Чего боятся американцы по ночам. К годовщине казни первой из салемских ведьм

6/10/2016

10 июня 1692 года была казнена Бриджит Бишоп – первая из обвиняемых по делу салемских ведьм.

История нашего наиболее вероятного противника – это не только сложные отношения с коренными народами, но и достаточно любопытный механизм социальной мобилизации.  

Сегодня, когда мы справляем 324-ю годовщину первой казни в процессе салемских ведьм, стоит поговорить об этой мрачной истории, во многом сформировавшей матрицу мышления американского общества: «ведьм» там ищут до сих пор.

Однажды в Салеме

В общем виде завязка выглядит так. В начале 1692 года дочь и племянница местного священника Сэмюэля Пэрриса заболели неизвестной болезнью: корчились от боли, жаловались, что их мучает кто-то невидимый. Осмотревший их врач никаких признаков болезни  не обнаружил, из чего следует две версии. Либо симптомы не были известны медицине конца XVII века, либо дети попросту неудачно пошутили. Но шутка быстро вышла из-под контроля.

По показаниям девочек задержали нескольких жителей Салема, в первую очередь служанку священника, которая рассказывала девочкам о ведьмах и колдовстве. После первых задержанных и их допросов произошли новые аресты: процесс стал самоподдерживающимся, к делу постепенно привлекли 150 человек. Расширялась и география. Совсем не все арестованные были из Салема.

Первые признательные показания были получены практически сразу, уже в январе. Но первая казнь состоялась только 10 июня. Это связано как раз с тем, что первые арестованные оговаривали себя и других, получая своего рода отсрочку.

Что касается Бриджит Бишоп, то вся её «вина» исчерпывалась тем, что она была старой и сварливой хозяйкой таверны. И в этом качестве, вероятно, успела досадить нескольким соседям, подтвердившим свидетельство детей священника против неё. К тому же миссис Бишоп отказалась признать свою вину. Поэтому рассмотрение её дела было молниеносным. 2 июня – судебное заседание, 10 июня – казнь.

Всего же в Салеме в том году по обвинению в ведьмовстве казнили 19 человек. Ещё одного запытали до смерти, два человека умерли в тюрьме. Любопытно, что казнили в основном тех, кто отказывался признавать себя виновным и раскручивать спираль безумия дальше.

Остановить её смог лишь губернатор штата, который в 1693 году помиловал всех, кто к тому времени ещё оставался под арестом. В 1697 году судьи признали, что вынесли ошибочные приговоры. Ещё через 5 лет – что приговоры были незаконны. Окончательно же все участники процесса были оправданы только в 1957 году.

Это не означает, что процесс забылся. Наоборот, событие было описано в ряде литературных произведений, а после изобретения кинематографа неоднократно экранизировано. Из последнего – сериал «Салем» (2014). Впрочем, чем дальше, тем больше обращение к этому сюжету становится способом заработать на раскрученной истории, показав жителей Салема взаправдашними ведьмами и колдунами. Видимо, 20 обычных, ничем не примечательных 300 лет назад жителей штата Массачусетс не слишком тревожат их современников.

Новые охоты и процессы

История с салемскими ведьмами не только оставила след в культуре США, помогая монетизирующим эту трагедию потомкам зарабатывать, но и стала своего рода социологическим срезом общества, которое на тот момент даже  государством не являлось. Тем не менее, все болезни роста американское общество благополучно сохранило до сих пор.

Достаточно сказать, что фраза «охота на ведьм» наполнилась новым смыслом в основном благодаря ряду событий в США уже в XX веке.

В первую очередь, это конечно же политика маккартизма, о котором мы уже недавно писали. В роли современных ведьм в 50-х выступили члены и сторонники компартии США, деятельность которой несколько лет была под запретом. Как и в случае с ведьмами, позднее запрет был признан незаконным. Вместе с американскими коммунистами под пресс попали профсоюзные лидеры, сторонники левых движений и вообще все, кто высказывал свою поддержку или достаточно громко критиковал действия Маккарти или Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности.

Кстати, первая версия этой комиссии возникла ещё в 30-х годах, равно как и первые преследования актёров и прочих связанных с Голливудом за симпатии к левому движению. К концу 40-х они эволюционировали в составление списков неблагонадёжных. Ряд фигурантов этих списков, обвинённых в антиамериканской деятельности лишь за отказ сотрудничать с расследователями, вынуждены были провести в тюрьме год получив по выходу своего рода «волчий билет»: трудности с поиском работы.

При этом известность не имела никакого значения. Проблемы с «охотниками на ведьм» имели Эйнштейн и Чаплин (в 1952 году ему вообще запретили въезд в США). Хемингуэй в последние годы жизни жаловался на слежку ФБР – в ответ его лечили электрошоком от мании преследования. Через 20 лет после смерти писателя оказалось, что слежка всё же была.

У салемской и современной охоты на ведьм гораздо больше общего, чем может показаться. Индивидуалистическое общество и врагов своих видит преимущественно одиночками. Как правило, проводниками чужой злой воли (Сатаны или коммунистов)

Да, сегодня «ведьм» не сжигают. Однако применяемые со времен маккартизма методы социальной изоляции сродни тем, по которым проходило расследование в отношении салемских ведьм. Именно угроза социальной изоляции заставляла жителей Салема лжесвидетельствовать и оговаривать себя.

Очередная охота на ведьм стартовала в США уже в новом веке – как реакция на 11 сентября 2001 года. Вполне ожидаемо, что пострадавшими оказались американские мусульмане. Однако не только они: весь период нахождения у власти администрации Джорджа Буша-младшего США покинули немало учёных. Перебираться в Европу их заставил случай эпидемиолога Томаса Батлера. Обнаружив в его лаборатории штаммы чумы, ФБР предъявило учёному 69 пунктов обвинения, в числе которых значилась и подготовка теракта. В результате дело кончилось ничем и было прекращено, но нервы и репутацию Батлеру сильно потрепали.

***

За 300 с лишним лет США сильно изменились внешне, превратившись из горстки колоний во влиятельнейшую державу мира. Однако этот срок недостаточен для изменения глубинных основ общества и осознания им взаимосвязи причин и следствий. Три века назад виновными в неизвестных болезнях были ведьмы. 60 лет виновниками социальных протестов были засевшие в госаппарате и Голливуде коммунисты. 15 лет назад виновниками атаки на США стали террористы (которых, к слову, США выкармливали со второй половины 70-х годов).

Под любую достаточно серьёзную угрозу будет найдена своя «ведьма», эту особенность мышления американцев стоит учитывать. Этот механизм до сих пор работает.

 

Читайте также:

Дмитрий Михайличенко. Печенеги: беспокойные соседи, растворившиеся в Руси

Иван Зацарин. Курка, яйки, млеко. Как «штаб Ост» собирался поить нас баварским

Игорь Пыхалов, Дмитрий Пучков. Про кавалерию в Великой Отечественной войне: тупой миф и яркая правда

Дмитрий Пучков, Андрей Шальопа: «28 панфиловцев» выходят в прокат 24 ноября

Иван Зацарин. Заслуги перед революцией как отягчающее обстоятельство. За что Звезда Героя нашла убийцу Троцкого

Виктор Мараховский. «Варкрафт», который надо было снять. Против мифозависимости

Андрей Смирнов. Заблудиться в Украинах: что пишут в школьных учебниках про воссоединение

Иван Зацарин. Когда клюнет двуглавый пингвин

Иван Зацарин. Ещё одна Украина, которая не стала государством. К 97-летию ссоры большевиков с Махно