чукчам. Численное превосходство не спасало от огнестрельного оружия. В чукотском фольклоре память о карателе сохраняется до сих пор, где его называют «жестоким убийцей». А вот юкагиры слагали о нем легенды, где он был героем, «великим витязем и шаманом». В целом эта война была проиграна чукчами, но они не сдались и продолжили набеги и нападения. В далеком Петербурге пришли к выводу, что только жестокость решит все проблемы. В 1742 году было принято постановление уничтожить всех «немирных чукоч». В результате только усилилось партизанское противостояние. Сам Павлуцкий продолжил службу на Камчатке, потом в Якутске, а затем вновь на Анадыре. В 1747 году он погиб в бою: попал в засаду, когда преследовал угнавших стадо оленей чукчей. Чукчи о предсмертном бое Павлуцкого сочинили множество легенд, в которых рассказывается, что он мужественно дрался, но расправа была крайне жестокой.
Противостояние продолжалось еще несколько десятилетий, но потом пришло понимание, что требовать подчинения у народа, жизненный уклад которого всему этому противоречит, бессмысленно. С расширением русского влияния в Тихоокеанском регионе, необходимость содержания больших военных сил на Чукотке отпала. Победила экономика. Когда посчитали во что обходится содержание Анадыря, поняли, что надо налаживать торговое сотрудничество. Переговорщики посетили каждого чукотского вождя, и наконец в 1779 году чукчи стали русскими подданными. Подданство было очень условным. Чукчи сами определяли, какой ясак будут платить. Время шло, а чукчи продолжали жить по своим родовым законам и обычаям. Даже в начале XX века многие из них не знали, что являются русскими подданными. Серьезные изменения произошли только при советской власти, но и она сохранила для них особое положение.