Четыре Сталина, или Перспективный бренд современной политики
Четыре Сталина, или Перспективный бренд современной политики
На чтение: 1 минута
Сталин в современной России – один из столпов и в то же время «лакмусовая бумажка» общественного сознания. Скажи мне, что ты думаешь о Сталине – и я скажу, кто ты.
Для одних Сталин – грозный восстановитель империи, для других – параноик, маньяк разрушения, для третьих – враг коммунистической идеи и т.д. Образы Сталина толпятся на экране и на книжных полках магазинов. Но это столпотворение только кажется хаотичным. Образы Сталина можно разделить на положительные и отрицательные, коммунистические (левые) и антикоммунистические (правые).
Получается четыре основных образа, которые проповедуют четыре идеологических лагеря:
- правый сталинизм, характерный для державников (Сталин возродил «нормальный порядок», Российскую империю, разгромил революционеров, сепаратистов и внешних врагов, повёл страну дальше по пути прогресса);
- левый сталинизм (Сталин – верный ученик Маркса и Ленина, создатель социализма, разгромивший антисоветские заговоры и фашизм);
- правый антисталинизм, характерный для либералов и сторонников «белой идеи» (Сталин – создатель тоталитарной империи, где все люди по сути стали «зэками», убийца до 100 миллионов человек);
левый антисталинизм, характерный для троцкистов и «детей ХХ съезда» (Сталин – враг дела Ленина, предатель, погубивший революцию и революционеров).
Все мнения о Сталине не сводятся к этим четырём, но в большинстве своём представляют их вариации.
Наверное, сторонники всех этих образов очень удивились бы, если бы им сообщили, что их точки зрения вполне совместимы и представляют лишь части общей картины. Ведь эти образы мифологичны, а идеологический миф – это отобранная под схему часть истины.
Разгромил ли Сталин тот большевизм, который победил в России в 1917 г.? В значительной степени. Стремился ли Сталин воплотить в жизнь коммунистические идеалы Маркса и Ленина? В значительной степени. Было ли советское общество при Сталине тоталитарным? В значительной степени. Продвинулось ли общество при Сталине по пути индустриального прогресса? В значительной степени.
Практически все нынешние мифы о Сталине уходят корнями в споры 20-х годов. Противники большевизма считали планы коммунистического общества чистой утопией. Следовательно, вскоре движение к утопии, социализму должно было провалиться, а страна – вернуться назад, к «нормальному» состоянию – либо к аналогу Российской империи, либо к буржуазной республике.
Эту мысль наиболее ясно выразил эмигрантский публицист Н. Устрялов. Он уже в 1920-1921 гг. высказал идею о том, что логикой вещей, как и во время Французской революции, большевизм будет эволюционировать от радикального революционного якобинства к режиму, опирающемуся на нормальные буржуазные отношения и твёрдый правовой порядок. Началось термидорианское «перерождение большевизма», создание новой бюрократии, буржуазии и аристократии. Советская система – это «редиска. Извне красная, внутри – белая». Устрялов приветствовал такую перспективу, называя себя национал-большевиком и ожидая, что «термидор» превратит Россию в сильную державу.
Устрялов рассматривал коммунизм односторонне, для него эта идея была просто синонимом уравнительной утопии. Он не увидел в марксистском коммунизме другой его стороны – стремления к созданию общества, работающего по единому плану, строжайшего экономического централизма. Новую иерархию, державную мощь, угнетение создавал не «термидор», не отход от коммунистических принципов, а последовательный централизм марксистско-ленинской идеи. То, что Устрялов, а затем и Троцкий принимали за «белое», в действительности было проявлением «красного».
Для большевиков «термидор» был страшным предсказанием. Участники антисталинской оппозиции с ужасом фиксировали признаки «перерождения» партии, официально приверженной идеалам социальной справедливости.
Перспектива «термидора» по мнению многих наблюдателей, действительно реализовалась в сталинизме. Соответственно, одобрительный взгляд на сталинский «термидор» приводит правых сталинистов к устряловской точке зрения, а критический взгляд левых антисталинистов на «термидор», «перерождение» развивает аргументы Троцкого (в своем взгляде на Сталина именно за Троцким шли и Хрущёв, и либеральные коммунисты-«шестидесятники»).
Но, с другой стороны, многие наблюдатели считают, что никакого «термидора», отката назад не произошло, и при Сталине возникло принципиально новое общество. Левые сталинисты, относятся к нему положительно, а правые антисталинисты обличают как «империю зла».
Популярность Сталина в двух из четырёх основных секторов российского исторического сознания – существенный электоральный ресурс. Не удивительно, что это пытаются использовать, например, в КПРФ. Но в таком случае бренд «Сталин» отталкивает часть коммунистов, которые осуждают идеологию и практику сталинизма. Но в условиях социальных трудностей и в то же время стремления части масс к «возрождению державы» критики Сталина малочисленнее тех, кому нравится упрощённый, мифологический образ человека, наводившего порядок и боровшегося против «зажравшихся бюрократов» и «плутократов». Так что у бренда «Сталин» – неплохие перспективы в современной политике.
Опубликовано: «Новое знание»
Читайте также:
Дмитрий Михайличенко. Башкиры: жизнь в движении. Часть 3: свой путь в российском поле
Иван Зацарин. «Честный князь украл броненосцы», или Как утонула империя. К 111-летию Цусимы
Иван Зацарин. Чем они всегда кончают. К 85-летию русского фашизма
Игорь Пыхалов, Дмитрий Пучков. Потерпевшие от сталинских репрессий: маршал Блюхер
Иван Зацарин. Как не стать Африкой. К 53-летию освобождения «чёрного континента»
Клим Жуков, Дмитрий Пучков. О роли личностей в исполнении законов истории
Александр Шубин. Столыпинская аграрная реформа: как она не отменила революцию
Иван Зацарин. Две разные экспансии. К 390-летию продажи индейцами Манхэттена
Виктор Мараховский. Царь — не настоящий. Почему Ивану Грозному не везёт в кино
Дмитрий Михайличенко. Башкиры: жизнь в движении. Часть 2: свыкнуться с Россией и сражаться за неё
Новое
Видео
Русско-Японская война
Русско-Японская война
Лев Гумилев. Пассионарий, ученый, арестант.
Лев Гумилев. Пассионарий, ученый, арестант.
Битва при Ларге. Памятные даты военной истории России
18 июля 1770 года русские войска под командованием Румянцева разгромили превосходившую в два раза турецкую армию. Битва обернулась стратегической победой для России. За успех на реке Ларга Румянцев был награждён орденом Святого Георгия I степени