Царскосельский лицей. Школа, воспетая А.С. Пушкиным
211 лет назад появилась альма-матер для мальчиков из родовитых семей
Отечество нам Царское Село
Автором проекта создания лицея стал Михаил Сперанский, уже тогда известный своими реформаторскими идеями. Помните, как ратовал об образовании Петр I, как не хватало ему образованных, умных людей, которые могли бы понять и претворить в жизнь его идеи, его начинания? С тех времен прошло больше ста лет, но вопрос кадров так и оставался открытым, а вот количество Митрофанушек неуклонно возрастало. Сперанского очень беспокоило, что не хватает людей, способных понять и претворить в жизнь его нововведения. Как ему хотелось подготовить людей, способных объять, охватить, осмыслить и упорядочить всё системою. Появилась необходимость воспитания дворянских детей, сделать их образованными и эффективными чиновниками, и для этого в лицее применялись самые передовые методы образования и воспитания детей. Предполагалось, что здесь дети будут получать не только среднее, но и высшее образование.
Новое учебное заведение должно было заняться просвещением братьев Александра I. Великим князьям Константину и Николаю тогда было 21 и 14 лет. Как он сам говорил, что перед тем, как их отдать в университет, надо бы отвлечь от маршировки и дворцовых привычек, а сверстники своим примером помогут со временем стать им более добродетельными. Но подобная идея не была принята их матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. С коррективами по организации лицея выступили и император, и министр просвещения Разумовский. Ими не была принята идея о наборе юношей из разных сословий – только дети дворян. Да и количество лицеистов не должно было превышать 50 человек. Для лицея был выделен флигель Екатерининского дворца. У каждого лицеиста была своя комната (келья – как называл ее А. Пушкин). В комнате была железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
Первый раз в лицейский класс
12 августа 1810 года Александр I подписал указ об учреждении лицея для образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной, а 31 октября 1811 года были открыты двери Императорского Царскосельского лицея. Как и было положено в те времена, все началось с молебна, а уж потом начались протокольные мероприятия. На открытии присутствовал император с супругой и матерью, высшие сановники государства. Сегодня спросите любого гражданина, вряд ли кто-то вспомнит, что открывал лицей Александр I, зато всякий помнит, что там учился Александр Пушкин. В памяти народной Лицей так и остался «пушкинским».
Отгремели торжественные марши открытия и начались ученические будни воспитанников. Не знаю, как бы понравилось современным мальчикам обучение в лицее, но в то время считали, что распорядок дня способствовал развитию юношей. Ко дню выпуска молодые люди становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми и что очень важно, нравственно здоровыми людьми. Наши мальчики и девочки никаких ограничений в жизни не имеют, но и к самостоятельной жизни вряд ли готовы к окончанию школы.
Так вот, лицеисты вставали в шесть утра и шли на молитву. Евангелие читали по очереди. До завтрака, который начинался в девять утра, проходили уроки. И как нам не вспомнить старую русскую поговорку: «Сытое брюхо к учебе глухо». Да и завтрак, состоящий из белой булки с чаем, не очень отвлекал от занятий. После завтрака обязательной была прогулка в любую погоду. Погуляли – и снова за учебу, пообедали – и снова на занятия. Отдельный час был выделен на чистописание и рисование. Никакого тихого часа – до 17 часов вновь усвоение наук в классах. После полдника и прогулки – повторение уроков. В 20.30 – ужин, а в десять – вновь молитва и отход ко сну. Четкого расписания лицеисты придерживались каждый день. Главные развлечения – по средам и субботам, в эти дни можно было заняться танцами и фехтованием. А еще все должны были посещать занятия по духовному пению. По-моему, все очень симпатично и понятно, но, боюсь, не все со мной согласятся.
Для нормального существования лицей был укомплектован специальным штатом преподавателей и обслуживающего персонала. За образование отвечали семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернера. А к организации жизнеобеспечения был приставлены бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки и прачки. То, что образование ставилось во главу угла, подтверждает тот факт, что профессорами становились только известные отечественные и зарубежные ученые. Лицеисты должны были читать литературу в подлинниках, а между собой и с преподавателями общаться на французском языке. Известно, что за свое знание французского языка Пушкин получил прозвище Француз, правда, он имел еще одно прозвище – Сверчок, но это другая история, и мы рассказывали вам о ней в нашей ранней публикации. На последнем курсе обучения в программу образования ввели верховую езду и плавание. Плаванию обучали в большой купальне в царском саду, занятия проводили матросы. И каждую субботу лицеисты ходили в баню.
Рассказ был бы неполным, если мы не упомянем замечательную библиотеку, основу которой составили книги из юношеской библиотеки Александра Первого. В лицей поступали все новые отечественные и зарубежные издания, осуществлялась подписка на газеты и журналы. Сегодня мы остановились на том, как создавался Царскосельский лицей, какие организационные меры принимались, чтобы он стал одним из лучших вузов и мог готовить нужных специалистов. К сожалению, в одной статье мы не можем рассказать обо всех людях, о событиях, происходящих в лицее. Это тема наших будущих публикаций.
P.S. Остается ответить на один вопрос: смог ли Сперанский решить кадровый вопрос, создав Царскосельский лицей. Скорее да, чем нет. Планировалось, что выпускники лицея займут руководящие должности на государственной службе, а на деле лицей выпустил сотни выдающихся поэтов, писателей и научных деятелей, многие из которых и государству служили достойно. Россия должна быть благодарна ему за это.
Обложка: И.Е. Репин «А.С. Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», 1911 год. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Источник: https://ru.wikipedia.org
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
День партизан и подпольщиков.
12 января 1945 год Начало Висло-Одерской операции
12 января 1945 года Красная Армия начала Висло-Одерскую операцию. Войска Жукова и Конева нанесли удар невиданной силы. В начале февраля советская армия оказалась в 60-70 километрах от Берлина.
Российский приоритет – космос. Профессор Буровский о российском первенстве в освоении космоса
Российский приоритет – космос. Профессор Буровский о российском первенстве в освоении космоса