Балтийское золото Екатерининского дворца: утрата и возрождение Янтарной комнаты
В XVIII веке среди помещений дворца в Царском Селе появилась комната, детали которой были привезены в Россию из-за рубежа. Ее ослепительной красотой наслаждались на протяжении двух столетий, пока в годы Великой Отечественной войны она не была утеряна – возможно, безвозвратно.
Дар Петру Великому
Судьба Янтарной комнаты могла бы сложиться иначе, не покидай она пределы Пруссии. Сначала шедевр планировали разместить в замке Литценбург – летней резиденции королевы Софии Шарлотты. Ее супруг Фридрих I после вступления на престол задумал перестроить столицу, пользуясь достижениями лучших архитекторов и скульпторов. Пруссия в те годы являлась центром янтарного промысла, а потому неудивительно, что выбор при создании диковинной комнаты был сделан именно в пользу «балтийского золота».
Авторство проекта Янтарной комнаты нередко приписывают немецкому архитектору Андреасу Шлютеру, однако существует мнение, что в действительности появлению шедевра София Шарлотта (она, кстати, и сама прекрасно разбиралась в изящных искусствах и была весьма образованна) обязана его коллеге – Иоганну Эозандеру. Он к тому же контролировал все работы по расширению Литценбургского замка. Увы, в 1705 году королева скончалась, так и не увидев готовой Янтарной комнаты. Фридрих I повелел приостановить работы: ему хотелось сохранить замок в том виде, каким он был при жизни любимой супруги.
В 1712 году прусскому королю нанес визит Петр I, с интересом осмотревший панели Янтарного кабинета. С тех пор питавший слабость к европейским диковинам царь не расставался с мыслью о создании и размещении подобного творения в петербургской Кунсткамере. Злые языки впоследствии сообщат, что русский монарх якобы выпросил Янтарную комнату у Фридриха, однако это не так. Король по собственному желанию преподнес такой дипломатический дар (тем более, что в Берлине доделать комнату никто не планировал), а взамен, между прочим, получил пятьдесят пять гренадеров, вступивших в ряды Потсдамской гвардии. К 1717 году панно из Янтарной комнаты на восемнадцати телегах прибыли в российскую столицу. От лица Петра Великого подарок принял его сподвижник Александр Данилович Меншиков и сразу попал под подозрение: оказалось, что несколько деталей исчезло, и потому собрать комнату не получится. Впоследствии выяснится, что прусский король их просто-напросто забыл передать.
Оставшиеся части Янтарного кабинета доберутся до Петербурга в правление Елизаветы Петровны. К лету 1755 году все содержимое драгоценной комнаты перевезли из Зимнего в Екатерининский дворец, но работы по созданию интерьеров завершились уже при Екатерине II. На изготовление дополнительных деталей по проекту Бартоломео Растрелли потребовалось четыре года и 450 килограммов янтаря.
Янтарь – новое золото
В XVIII веке популярность янтаря была необычайной. Любители этого материала с удовольствием пользовались его способностью при смачивании на время становиться прозрачным. К примеру, крышки шкатулок украшали янтарными пластинами, а под ними прятали миниатюрные рельефы из слоновой кости. Стоило немного смочить крышку – и изображение проступало, а затем исчезало вновь. Другим развлечением, связанным с янтарем, было помещение внутрь камня так называемых природных инклюзов в виде насекомых. Бабочки и жучки, застывшие в ярком кусочке «балтийского золота», символизировали величие времени, соединение прошлого и настоящего.
Янтарная комната оказалась единственным примером использования этого капризного материала в столь масштабных и трудоемких работах. Дело в том, что создавать мозаику из янтаря было чрезвычайно сложно: она сильно реагирует на смену температуры и повышение влажности, осыпается, трескается и отваливается от деревянной основы, на которую ее помещают. Почти сразу же после того, как детали Янтарной комнаты были установлены в Зимнем дворце по распоряжению Елизаветы Петровны, им потребовалась серьезная реставрация. Появилась отдельная должность служителя при Янтарной комнате, пристально наблюдавшего за состоянием материала и выполнявшего мелкие ремонтные работы. За два столетия существования комнаты провели четыре реставрации. Пятая планировалась на 1941 год, но выполнена не была, – началась Великая Отечественная война.
Утраченный шедевр
Накануне войны, в 1940 году, министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс поручил искусствоведам составить список всех немецких культурных ценностей, на тот момент находившихся в других странах. Среди них числилась и Янтарная комната, которую нацисты считали своей.
После начала боевых действий в Советском Союзе начался массовый вывоз культурных ценностей, но из-за хрупкости янтаря эвакуировать комнату из Екатерининского дворца в Новосибирск было невозможно. Чтобы хоть как-то спасти шедевр от грабежей и взрывной волны, работники музея прятали части украшений под обои, а сверху оклеивали их ватой и марлей. К сожалению, эти отчаянные попытки не помогли сохранить Янтарную комнату: менее чем за двое суток враги демонтировали драгоценные панно и отправили их в Кенигсбергский замок.
В течение двух лет некоторые панно Янтарной комнаты располагались в небольшом зале Королевского замка Кенигсберга, другие же были спрятаны отдельно. Когда в августе 1944 года на город обрушились бомбы английской авиации, случился пожар, и комната едва не сгорела. Многострадальные панно снова наспех демонтировали, разложили по ящикам и спрятали – причем так надежно, что найти их не удается по сей день. Последним документальным свидетельством о ней стало письмо директора Кенигсбергского музея искусств Альфреда Роде от 2 сентября 1944 года начальству. В нем сказано следующее: «Несмотря на разрушение замка, Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Когда в апреле 1945 года территория Восточной Пруссии была занята советскими войсками, следов Янтарной комнаты обнаружить не удалось.
Куда приводят поиски
C момента пропажи Янтарной комнаты прошли десятилетия, и версий о ее судьбе появляется все больше. Одни исследователи утверждают, что она наверняка погибла во время бомбардировок, другие – что была спрятана в подземелье на территории Германии, третьи – что она и вовсе попала в Соединенные Штаты или в последний момент была на подлодке отправлена нацистами в Южную Америку.
Согласно одному из самых популярных предположений, продолжать поиски Янтарной комнаты сегодня не имеет смысла, поскольку при бомбардировке Кенигсберга она была разрушена. Тем не менее отчет по итогам десятилетнего расследования, составленный в советский период, говорит об обратном. Там отмечается, что ни один из свидетелей не упоминал о необычных запахах, когда Кенигсберг горел. А ведь янтарь при горении выделяет очень специфический запах (почти как у церковного ладана), и не почувствовать его было просто невозможно, особенно учитывая размеры Янтарной комнаты. К тому же в 1997 году случилось невероятное: в Потсдаме полиция обнаружила инкрустированный янтарем комод и мозаичную панель из Екатерининского дворца. Последняя (она называлась «Обоняние и осязание») представляла собой одну из четырех флорентийских мозаик, с 1787 года украшавших Янтарную комнату. Из Екатерининского дворца она была вывезена в первые дни оккупации Царского Села нацистами и попала в руки офицера, оставившего ее себе в качестве сувенира. На фотографиях демонтажа и сборки комнаты в Кенигсберге этой мозаики уже нет, а после войны офицер передал ее на хранение нотариусу, у которого полицейские и изъяли драгоценный предмет. Обе находки Германия передала России в 2000 году.
Среди множества версий существует еще одна – одновременно фантастическая и печальная. Если верить ей, то в деле исчезновения Янтарной комнаты замешан не кто иной, как И.В. Сталин, который перехитрил всех – и нацистов, и будущих искателей драгоценных интерьеров. Он мог поручить создание реплик янтарных панелей и распорядиться о том, чтобы именно их оставили в Екатерининском дворце специально для немцев. Настоящая же Янтарная комната была надежно спрятана – только вот узнать где, мы уже не сможем, ибо информация была доступна лишь самому отцу народов.
Как бы то ни было, в 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты с использованием материала из Калининграда. В течение шестнадцати лет ими руководил художник Александр Александрович Журавлев. Полностью новая Янтарная комната была возведена к трехсотлетнему юбилею Санкт-Петербурга и, по мнению искусствоведов, ее нынешний интерьер едва ли уступает оригинальному. Полюбоваться на детали комнаты по-прежнему можно в Екатерининском дворце – летней императорской резиденции, которая в наши дни является музеем.
Обложка: Янтарная комната (фото: Reshinna CC BY-SA 4.0)
Источник: ru.wikipedia.org
Смотрите также:
Три цвета Зимнего дворца: как изменилась главная резиденция русских императоров
Спасти Дрезденскую галерею: как советский солдат подарил вторую жизнь мировым шедеврам
Петербург театральный: история основания легендарной Мариинки