En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Аврора-крейсер

26.05.2017

Богиня зари

На Руси любят праздновать дни рождения, особенно юбилеи. Корабли, как и люди, тоже рождаются и умирают, отмечают памятные даты. В мае 2017 года один легендарный корабль отмечает замечательный юбилей – 120- летие. Многие его товарищи лежат на дне морском, иные ржавеют на корабельных кладбищах, некоторые после переплавок дали жизнь множеству сковородок, кастрюль и другим полезных в быту предметов. Наш герой гордо стоит на своей вечной стоянке на Петроградской набережной в Санкт-Петербурге. Это крейсер «Аврора».

В замечательной песне Владимира Шаинского и Михаила Матусовского есть слова: «Что тебе снится, крейсер «Аврора?» Так вот, об этих снах написаны сотни книг, сняты десятки фильмов. Над биографией корабля активно поработали замечательные художники, поэты, писатели и историки.

А всё начиналось в 1897 году.  Крейсер «Аврора», как и прочие корабли его типа («Диана» и «Паллада»), строился по кораблестроительной программе 1895 года с целью «уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств». 31 марта 1897-го Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из 11 вариантов. Считается, что крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Несмотря на то, что фактически работы по постройке «Авроры» были начаты значительно позднее, чем «Дианы» и «Паллады», официальная закладка крейсеров этого типа состоялась в один день: 23 мая 1897 года. При этом первой в 10.30 утра торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича. Серебряную закладную табличку закрепили между 60-м и 61-м шпангоутами и подняли на специально установленных флагштоках флаг и гюйс будущего крейсера.

Испытание Цусимой

В своё первое плавание крейсер отправился 25 сентября 1903 года. Крейсер был направлен на Дальний Восток, достигнув Джибути в конце января 1904-го. Соединение контр-адмирала А.А. Вирениуса узнало о начале войны с Японией и отправилось назад, на Балтику, куда прибыло к апрелю 1904 года. После этого крейсер поступил под командование вице-адмирала З.П. Рожественского, и 2 октября 1904-го покинул Либаву, начав длительный переход на Тихий океан.

К 1 мая 1905 года эскадра Рожественского достигла бухты Ван-Фонг, откуда вышла в последний переход к Владивостоку. Ночью 14 мая 50 кораблей соединения вошли в Корейский пролив. В Цусимском сражении «Аврора» действовала в составе крейсерского отряда контр-адмирала О.А. Энквиста. К 14.30 девять японских крейсеров выбрали своими целями транспортные корабли русской эскадры, и «Аврора» вместе с флагманским крейсером «Олег» вступила с ними в бой. Разгром русской эскадры был, к сожалению, неизбежен. С наступлением ночи 15 мая разрозненные корабли, среди них и «Аврора», попытались прорваться во Владивосток. Уклоняясь от торпедных атак японских миноносцев, они получили приказ Энквиста повернуть на юг, покинув зону боя. К 21 мая «Аврора» с почти закончившимися запасами топлива смогла достичь Филиппин, где в порту Манила была интернирована американцами. Во время Цусимского сражения крейсер получил серьёзные повреждения; 10 человек экипажа было убито, ещё 80 — ранено. Единственным погибшим в бою офицером крейсера оказался его командир, капитан 1-го ранга Е.Г. Егорьев.

Навстречу Октябрю

В 1906 году «Аврора» вернулась в Либаву и была включена в состав «Отряда судов, назначенных для плавания с корабельными гардемаринами», и после высочайшего смотра Николаем II отправилась 1 октября 1909 года в Средиземное море, в акватории которого находилась до марта 1910-го. В 1911-1913 годах учебный корабль, совершал дальние плавания в Таиланд и на остров Ява.

В Первую мировую войну боевой крейсер не отстаивался в тихой гавани. Крейсер вёл дозорную и шхерную службу, а в кампании 1916 года «Аврора» приняла участие и в боевых действиях. В это время крейсер состоял в распоряжении командования Морского корпуса – там сдавали экзамены по управлению кораблём. За этот год 75-мм орудия крейсера были переоборудованы таким образом, чтобы иметь возможность вести огонь по низколетящим малоскоростным самолётам. Этого в то время вполне хватало для успешного отражения атак с воздуха в Рижском заливе «Аврора».

А осенью 1917-го корабль стремительно ворвался в политику. 24 октября «Аврора» помогала большевикам в революционных событиях: по приказу Военно-революционного комитета (ВРК) в этот день крейсер прибыл к разведённому юнкерами Николаевскому мосту, заставив последних его оставить. В 21.45 25 октября «Аврора» произвела один холостой выстрел из носового 152-мм орудия, сделавший её знаменитой в позднейшей революционной мифологии. Однако штурм Зимнего дворца с этим выстрелом напрямую никак не связан, так как начался позже.

Никакого ущерба Зимнему дворцу нанесено быть не могло, но родился яркий символ победившей революции: выстрел «Авроры» возвестил весь мир об окончательном крахе старого мира и наступлении новой, советской эпохи.

Легендарным выстрелом активная жизнь крейсера не закончилась, его использовали в качестве учебного корабля для Балтийского флота. В праздничный день 23 февраля 1923 года, несмотря на то, что «Аврора» была ещё технически не готова, на крейсере был поднят флаг и гюйс. 18 июля того же года провели ходовые испытания, и уже осенью крейсер принял участие в маневрах кораблей Балтийского флота.

В Великую Отечественную войну экипажу крейсера приходилось отражать налёты немецкой авиации, а 16 сентября 1941 года зенитчикам «Авроры» удалось сбить один вражеский самолёт. В конце ноября условия обитания на крейсере стали невыносимыми, и экипаж перевели на берег.

17 ноября 1948 года крейсер впервые занял своё место на вечной стоянке на Большой Невке, на корабле была размещена выпускная рота нахимовцев. В 1960-м «Авроре» был придан официальный статус корабля-памятника, охраняемого государством, а со следующего года в музей, который существовал на корабле с 1950 года по инициативе нескольких офицеров, был открыт свободный вход, а его экспозиция расширена.  И в современном Санкт-Петербурге крейсер «Аврора» до сих пор одно из самых популярных мест в городе.

Теги:
ГеральдикаИстория белого движенияГосударственные, политические, социальные институтыПолитическая история
3621

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

День памяти и скорби. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте