Боги Египта и их наместники на земле. Религии Древнего Египта
Могущественные боги сопровождали древних египтян от их появления на свет до путешествия в загробное царство. Величественные пирамиды, священные тексты, мистические заклинания и сложные похоронные обряды готовили человека к одному – к вечной жизни души. Весь этот уникальный сплав мифов, ритуалов и верований одной из величайших древних цивилизаций до сих пор вызывает живой интерес и множество споров.
Возникновение древнеегипетской религии
Древнеегипетская религия выросла из представлений первых нильских земледельцев и скотоводов о мироустройстве, о силах природы, о необъяснимых тайнах рождения и смерти. Формирование племенных культов, лёгших в основу общей религии, началось в середине V тысячелетия до н.э. и представляло конгломерат божеств-покровителей, имевших местное значение. Примерно с середины IV тысячелетия до н.э. из этого калейдоскопа локальных верований стало формироваться мировоззрение, в главных своих положениях разделяемое всем населением Египта от дельты Нила до его первых порогов. Общие взгляды на «Ка» (жизненную силу), «Ба» (душу), «Ахет» (дух), «Дуат» (загробный мир) и «Маат» (миропорядок), несмотря на бесконечные локальные различия, сформировали Египет как самобытную цивилизацию.
Современные ученные отмечают поразительную устойчивость египетской религии, однако на протяжении 5000 лет – от первого пробуждения до окончательного запрета в 535 году н.э. – почитание богов как верховных покровителей государства менялось. Во многом это зависело от правящей династии, выдвигавшей бога своего нома (округа) на вершину пантеона. Если сократить хронологию до ключевых пунктов, то в Раннем царстве (ок. 3100–2649 гг. до н.э.) возникло всеобщее поклонение Сету и Гору, в Древнем царстве (ок. 2650–2170 гг. до н.э.) главенствовал культ бога Ра, в Среднем царстве (2040–1782 гг. до н.э.) выше всех ставили Амона, в Новом царстве (1550–1070 гг. до н.э.) большое значение обрело почитание Осириса и Исиды.
Пантеон богов
Ярко выраженный политеизм – характерная черта древнеегипетской религии на протяжении всего времени ее существования. Если брать в расчет всех мифологических персонажей, специалисты насчитывают от нескольких сотен до нескольких тысяч божеств, «населявших» долину Нила при фараонах. Среди них возвышалось около двух-трех десятков больших богов, а особым почетом была окружена эннеада – девятка главных богов. Наибольшее признание имела эннеада из Гелиополя – Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида. В других крупных религиозных центрах (Мемфис, Фивы) существовали свои эннеады. Египетские боги могли иметь несколько ипостасей (проявлений). Бог Ра представлял утреннее солнце как Хепри, полуденное как Ра, а вечернее как Атум. В разные периоды истории боги обретали синкретические формы, «усиливая» друг друга: тот же Ра в соединении с Амоном выступал как бог Амон-Ра.
В представлении древних египтян каждый бог нес свою функцию в мироздании. Сет воплощал разрушительные силы природы, был богом войны, пустынь и разрушений. Гор считался защитником высшей власти, покровителем фараонов, Амон – богом воздуха; Ра – богом Солнца, Хатхор (Хатор) – богиней любви, красоты, веселья, Осирис – богом возрождения и судьей мертвых, Исида – богиней семейного очага и благополучия, Анубис – сопроводителем умерших в загробном царстве, Собек – богом воды и плодородия, Птах – покровителем ремесел, Нефтида – богиней ночного неба и т.д.
У каждого бога были свои священные животные, игравшие важную роль в их культе. Животным бога Ра был жук-скарабей, Амона – баран и гусь, Осириса – бык и крокодил, Исиды – корова и змея, Гора – сокол, Тота – ибис и павиан, Хатхор – корова и лев, Тауэрт – бегемот и т.д. Многие боги обладали зооморфными чертами – человеческим телом и головой животного. Так, Анубис изображался с головой шакала, Бастет – кошки, Гор – сокола и т.д. В этом проявлялся архаичный культ священных животных.
Родина богов
Египетские боги, за исключением самых абстрактных, вроде Нут, Нун, Хапи или Ху, упоминаемых только в мифологических текстах, имели свою «родину» – место, где зародился данный культ. При возвышении родного города или нома возвышался и его главный бог-покровитель. Его почитание переходило из регионального в общеегипетское. Самыми известными местными культами, обретшими общее значение, были культы Ра в Гелиополе, Амона в Фивах, Птаха в Мемфисе, Сета в Омбосе, Гора в Нехене, Осириса в Абидосе, Тота в Гермополе, Исиды в Бусирисе и на острове Филе.
Любопытно, что многие культы оказались пришлыми. Так, в Абидосе культ Осириса вытеснил более древний культ Хентиментиу, в Гелиополе бог Ра заменил бога Атума в качестве верховного божества, в Фивах на смену Монту пришел Амон. Этот процесс демонстрирует, как политическое и культурное влияние отдельных городов и регионов способствовало трансформации и адаптации религиозных верований, создавая сложную и многослойную картину древнеегипетской мифологии. Со временем новые боги, привнесенные в местные культы, обогащали и усложняли пантеон, создавая уникальные синкретические формы и укрепляя роль религии в обществе.
Главные мифы
Глубокая символика и сложность египетской религии отражена в мифах о сотворении мира, об Осирисе и Исиде, о битве Ра с Апопом, о Хатхор и уничтожении человечества, в истории Гора и Сета и др. Через эти мифы египтяне осознавали окружающий мир, человеческую судьбу, тайны природы. Основной мотив мифов – борьба между добром и злом, светом и тьмой, порядком и хаосом, жизнью и смертью.
В мифе о разрушении человечества повествуется о разочаровании бога солнца Ра в людях, о том, как он послал свою дочь Хатхор в львином облике богини войны и разрушения Сехмет, чтобы уничтожить человечество. Сехмет рьяно начала свою кровавую жатву, чем привела в содрогание самого Ра. Чтобы предотвратить дальнейшее истребление, он окрасил пиво в красный цвет и разлил его по полям. Сехмет приняла пиво за кровь и с жадностью начала пить. В итоге она охмелела и заснула, а когда проснулась, вновь стала доброй Хатхор. Так было спасено человечество, а Ра показал силу божественного гнева и милосердия.
В другом знаменитом мифе рассказывается о праведном Осирисе, убитом своим братом Сетом. Сет разрубил тело Осириса на 14 частей и раскидал по всему Египту. Жена убитого Исида собрала все части мужа и с помощью магии и Анубиса воскресила его. Осирис стал владыкой загробного мира и символом возрождения и вечной жизни. Гор, его сын от Исиды, отомстил Сету, а миф стал иллюстрацией торжества жизни над смертью и добра над злом.
Храмы и жрецы-хранители богов
Местом общения людей с богами выступали храмы. В них помещались статуи божеств, отправлялись религиозные культы, совершались необходимые ритуалы, хранились священные тексты. Храмы очень рано заняли ключевое место в экономической и социальной жизни страны, также они выполняли функцию образовательного генератора, философского интерпретатора, политического регулятора и «божественного переводчика». Храмам принадлежали значительные территории, они вели торговлю, собирали налоги, принимали многочисленные дары от фараонов.
В главных религиозных центрах Египта – Гелиополе, Мемфисе и Фивах – уже при первых династиях начали складываться теологические и космогонические концепции, положившие начало объемному корпусу религиозных текстов. В числе наиболее значительных из них можно назвать «Книгу познания воссуществований Ра и ниспровержения Апопа», «Тексты пирамид», «Памятник мемфисской теологии», лейденский и каирский папирусы с гимном Амуну и т.д.
Примечательно, что складывание касты профессиональных жрецов приходится только на XVI–XV века до н.э. До этого функции жрецов выполняли чиновники и государственные служащие, часто менявшие друг друга. Своего апогея развития жреческое сословие достигло к концу Нового царства, когда в Верхнем Египте свыше века существовало фактически независимое теократическое государство (1070–945 гг. до н.э.).
Некоторые из жрецов сыграли значительную роль в древнеегипетской истории. Так, верховный жрец Птаха в Мемфисе Имхотеп прославился как строитель первой в истории пирамиды, верховный жрец Амона в Фивах Херихор выдвинулся как военачальник и стал основателем 21-й династии, верховный жрец Амона в Карнаке Аменхотеп выступил как мудрый советник фараона Аменхотепа III, верховный жрец Нейт в Саисе Уджагорреснет был влиятельным вельможей времен персидского завоевания Египта в VI веке до н.э.
Ритуалы и обряды
Весь жизненный цикл египтянина был связан со всевозможными обрядами и торжествами в честь богов. Ежедневно жрецы проводили утренние, дневные и вечерние службы в честь бога-покровителя. Статую божества облачали в свежие одежды, приносили к ней еду и напитки. Ежегодно, либо через определенный срок, в честь главных богов проводили особые праздники. Некоторые из них известны своей пышностью и театральностью.
В праздник Опет во время разлива Нила статуи бога Амона и его жены Мут перевозились из Карнакского храма в Луксорский на священных ладьях. В праздник Сед, проводившийся на 30-й год правления фараона и затем каждые три года, фараон совершал символический забег между мерными столбами, демонстрируя свое здоровье, силу и ловкость. Фараон был главным участником многих других торжеств. Праздник Плуга был связан с началом сельскохозяйственных работ, праздник Нила служил для умилостивления капризной реки и обеспечения хорошего урожая, праздник Сокариса включал в себя шествия процессий и жертвоприношения богу плодородия и подземного мира.
Большое значение придавалось торжествам в честь священных животных-покровителей нома. Самые пышные празднования проводились в честь обретения нового священного быка Аписа. Специальные жрецы искали его по всему Египту по особым приметам – черной шкуре со специальными отметинами на лбу и спине. Аписа почитали как бога, в его честь проводили ежегодные фестивали, но через 25 лет, если бык не умер до этого, убивали. Туши быков мумифицировали и хоронили близ Фив в Серапеуме – специальном некрополе.
Путь в загробный мир
Переход в иной мир находился в центре древнеегипетской религии: от полноты и точности исполнения похоронных ритуалов зависела вечная жизнь души. Для этого был разработан целый комплекс молитв и обрядов, включая мумификацию. Тело умершего мыли, извлекали из него внутренние органы и мозг, обрабатывали натроном (природной солью, предотвращавшей разложение) и обматывали его бинтами под чтение специальных заклинаний. Извлеченные органы помещали в специальные сосуды-канопы с изображением богов-защитников. Мумии, в зависимости от статуса покойного, хоронили и во впечатляющих гробницах с росписями и текстами на стенах, и в скромных склепах, и в выкопанных в пустыне убогих могилах.
Египтяне верили, что душа, после того как покинула тело, отправляется в Дуат (загробный мир). Для того чтобы помочь душе пройти испытания и ускользнуть от чудовищ, был создан сборник из примерно 200 молитв и заклинаний, известный как «Книга мертвых». Книга прошла длительную эволюцию и окончательную форму получила только в XII веке до н.э. при 20-й династии. Последним и решающим испытанием был суд Осириса, когда бог взвешивал душу против пера богини истины и справедливости Маат. Если душа оказывалась легче пера, то душа попадала в рай (на поля Иалу), если тяжелее – ее пожирало чудовище Аммит.
Религиозное искусство
Египетское искусство было пронизано религиозным духом – храмы и пирамиды выступали архитектурным продолжением веры, прочность и великолепие материалов, таких как камень и золото, подчеркивали вечность и божественность Маат (миропорядка). Великие пирамиды Древнего царства обладали изысканной геометричностью, совершенством пропорций и строгой ориентацией по сторонам света. Все это олицетворяло связь с богом солнца Ра и гарантировало благополучие в загробной жизни.
Прекрасные храмы Нового царства в Луксоре и Карнаке с пилонами, гипостильными залами, святилищами и открытыми дворами служили центрами культа великого бога Амона-Ра 3000 лет назад, но и сейчас поражают своим классическим великолепием. Стены храмов покрыты фресками со сценами из жизни богов. Эстетическое единство древнеегипетского искусства проявлялось и в живописном каноне. Лицо и ноги всегда изображались в профиль, тело – анфас. Размер фигуры зависел от статуса: боги и фараоны изображались крупнее, простые люди – меньше.
Каждый цвет нес свой смысл. Зеленый символизировал жизнь, черный – плодородие и загробную жизнь, желтый – вечность, красный – энергию и хаос. Композиция стремилась к гармоничности и равновесию. Все это позволяло древнеегипетскому искусству выразить непреходящую ценность религии и величие своих богов.
Магия и амулеты
Магические силы занимали важное место в повседневной жизни египтян. Они верили в силу амулетов, заговоров и оберегов, в их возможность приносить удачу и исцеление, защитить от злых духов. Амулеты изготовлялись из самых разных материалов от дерева до золота. Их оставляли в особых местах дома и носили с собой. Самыми популярными были амулеты в форме сердца, коршуна, лестницы, скарабея, пояса Исиды или ока Гора. По поверьям, они защищали от сглаза и приносили здоровье. Ритуальная магия включала в себя набор заклинаний и словесных формул из Книги Мертвых, Книги Амдуат или особых магических папирусов.
Как уверяли маги, заклинания помогали человеку и в бренном царстве, и в путешествии по загробному миру. Часто кусочки папируса с заклинанием носились на шее или прятались в укромных уголках дома. Как правило, заклинания умещались в одно-два предложения и звучали примерно так: «О, Гор, исцели меня от болезни этой. Пусть уйдет недуг, как тьма уходит от света» или «О, Анубис, защити этот дом от зла, от всех бедствий и демонов ночи. Пусть будет дом этот крепок, как сердце Ра». Египтяне верили в счастливые и несчастливые дни, вещие сны, пророчества и гороскопы. Даже в медицине прием лекарственных средств сопровождался произнесением заклинаний, чтобы усилить их действие.
Религия и власть
Религия и власть в Древнем Египте были тесно переплетены в общую теократическую систему. Фараоны считались ни кем иным, как воплощениями богов, носителями божественной власти на земле. Они выступали в качестве главных жрецов, ответственных за сохранение Маат. Поэтому фараоны возглавляли религиозные праздники, жертвоприношения, строили храмы. Их сакральная власть обосновывалась и разъяснялась в таких текстах как «Поучение Мерикара» (XXII век до н.э.), «Поучение верноподданного» (XIX век до н.э.) или «Поэма Пентаура» (XIII век до н.э.).
Коронация нового фараона была исполнена религиозного символизма. Сначала его омывали в священных водах и окуривали благовониями, чтобы очистить от мирской скверны. Затем в присутствии народа верховный жрец (культов Гора, Ра, Амона, Птаха, Сета, Тота – в зависимости от периода) провозглашал легитимность правителя, подтверждал его божественное происхождение и право на трон. После этого фараону вручали две короны – дешрет (красную корону Нижнего Египта) и хеджет (белую корону Верхнего Египта). Вставленные одна в другую, они назывались «пшент» и символизировали единство страны. Фараон произносил клятву перед богами править справедливо и оберегать Маат. В завершение фараон совершал жертвоприношения, дабы получить небесное благословение и окончательно обрести божественный статус.
Реформа Эхнатона
Радикальной аномалией в религиозной жизни Древнего Египта стала реформа Эхнатона в середине XIV века до н.э. На пятом году своего правления Эхнатон, второй сын великого монарха 18-й династии Аменхотепа III и царицы Тии, объявил, что теперь единственным богом Египта станет Атон – бог солнечного диска. Фараон-реформатор перенес столицу из Фив в только что основанный Ахетатон (Амарну), чтобы вдали от старинных религиозных центров укрепить новую религию. По всему Египту началось строительство храмов Атона и закрытие храмов прежних богов. Верным помощником Эхнатона выступала его жена Нефертити, известная в наши дни как идеал древнеегипетской красоты.
Торжество бога Атона прервалось сразу по смерти Эхнатона. При сыне Эхнатона Тутанхамоне Египет вернулся к традиционному многобожию, а имя фараона-еретика было проклято на века. Уникальность реформы Эхнатона заключалась в первой в мировой истории попытке утвердить почитание одного бога (монотеизм). Появление монотеизма доказывало движение и развитие теологической мысли, а его крах – прочность египетской традиции, ее жизнеспособность.
Археологические открытия
Колоссальный всплеск интереса к древнеегипетской истории возник во времена наполеоновских войн. В Европу хлынули предметы старины, появились целые отряды охотников за сокровищами. В то же время, расшифровка иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном в 1822 году открыла глубину и значимость этой древней цивилизации. Раскопки Флиндерса Петри в районе Ахетатона (Амарны) принесли множество сенсаций вроде памятников амарнского искусства или архива дипломатической переписки, показавшей существование настоящей политической системы государств Ближнего Востока в XIV веке до н.э.
Наибольший триумф пришелся на долю Говарда Картера, нашедшего в 1922 году в Долине царей нетронутую гробницу фараона Тутанхамона, того самого сына фараона-еретика. Картеру удалось проникнуть в святая святых – в загробный мир повелителя Египта, в непотревоженный за почти три с половиной тысячелетия царственный сон. Вскоре по завершении легендарных раскопок одна за другой начались необъяснимые смерти тех, кто побывал в гробнице.
Любители мистических совпадений заговорили о неистребимой магической силе Древнего Египта и назвали вереницу смертей «проклятьем фараонов». На экраны вышло несколько фильмов ужасов, обыгрывающих данный сюжет и повлекших очередную волну египтомании. Непонятно почему, но ярость богов не тронула главного виновника – Говарда Картера. Возможно, вслед за божественным гневом боги вновь проявили божественное милосердие: прославленный английский археолог умер естественной смертью в своей постели в 64 года.
Пройти тест по теме
Источник обложки: Wallhere
Новое
Видео
1 декабря 1853 год Победа Нахимова у мыса Сино́п
1 декабря 1853 года – День воинской славы России. Русская эскадра Нахимова полностью разгромила турецкий флот Осман-паши у мыса Синоп. Победа Нахимова у мыса Синоп стала последним крупным сражением эпохи парусных кораблей и обеспечила господство России на Чёрном море
Роль и место Русской православной церкви в истории России
Лекция М.Ю. Горожаниной, к.и.н., доцента Кубанского государственного университета
Памятные даты военной истории России
Победа у мыса Тендра. Памятные даты военной истории России