«Без пяти минут императрица». Царевна Софья в борьбе за власть

6/21/2021

До эпохи дворцовых переворотов, охватившей большую часть восемнадцатого столетия, обличенных властью женщин в Российском государстве можно было в буквальном смысле пересчитать по пальцам одной руки. Княгиня Ольга, отомстившая древлянам за гибель мужа и упорядочившая систему сбора дани. Елена Глинская – регент при малолетнем Иване IV, павшая жертвой боярских интриг. И, наконец, царевна Софья, которую в июне 1682 года объявили «великой государыней» при взрослеющих братьях – Иване и Петре.

Двойной трон для юных правителей и окошко – для мудрой царевны

Дочь второго царя из династии Романовых росла сообразительной, любопытной и активной. С возрастом к этим качествам прибавились жажда власти и честолюбие. Софья выгодно отличалась от своих родных братьев, болезненных, нерешительных Федора и Ивана. Когда Тишайший царь скончался в 1676 году, престол унаследовал Федор Алексеевич, но в государственных делах участвовал неохотно, правил всего шесть лет и не оставил наследников. Казалось бы, у Софьи Алексеевны были все шансы стать единовластной правительницей России, если бы не одно «но»: нашелся более перспективный претендент на трон – ни много ни мало будущий Петр Великий. Сводный брат царевны Петр Алексеевич хоть и не мог пока править страной самостоятельно, однако представлял для Софьи большую опасность. В отличие от прочих родственников по мужской линии, Петр Алексеевич отличался крепким здоровьем, а главное – был не по годам амбициозен и деятелен. В 1682 году, после первого стрелецкого бунта, наследники Алексея Михайловича от разных браков (с Марией Милославской и Натальей Нарышкиной)  разделили престол «поровну». Иван и Петр стали соправителями, а их регентом – Софья Алексеевна.

А.И. Корзухин «Стрелецкий мятеж 1682 года», 1882 год.

Власть с июня 1682 года фактически находилась в руках царевны. Она расположила к себе придворных, научилась вести непринужденные беседы, блистала красноречием и образованностью. Ни одно важное решение не принималось без ее участия. Для юных царей специально изготовили двойной трон, позади которого располагалось окошко, через которое Софья Алексеевна раздавала им «инструкции» - что и когда говорить во время приемов. Ее имя писали во всех указах рядом с именами Ивана и Петра. Одно тревожило правительницу: Петр Алексеевич взрослел слишком быстро, начал интересоваться государственными делами сам, а его «потешные полки» из мальчишеской забавы становились серьезной военной поддержкой государя.

И.Е. Репин «Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский Потешный двор гор. Москвы и зачисление молодых сокольников в потешные» © Государственный Русский музей

За семь лет пребывания у власти Софья сталкивалась и с другими сложностями. Ее бывший единомышленник, начальник стрелецкого приказа Иван Хованский, обернулся против государыни, вслед за ним выступили старообрядцы, мечтавшие о «реванше» после никоновской реформы. Со всеми противниками Софья Алексеевна расправлялась решительно и без сожалений. Хованского казнили – назначенный на его место дьяк Шакловитый восстановил дисциплину в стрелецких полках. Что до раскольников, то гонения на них вновь усилились – отказываться от преобразований своего отца Софья и не думала. После того, как враги были повержены, начался период относительно мягкой политики: царевна запретила взыскивать долги с вдов и сирот, применять смертную казнь за «возмутительные слова», способствовала развитию образования.

В.Г. Перов «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-1881 гг. Из собрания Третьяковской галереи

Саму Софью Алексеевну обучали видные просветители семнадцатого века – Карион Истомин, Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев. Хотя в те времена женское образование оставляло желать лучшего, царь Алексей Михайлович для любимой дочери подобрал самых лучших учителей, заметив ее интерес к наукам. Царевна Софья в совершенстве владела польским и латынью, сочиняла стихи и могла поддержать любую беседу. В 1687 году при ее содействии в Москве открылось первое российское высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Первыми учителями академии стали греческие монахи братья Лихуды – выпускники Падуанского университета. Число учеников сначала составляло чуть более ста человек, а спустя два года увеличилось почти вдвое. Обучение было бесплатным, полный курс составлял двенадцать лет. Продолжить образование самые талантливые ученики могли за рубежом, а с 1721 года академия стала принимать иностранных студентов. Учебное заведение прославилось как Alma Mater Михаила Васильевича Ломоносова и продолжало работу до 1814 года.

Внешняя политика: от триумфа до провала

В период царствования Софьи Алексеевны произошло немало знаковых событий во внешней политике России. В 1686 году Польша окончательно уступила Москве Киев и все территории, приобретенные русскими еще по Андрусовскому перемирию 1667 года. Так был заключен Вечный мир. Польский король пошел на этот шаг неслучайно – он стремился привлечь Россию к союзу против Турции. Фаворит царевны князь Василий Голицын дважды предпринимал походы на Крым, стараясь отбить его у турок, но ни одна из кампаний не увенчалась успехом.

Русские послы XVII века в Китае

Незадолго до завершения правления Софьи между Россией и Китаем был заключен первый договор. 27 августа 1689 года в Нерчинске подписали документ, регулирующий отношения между государствами-соседями. Текст договора составили на русском, маньчжурском и латыни. Увы, переговоры шли в неблагоприятной обстановке для послов России: Нерчинск осадили войска Империи Цин, численность которых в 15 раз превышала русские. Казаки и стрельцы отбивались от противника, не имея достаточного количества боеприпасов и продовольствия. Эта ситуация стала причиной уступок со стороны русской делегации. По Нерчинскому договору определился порядок разрешения приграничных споров, а границу провели по рекам Горбица и Черная. Земли к северу от реки Амур признали нейтральными. Условия договора пересмотрят лишь в XIX веке.

Предательство князя и последний бунт царевны

В годы правления Федора Алексеевича резко возросло влияние князя Василия Голицына. Он принимал большинство решений вместо беспомощного правителя, советуясь, разве что, с Софьей Алексеевной. Когда царевна стала регентом, Голицын, как ее фаворит, только усилил свои позиции во власти. Он являлся обладателем высших чинов и должностей, был богат, образован и не скрывал своих симпатий к западным традициям. Современники рассказывали, что дворец Голицына был похож на дом какого-нибудь итальянского дожа. Как военачальник (хотя и не слишком успешный) Голицын имел огромное влияние на «полки иноземного строя», но в решающий момент не стал открыто поддерживать царевну. За событиями нового стрелецкого бунта он наблюдал из своего имения. Хитрый царедворец осознавал, что столкновение между Софьей и Петром рано или поздно стало бы неизбежным.

Князь Василий Голицын с наградной медалью

В сентябре 1689 года стрелецкий бунт провалился – Петр I приказал казнить дьяка Шакловитого, а Софью Алексеевну – заточить в монастыре. Через девять лет царевна попытается вернуть власть, но будет слишком поздно: вернувшийся из Великого посольства разгневанный Петр жестоко расправится с восставшими, мятежную сестру распорядится постричь в монахини.

И.Е. Репин «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году», 1879 год. Из собрания Третьяковской галереи

В Новодевичьем монастыре Софья находилась под пристальным надзором. Общение с внешним миром было исключено. Через пять лет царевна скончалась, но ее смерть оказалась почти незамеченной  на фоне других событий. В 1704 году Россия сражалась против Швеции в Северной войне: позади – поражение под Нарвой и первые победы после петровских преобразований. Петр I выйдет из этой войны победителем, приняв титул императора – за 36 лет самостоятельного правления у него не было конкурентов серьезнее, чем Софья.

Обложка: В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 год. Из собрания Третьяковской галереи

Источник: my.tretyakov.ru