Бункер Сталина и другие секреты "Запасной столицы". Самарская область

8/5/2024

Самара — это не только город с более чем тысячелетней историей, о котором упоминал ещё арабский путешественник Ибн-Фадлан в 921 году, и который в 1367 году был отмечен на карте венецианских купцов Пицигано, как пристань Самар. Это город, в который могла быть перенесена столица СССР, и которому за огромный вклад его жителей в достижение Победы в Великой Отечественной войне, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции, а также проявленный массовый трудовой героизм, присвоено почетное звание «Город трудовой доблести».

Основание и история

1586 год считается официальной датой основания города Самара. Воевода князь Григорий Осипович Засекин, по приказу царя Фёдора Иоанновича построил Самарскую крепость – первую русскую крепость на реке Волга. Место для Самарского городка было выбрано на возвышенном и стратегически выгодном мысу правого берега реки. Таким образом, на Средней Волге, у вершины Самарской Луки, в двадцати верстах от древнего поселения-пристани Самар, центра рыболовства и казацкой деятельности, появился государев город-крепость Самара. Основная функция Самары заключалась в обеспечении безопасности от набегов кочевников и обеспечения водного пути между Казанью и Астраханью.

Самара, будучи укреплённым городом на луговой стороне Волги, играла важную стратегическую роль на юго-востоке Русского государства. В конце XVII века она служила не только дозорно-сторожевой крепостью, но и торгово-экономическим центром для взаимодействия с народами Заволжья и азиатскими государствами. Множество купцов и поставщиков товаров посещали Самару. Присвоение городу статуса городского ранга стало свидетельством роста его социально-экономического значения на Волге.

До середины XVIII века Самара была сторожевой крепостью, охранявшей русские границы. Кроме того, город служил опорным пунктом для освоения новых территорий. Благоприятные условия способствовали этому процессу: хорошие транспортные маршруты, плодородные земли и природные ресурсы позволили осваивать регион и привлекать переселенцев из числа русских, мордвы, украинцев, немцев и поляков.

В 1850 году Самарская губерния стала независимой административной единицей и одним из ведущих торговых центров, известным как «хлебная пристань России». Благодаря своему удачному расположению и развитию экономической деятельности, Самара превратилась в современный центр Поволжья. Получив статус губернского города, Самара стала крупным экономическим центром региона. В дальнейшем город продолжал расти и развиваться, став прогрессивной губернской столицей, передовым промышленным и торговым центром Поволжья.

Знаменитые уроженцы

В Самаре родилось множество известных людей, которые внесли значительный вклад в различные сферы жизни страны. Среди них актёры, музыканты, спортсмены, политики и другие выдающиеся личности.

Мы знаем Самару как родину советского и российского кинорежиссёра Эльдара Рязанова, создателя более 50 фильмов, включая такие шедевры советского кино, как «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и «Служебный роман». С 1955 года он стал режиссёром киностудии «Мосфильм», где «создал свой кинематограф». Он также проявил себя как писатель и драматург, написав сценарии для многих своих фильмов и несколько пьес. Рязанов создал более 200 авторских телевизионных программ, включая известную передачу «Кинопанорама». Одна из московских улиц названа в его честь. В октябре 2017 года в Самаре был торжественно открыт памятник режиссёру возле дома, где он родился.

Еще один известный всем человек родился в Самарской губернии в 1882 году - великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой, который был одним из самых разносторонних классиков русской литературы. В его богатом литературном наследии можно найти такие произведения, как исторический роман «Пётр I», научная фантастика, публицистика и знаменитая сказка «Золотой ключик». Еще можно выделить фантастические романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина». Для детей, помимо «Золотого ключика», Алексей Николаевич написал два сборника авторских сказок — «Сорочьи сказки» и «Русалочьи сказки», а также адаптировал множество русских народных сказок для маленьких читателей. Однако для современных читателей Алексей Николаевич Толстой остаётся автором трилогии «Хождение по мукам» — романа о Гражданской войне. В этом произведении он в нескольких эпизодах описывает Самару. При жизни автора его произведения пользовались огромной популярностью, его пьесы ставились в театрах, романы получали Сталинские премии, он был главой Союза писателей и получил звание академика.

Татищев и Тольятти

Самарский край тесно связан с именем знаменитого «основателя городов» - Василием Татищевым - одним из отцов русской исторической науки и сподвижником Петра I.

Этот талантливый человек родился в Псковской губернии в семье обедневшего дворянина. Род Татищевых, ведущий начало от Рюрика, к концу XVII века пришёл в упадок и потерял княжеский титул. Однако Василий Никитич добился успеха и оказал значительное влияние на историю России. Пётр I заметил его ещё в юности во время Полтавской битвы. Затем император поручил ему изучить артиллерию. Василий Никитич отправился в Германию, где в течение четырёх лет изучал инженерные науки. После возвращения он наладил работу артиллерии в действующей армии. Татищев также занимался созданием единой карты России, руководил строительством горнодобывающих предприятий на Урале и улучшал российскую монетную систему.

В середине 1730-х годов XVIII века Василий Татищев возглавил Оренбургскую экспедицию, целью которой было укрепление царской власти в Поволжье. Для этого вдоль пути от Самары до Оренбурга были построены мощные крепости. Татищев считается основателем нескольких городов, среди которых особенно выделяется Ставрополь-на-Волге (сегодня город Тольятти). В 1737 году Василий Никитич лично выбрал место для поселения крещёных калмыков и защиты русских земель от кочевников. В одном из живописных мест Среднего Поволжья, напротив Жигулёвских гор, он основал город-крепость.

В XIX и начале XX веков город был известен как доступный климатический курорт и кумысолечебница. Строительство Куйбышевской ГЭС имени В. И. Ленина (сегодня Жигулевская ГЭС) в 1949-1955 годах оказало значительное влияние на город. Из-за перекрытия Волги и начала наполнения Куйбышевского водохранилища он был перенесён из зоны затопления на новое, более высокое место. С 1964 года город носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. В 1970-е годы население города резко возросло из-за строительства Волжского автомобильного завода (ВАЗ).

Сегодня Тольятти — второй по численности населения город Самарской области, расположенный на восточном берегу Волги. Это один из крупнейших промышленных и транспортных центров региона. Город известен как крупнейший производитель автомобилей в России. Здесь находится автомобильная компания «АвтоВАЗ», выпускающая популярные легковые автомобили.

Куйбышев - запасная столица СССР

В 1941 году во время Великой Отечественной войны город Куйбышев, а именно так называлась Самара тогда, получил официальный статус «запасной столицы». Это было обусловлено тем, что город уже являлся центром крупного военного округа и имел важный железнодорожный узел, связывающий Европу и Азию. Куйбышевские власти были готовы к проведению масштабной эвакуации. Осенью 1941 года в город и область были эвакуированы десятки оборонных заводов и построено более 30 временных аэродромов. В результате Куйбышев быстро превратился в крупнейший промышленный и оборонный центр СССР, обладающий необходимой инфраструктурой для выполнения роли запасной столицы страны. История показала, что Куйбышев успешно справился с этой задачей.

30 сентября 1941 года началась немецкая стратегическая операция «Тайфун» по захвату Москвы. Немецкое командование планировало окружить Красную Армию в районе Брянска и Вязьмы, а затем атаковать Москву с севера и юга, отрезав её от основных сил. 2-я танковая группа под командованием Гудериана успешно атаковала советские позиции. В битве за Москву участвовало более трёх миллионов солдат и офицеров с обеих сторон.

В связи с напряжённой обстановкой в Москве в сентябре 1941 года Государственный комитет обороны под руководством Иосифа Виссарионовича Сталина принял решение об эвакуации столицы СССР в Куйбышев. Были перемещены Верховный Совет СССР, правительство, множество наркоматов и другие государственные учреждения, весь дипломатический корпус. Также сюда перевезли посольства, дипломатические представительства и миссии более чем из двух десятков стран, от США до Японии, а также иностранных журналистов. Иностранным дипломатам предоставили лучшие особняки старой купеческой Самары. Такого количества иностранцев в Куйбышеве ещё не видели.

Город превратился в тыловой и промышленный центр: в первые годы войны сюда переместили сорок промышленных предприятий и военных заводов. В Куйбышев также эвакуировали Государственный академический Большой театр оперы и балета, Ленинградский академический драматический театр и симфонический оркестр Всесоюзного радио.

В кратчайшие сроки производство было развёрнуто на новом месте, и уже через два-три месяца началась поставка продукции для фронта. Во время войны Куйбышев стал не только политическим, но и важным военно-промышленным, экономическим, транспортным и культурным центром страны. За время войны объём производства в городе вырос в 11 раз, а население увеличилось в 1,5 раза — с 390 до 700 тысяч человек.

Осенью 1941 года Государственный авиационный завод № 1 имени И. В. Сталина и моторный завод № 24 имени М. В. Фрунзе были срочно эвакуированы из Москвы в Куйбышев. Из Воронежа в областной центр прибыл авиационный завод № 18 имени К. Е. Ворошилова. Десятки эшелонов доставили тонны оборудования, которое установили прямо в полях, а корпуса достроили позже, вокруг работающих станков. Инженерно-технический персонал и лётчиков также направили сюда из воинских частей и авиашкол.

Директорам военных предприятий поставили задачу начать серийное производство штурмовика Ил-2 не позднее чем через два месяца после переезда. Задание казалось невыполнимым. Но все же первый знаменитый штурмовик Ил-2 был собран на новой площадке 10 декабря 1941 года.

23 декабря 1941 года стало памятной датой для работников завода, равно как и текст телеграммы от Верховного Главнокомандующего, полученный в тот день. Копии телеграмм распространялись в проходной, а затем доставлялись в общежития и бараки.

"Директору завода №18 Шенкману, директору завода №1 Третьякову.

Вы подвели нашу страну и Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей стране, нашей Красной Армии теперь, как хлеб, как воздух. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков МиГ-3 по одной-две штуки в день. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Если 18-й завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы стали выпускать побольше Илов. Предупреждаю в последний раз. Сталин".

После получения телеграммы завод начал производить по три самолёта Ил-2 в день. Штурмовики Ил-2 стали основным оружием советской фронтовой авиации, выполняя функции многоцелевых штурмовиков и ближних дневных бомбардировщиков. Осенью 1942 года куйбышевские заводы начали выпускать Ил-2 с кабиной стрелка сзади, заменив прежние одноместные модели.

За время войны было произведено более 36 тысяч штурмовиков Ил-2 и около пяти тысяч Ил-10. 80 % всех штурмовиков создали куйбышевские авиационные заводы. На эвакуированных предприятиях также выпускали стрелковое, бомбардировочное и химическое оружие.

В кратчайшие сроки Куйбышев превратился в крупнейший промышленный и оборонный центр СССР, обладающий достаточной инфраструктурой, чтобы стать запасной столицей страны.

Во время войны добыча нефти в Куйбышевской области значительно увеличилась, за что её начали называть «Вторым Баку». Более 5000 бакинских геологов, буровиков и нефтяников были направлены сюда. В 1943 году добыча нефти выросла на 42% благодаря усилиям куйбышевских нефтяников. Эта нефть перерабатывалась в авиационный бензин для самолётов и дизельное топливо для танков на нефтеперерабатывающем заводе в городе Сызрань. Этот завод был построен в рекордные сроки.

В области также началась разработка газовой индустрии. В 1942–1943 годах был построен крупнейший на то время газопровод Бугуруслан — Куйбышев.

К началу 1943 года молодёжь (60–75%) стала основной рабочей силой на предприятиях области. В тяжёлых условиях военного времени руководство предприятий начало строительство целых посёлков молодёжных общежитий рядом с промышленными предприятиями. Эти посёлки, называемые «юнгородками», были созданы при авиационном и моторостроительном заводах.

Значение Куйбышевского порта значительно возросло, так как он сыграл важную роль в обеспечении советских войск грузами во время Сталинградской битвы. Речники Средневолжского речного пароходства в навигацию 1942 года доставили Сталинградскому фронту 340 транспортных средств с грузами.

В начале войны в Куйбышеве было развёрнуто 27 эвакогоспиталей, где проходили лечение сотни тысяч раненых. Основная задача эвакогоспиталей заключалась в возвращении раненых и больных военнослужащих в строй или пополнении трудового тыла комиссованными воинами. В госпиталях уделялось большое внимание увеличению количества выздоравливающих. Добровольные помощники из числа жителей города помогали обслуживающему персоналу заботиться о раненых.

Неоценим вклад Куйбышева в победу. Например, только штурмовиков Ил в городе было произведено 36 тысяч. Рабочие и служащие внесли более 114 миллионов рублей в Фонд обороны. Танковые колонны «Куйбышевский осоавиахимовец», «Эскадрилья Куйбышевский комсомолец», самолёты «Чапаевцы», «Куйбышевский пионер», бронепоезд «Куйбышевский железнодорожник», звено гидросамолётов «Речник Средней Волги» наносили удары по врагу. Более 80 миллионов рублей собрали на строительство танковой колонны «Куйбышевский колхозник», а пионеры и школьники области — 2 миллиона 130 тысяч 930 рублей на танковую колонну «Юный пионер». Из Куйбышева на фронт отправляли посылки с тёплыми вещами, продуктами и другими необходимыми предметами.

Памятник штурмовику Ил-2 в Самаре

9 мая 1975 года, в тридцатую годовщину победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, в Самаре был установлен памятник штурмовику Ил-2 возле проходной авиационного завода. Ветераны авиационного завода предложили сделать памятником настоящий самолёт Ил-2. Однако выяснилось, что на заводе, который производил Ил-2 во время войны, не осталось ни одного штурмовика. Этот самолёт уже давно был снят с вооружения в частях ВВС страны. Осенью 1970 года в болотах Мурманской области был найден самолёт с номером 1872932. Из архивных документов стало известно, что самолёт с пилотом К. Котляревским и стрелком Е. Мухиным на борту был сбит в марте 1943 года. Самолёт доставили на авиационный завод в Куйбышев, где старые рабочие по памяти собрали и отремонтировали корпус, вооружение и другие детали. Позже монумент перенесли на главную городскую магистраль — Московское шоссе, на пересечении с проспектом Кирова, где он находится и в настоящее время.

Бункер Сталина

После выхода указа об эвакуации Москвы был выпущен ещё один документ с грифом «Совершенно секретно». В связи с приближением линии фронта к столице возникла угроза бомбардировок, что потребовало срочного создания надёжного укрытия для главы государства, позволяющего управлять страной и армией в любых условиях. Сотрудники «Метростроя» разработали в Куйбышеве разветвлённую сеть подземных инженерных сооружений.

Секретный бункер для Сталина построили в 1942 году. В строительстве бомбоубежища, которое уходило на 37 метров под землю, принимали участие около 3000 специалистов «Метростроя» и местных рабочих. Оно было абсолютно герметично и рассчитано на полную автономность в течение 5 суток. На тот момент бункер Сталина стал самым глубоким бомбоубежищем в мире.

Работы по строительству проходили под площадью имени Куйбышева. Однако все масштабные мероприятия проводились в обстановке строгой секретности, и ни местные жители, ни гости города не имели представления об этом. Только в начале 1990-х годов, когда объект был рассекречен, широкая публика смогла посетить его.

Сегодня бункер Сталина – это музей, который привлекает российских и иностранных туристов. Причем с ним связано несколько легенд, согласно которым бункер соединен туннелями с другими значимыми объектами Самары. Также ходят слухи о личном кабинете Сталина в бункере, где есть множество фальшивых дверей.

Бункер Сталина — не единственный в городе. Недалеко от него, под площадью Куйбышева, расположен ещё один крупный объект — бункер Калинина. Во время войны за пределами города был построен большой «объект А», также известный как бункер Жукова. Существует также недостроенный бункер Берии, который сейчас затоплен грунтовыми водами.

Парад Победы

Одним из главных событий исторического прошлого Куйбышева был военный парад на площади Куйбышева, который имел огромное значение для исхода войны. 7 ноября 1941 года в Куйбышеве прошёл военный парад в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Парад проходил одновременно с аналогичными парадами в Москве на Красной площади и в Воронеже.

Решение о проведении парада в Куйбышеве было принято в Ставке Верховного главнокомандующего СССР. Параду в честь 7 ноября придавалось большое политическое значение: он должен был продемонстрировать военную мощь Советского Союза как союзникам, так и потенциальным противникам, особенно Японии и Турции, чьё вступление в войну против СССР было вполне вероятно.

Только в Куйбышеве парад включал в себя не только прохождение войск и боевой техники, но и воздушный парад с участием десятков новых самолётов. В торжественном параде приняли участие 25 600 военнослужащих, над площадью Куйбышева пролетели 233 самолёта. Парад продолжался полтора часа, став самым продолжительным из трёх проведённых в стране парадов. За военными следовала демонстрация трудящихся, которая длилась более часа, в ней приняли участие 178 тысяч человек. Парад сопровождался оркестром.

На параде присутствовали представители дипломатического корпуса из 22 стран, сотрудники английских и американских военных миссий и иностранные корреспонденты. Шествие, развернувшееся перед глазами иностранцев в течение полутора часов, поразило их.

Этот парад стал демонстрацией значительной военной мощи и зримым проявлением единства всего народа в борьбе с агрессором за независимость и процветание своей Родины.

«Говорит Москва»

В марте 1943 года Юрий Левитан, известный как «главный голос Советского Союза», был переведён из Свердловска в Куйбышев. Диктор вещал на всю страну, он озвучивал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего, которые начинались со слов «Говорит Москва». Левитан работал на верхнем этаже Куйбышевского радиодома на улице Красноармейская, 17.

Важно отметить, что никто не знал, как выглядит Левитан, его личность была строго засекречена. Информация о том, что диктор провёл некоторое время в Куйбышеве, стала известна лишь примерно через 30 лет после завершения войны.

Дальнейшие события истории показали, что Куйбышев (ныне Самара) успешно выполнил свою задачу и заслуженно получил звание «Город трудовой доблести».

Сегодня Самара — областной центр России и крупный мегаполис на берегу Волги. Это динамичный город с уникальной атмосферой, сочетающий в себе историческое наследие и современный образ жизни. Это уголок трогательной старины с малоэтажными кварталами, уютными двориками и элементами модерна, пронизывающими город, а также красивой пятикилометровой набережной Волги, которая летом превращает Самару в город-курорт.

Город является одним из ведущих научных центров страны в космической и авиационной отраслях, благодаря своим научно-исследовательским институтам, работающим в машиностроении, металлообработке и сельском хозяйстве.

Самарская земля известна своими уникальными природными ландшафтами, включая национальный парк «Самарская Лука» и Жигулёвские горы, а также рекой Волгой.

Пройти тест по теме

Источник обложки: Дзен