Бомбардировка Зонгулдака: стратегия, давшая жизнь российской корабельной авиации
6 февраля (24 января по ст. ст.) 1916 года гидроаэропланы Черноморского флота произвели первый в мире бомбовый налет на вражеский порт. К месту вылета их доставили авианесущие корабли.
Когда российские авиаторы заходили в атаку на порт и на железнодорожный узел, когда они пытались положить свою пудовую бомбу точно под трубу большого транспортного судна, они меньше всего думали о том, что вот прямо сейчас при их непосредственном участии рождается новая стратегия морской войны. Летчики-черноморцы выполняли поставленную боевую задачу: надо было затруднить, а лучше совсем прервать доставку угля турецким заводам и броненосцам.
Бомбить необходимо!
Первый самолетовылет, открывший историю морской авиации, совершил лейтенант русского флота С.Ф. Дорожинский в Севастополе 29 сентября 1910 года. И через месяц с небольшим в том же Севастополе была открыта школа военных авиаторов. А в 1912 году первые 5 гидроаэропланов Черноморского флота положили «начало организации авиационного дела в морском ведомстве».
Командующий Черноморским флотом адмирал Андрей Августович Эбергард
Источник: turkaramamotoru.com
Поначалу флотские теоретики отводили авиации исключительно вспомогательную роль — связь и разведка, поэтому авиаторы были причислены к службе связи флота. Но командующий Черноморским флотом Эбергард не был согласен со столичными адмиралами. Он считал, что морская авиация должна выполнять гораздо более широкий круг задач, включая бомбардировку неприятельских кораблей. Он был уверен, что из-за крайне малого времени нахождения в воздухе действовать морская авиация должна с плавучих баз. Свои соображения командующий высказал в выпущенной в конце 1913 года программе морской авиации, которая для Черноморского флота имела силу приказа. Благодаря инициативному адмиралу в последнее предвоенное лето черноморские авиаторы успели провести учебные бомбометания, отрабатывали взаимодействие самолетов и кораблей, научились передавать сообщения с самолетов.
Спустить гидро!
Буквально с первых дней войны авиация на Черном море начала активные разведывательные вылеты. Позже пытались и атаковать вражеские корабли.
К лету 1915 года Черноморский флот принял в свой состав два авианесущих корабля (АВК) – «Император Александр I» и «Император Николай I». Прежде это были коммерческие пароходы, а теперь каждый из них мог принять на борт 6-7 аэропланов. Уже в феврале 1915 года на борту «Императора Николая I» впервые была произнесена команда: «Спустить гидро!» Устаревшие довоенные аэропланы постепенно выходили из строя, но тут на вооружение черноморской авиации начала поступать М-5 — очень удачная летающая лодка российского конструктора Григоровича. Двухместный гидроаэроплан способен был держаться в воздухе около трех с половиной часов, обладал скоростью полета около 100 км/ч, мог подняться чуть выше 3000 метров и взять на борт две пудовые авиабомбы.
Подъем гидроаэроплана «Кертис» на борт АСК «Император Николай I»
Источник: авиару.рф
Количество вылетов росло, летчикам часто запрещали во время вылетов бомбить корабли, но, как известно: «когда бог раздавал дисциплину, авиация находилась в воздухе». Запрет нарушался постоянно.
Не менее важно и то, что в 1915 году авиация Черноморского флота была выведена из службы связи и подчинена непосредственно командующему.
Накопленный опыт, новые самолеты и адекватная организация позволили начать планировать налет на порт Зонгулдак, снабжавший углем турецкую промышленность и турецкий флот.
М-5 в полете
Источник: авиару.рф
Угольную артерию перекрыть!
В 1915 году союзники начали операцию в Дарданеллах, им необходимо было любым способом снизить активность турецкого флота. Нужно было оставить его без угля.
Черноморский флот начал активное противодействие перевозкам из Зонгулдака. Но обстрелы с кораблей ожидаемого эффекта не давали, поскольку гористая местность защищала инфраструктуру, а высокий мол — корабли. Оставалось охотиться за перевозившими уголь транспортами, что Черноморский флот с переменным успехом и делал, периодически сталкиваясь с противодействием турецкого флота.
И тогда командование решило применить авиацию. Оставалось дождаться погоды и прихода в порт большого транспорта. Эти условия сошлись в начале февраля (конце января по ст. ст.) 1916 года.
М-5 №37
Источник: авиару.рф
«...Бомбардировать Зонгулдак, и если есть там за молом стоящий большой пароход, то и его».
Днем 5 февраля (23 января по ст. ст.) эсминец «Поспешный» сообщил из Зонгулдака, что погода благоприятна для действия авиации, и через час из Севастополя вышли АВК «Император Александр I» и «Император Николай I», сопровождаемые линкором «Императрица Мария» и двумя эскадренными миноносцами. Каждый из АВК нес по 7 самолетов М-5, и это было максимально возможное количество. Первым боевым отрядом, расположенным на «Императоре Александре I», командовал лейтенант Раймонд Федорович фон Эссен, вторым отрядом – на «Императоре Николае I» – лейтенант Александр Константинович Юнкер.
Утром 6 февраля (24 января по ст. ст.) АВК начали сгружать самолеты в 20 морских милях от Зонгулдака. Первый отряд взял по 2 пудовые и 2-4 10-фунтовые авиационные бомбы, второй — по две 50-фунтовые и две 10-фунтовые авиабомбы.
Гидроавиатранспорты Черноморского флота «Император Александр I», «Император Николай I», «Румыния»
Источник: авиару.рф
Первым в 10.27 взлетел лейтенант Эссен на «аппарате №37» и взял курс на Зонгулдак. В течение 36 минут в воздух поднялись обе боевые группы. Из 14 самолетов 2 не смогли взлететь, один из-за непроизвольно сброшенной бомбы прервал полет, еще два экипажа не смогли в облаках найти цель. Всего в налете участвовало 9 аэропланов.
Из-за сильного шрапнельного обстрела бомбить пришлось с километровой высоты, а испортившаяся погода заставляла искать разрывы в облаках. Не попав в пароход, но успешно отбомбившись по железнодорожному узлу, лейтенант Эссен вернулся на базу. Помимо его самолета стоящий в порту транспорт атаковали еще три экипажа, всего сбросив три пудовые, четыре 50-фунтовые и три 10-фунтовые бомбы. Повезло лейтенанту Марченко, а точнее, его наблюдателю прапорщику князю Лобанову-Ростовскому. Пущенная им по угольному транспорту «Ирмингард» 50-фунтовая бомба легла точно в район трубы, отчего транспорт затонул и сел на грунт. Позднее он был поднят и еще раз утоплен (уже окончательно) подводной лодкой «Нарвал».
Остальные самолеты отбомбились по портовым сооружениям, железнодорожному узлу и артиллерийской батарее. Непосредственно над целью аэропланы провели от 5 до 18 минут. В общей же сложности вылет длился около часа.
Потерь не было, все экипажи успешно вернулись на борт своих «Императоров», но вот заключительная часть вылета для некоторых из них обернулась еще одним приключением, ничуть не менее опасным, чем сам налет на вражеский порт.
М-5 № 35 модель
Источник: karopka.ru
Авиаторы против подводников
Лейтенант Эссен на своем аэроплане с бортовым номером 37 через 50 минут после старта приводнился рядом с «Императором Александром I», ему сбросили концы и начали подтягивать к борту. И вдруг машины АВК дали полный ход, самолет начало сносить на винты. А затем на корабле раздался выстрел. Брошенные концы запутались вокруг мотора, и тот отказал. Запустить двигатель было невозможно из-за опутавших мотор концов. И в этот самый момент Эссен увидел торпеду (как тогда говорили — самодвижущуюся мину), идущую прямиком к ним. «Мина шла довольно медленно, коснулась лодки, остановилась, затем ее течением от винтов отнесло в сторону, и она через несколько минут затонула», – писал лейтенант в отчете командованию. Наблюдатель, второй член экипажа, сумел распутать концы, запустить мотор (без одного цилиндра) и, взлетев, экипаж начал искать подводную лодку, выпустившую торпеду. После безуспешных поисков аэроплан №37 сел и был поднят на борт корабля.
Героем этого эпизода стал экипаж М-5 №35 в составе лейтенанта Г.В. Корниловича и зауряд-прапорщика В.Л. Бушмарина. Возвращаясь с вылета, уже на подходе к базе они обнаружили перископ подводной лодки всего в четырех кабельтовых (около 740 м) от «Императора Александра I». Прапорщик тут же обозначил лодку дымами, по которым и был открыт артиллерийский огонь. Целью немецкой субмарины UB-7 были русские корабли, блокирующие Зонгулдак. Благодаря действиям Корниловича и Бушмарина лодка была обнаружена наблюдателями «Императора» и обстреляна специальными ныряющими снарядами. UB-7 пришлось выпускать торпеду с большого расстояния, из-за чего атака оказалась безрезультатной, а торпеда, потеряв ход, затонула, едва коснувшись самолета Эссена.
Впечатленное успешными действиями морской авиации и бомбардировкой Зонгулдака командование Черноморского флота в конце 1916 года сформировало дивизион корабельной авиации, куда вошли четыре авианесущих корабля — «Император Александр I», «Император Николай I», «Алмаз» и «Румыния», а также четыре воздушных отряда по восемь гидроаэропланов в каждом.
Обложка: Бомбардировка русской морской авиацией турецкого угольного порта Зонгулдака 6 февраля 1915 г. художник С.Г. Невельштейн. Источник: navalmuseum.ru
Смотрите также:
Захват Трапезунда: лучшая десантная операция Первой мировой
Чего не было раньше и без чего теперь не воюют: оружие Первой мировой
Создание Антанты. Сердечное согласие, которое закончилось войной
Как Россия и Германия обыграли Антанту: история Рапалльского договора
Новое
Видео
31 марта 1814 год Взятие Парижа
31 марта 1814 года русские войска во главе с Александром I триумфально вступили в Париж. Это стало окончанием всего периода наполеоновских войн. Когда его столица перешла в руки русских, Наполеон отрёкся от трона
Восточно-Прусская наступательная операция. 13 января – 25 апреля 1945 года
Цель Восточно-Прусской наступательной операции состояла в разгроме группировки противника в Восточной Пруссии и северной части Польши. Немецкое командование стремилось любой ценой удержать Восточную Пруссию. В ходе операции Красная Армия прорвала немецкую оборону и вышла к Балтийскому морю, разгромив основные силы фашистской Германии. После овладения Восточной Пруссией были полностью нарушены морские коммуникации противника и резко затруднено снабжение курляндской группировки, блокированной в советской Прибалтике. В ознаменование одержанной победы Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За взятие Кенигсберга».
Сергей Лукьяненко о братьях Стругацких
Сергей Лукьяненко о братьях Стругацких