Бой за Аграханский редут. Как 150 русских воевали против 25000 горцев
Мы неоднократно обращались к теме мужества и героизма русских солдат. И сегодня мы вам расскажем об одном эпизоде, произошедшем после Персидской войны 1722-1723 годов, когда русские солдаты, не знавшие еще суворовских заповедей, убедили всех, что воевать можно не числом, а умением.
С чего все начиналось
В 1721 году завершилась Северная война. Явных внешних врагов на тот период не наблюдалось, и Петр решил воплотить в жизнь одну свою старую затею. Окно на Запад было прорублено, а вот Восток так и оставался темным пятном с нерешенными проблемами. Было желание присоединить территории, прилегающие к Каспийскому морю, но чтобы осуществить эту затею, надо было начать войну с Персией. Победоносная война сразу открывала торговые пути из Индии и Азии, защищала православных на Кавказе и ослабляла позицию османов на Востоке.
Сказано – сделано, и 18 июля 1722 года 274 корабля начали двигаться по Волге в сторону Каспийского моря. Первый этап войны можно было бы назвать удачным, так как войска победоносно прошли по берегу моря и захватили Дербент. Дальнейшее продвижение войск нарушила погода. Сильный шторм практически погубил весь русский флот, а на нем осуществлялась доставка провизии. Петр I вынужден был вернуться в Астрахань, где начал готовиться к военным действиям 1723 года.
В новой кампании Петр уже не принимал участия, и командование было возложено на генерала М. А. Матюшкина. 6 июля русские войска начали осаду Баку, и 26 июля город капитулировал. Это был большой успех для русских войск, а вот для Персии – удар. Зато он способствовал тому, что Персия начала искать возможности для заключения мира.
12 сентября 1723 года война завершилась. В Петербурге представители Персии подписали мирный договор, который в истории остался как Петербургский договор 1723 года. Мечты Петра воплотились в жизнь, и города Баку, Дербент, Решт и многие другие отошли России. Наступательные действия надо было бы продолжить, так как Турция уже захватила Армению, Грузию и часть Азербайджана. Но на этом этапе победили дипломаты. В 1724 году был заключен Константинопольский мир, по которому за османами оставались завоеванные территории, и Россия признавала этот договор, но и османы признавали мир между Россией и Персией от 1723 года.
Сегодня нам ясно, что Петр I сделал большое дело, присоединив эти земли, только вот его преемники так масштабно мыслить не умели, и эти земли не удержали. Позднее все эти территории вернулись к России, но это уже другая история.
Аграханский редут
1725 год многое изменил на берегах Каспия и на Кавказе. Екатерина I только говорила о продолжении политики мужа, а на деле… «птенцы гнезда Петрова», в том числе и Александр Меншиков, были прекрасными исполнителями воли императора, но самостоятельного государственного мышления не имели. При дворе некогда было думать о пути на Восток, надо было думать о власти, чинах, балах и праздниках.
Некоторое время, скорее по инерции, Петербург еще занимался Персидским (Низовым) корпусом. Действия эти были связаны в основном с активностью Турции, которая стремилась вытеснить русских с берегов Каспийского моря. Положение русских войск на побережье ухудшалось изо дня в день. Снабжение осуществлялось из Астрахани и часто задерживалось. Усиливающееся давление персидских войск привело к тому, что ряд позиций русские войска стали сдавать. Персидский корпус удерживал только отдельные пункты, дороги были небезопасны, а по ним перемещались разбойничьи шайки. Гарнизон в Дербенте жил в постоянной опасности быть атакованными неприятелем. Одно время шамхал Тарковский, клявшийся Петру I в верности, решил самостоятельно попытать военное счастье и вступил в союз с казикумухским ханом и кайтагским уцмием. Общая численность войск шамхала составила 25 тысяч человек, и их целью стали русские поселения на Сулаке. На пути этого войска оказался Аграханский редут. Опорный пункт защищало 50 пехотинцев и 100 терских казаков под руководством подполковника Маслова. Вот здесь и пригодились русская смекалка и мужество. Осада укрепления ничего не дала, а вот знаменитая штыковая атака внесла такую сумятицу в войска горцев, что они рассорились и разошлись по домам. Остались только войска шамхала, но и они в скорости отошли в Терки.
Предательство шамхала не было оставлено без последствий. Командующий войсками на Кавказе Матюшкин отправил карательные отряды против предателей. Сам шамхал после сдался и попросил прощения. Его простили и сослали в мурманскую Колу.
Действия Матюшкина на Кавказе показали, что только активные наступательные действия приносят успех. К сожалению, ни победы, ни героизм русских солдат не помогли сохранить завоевания Петра I. Новые правители из Петербурга к этому были еще не готовы.