Августин Августинович – с далёких Канар в Россию
В 1808 году один из чинов Департамента водяных коммуникаций и экспедиций устройства дорог писал: «В Санкт-Петербурге появилось новое явление — знаменитый генерал Бетанкур, оставивший пост генерал-директора дорог в Испании. Его взяли на службу в Россию во время Эрфуртского конгресса. Это была чувствительная обида для членов департамента, для наших инженеров-генералов, которые блестяще знали своё дело, знали российские условия и особенности, а с ними никто не посоветовался». Несмотря на то, что не все были довольны приглашением испанца в Россию, его деятельность вскоре заставила пересмотреть это отношение. С именем Августина Бетанкура связаны многочисленные инженерные достижения в нашей стране в первой половине XIX века – от постройки Исаакиевского собора до создания первого учебного заведения для подготовки инженеров и путейцев.
Потомок нормандских завоевателей
Августин де Бетанкур-и-Молина родился в 1758 году на острове Тенерифе в семье испанского полковника. Основателем рода Бетанкуров, оказавшихся на Канарах, был нормандский барон и завоеватель Жан де Бетанкур, который в 1402 году с отрядом верных бойцов захватил архипелаг и провозгласил себя канарским королём. Спустя некоторое время острова стали владением испанского короля, а род Бетанкуров стал одной из многих аристократических семей, проживавших там.
Августин был самым младшим ребёнком в семье, однако отец уделял много внимания образованию сына, рассчитывая, что он сможет сделать карьеру в Мадриде. Он сам обучал мальчика, нанимал частных преподавателей по точным наукам и искусству. Кроме того, Августин, помимо испанского, успешно овладел французским и английским языками. По достижении 19 лет Бетанкур начал службу в местной милиции и за несколько лет достиг звания лейтенанта.
В 1779 году по совету друзей отец Августина отправляет того на обучение в Мадрид. В столице Испании Бетанкур посещает несколько заведений, среди которых была и знаменитая Академия изящных искусств. Успехи, которые сопровождали молодого человека в обучении тонкостям точных наук, инженерного дела и архитектуры, заставили испанских чиновников обратить внимание на уроженца Тенерифе. В 1784 году он стал почётным академиком, а спустя некоторое время за казённый счёт был отправлен во Францию и Англию для совершенствования навыков и знакомства с передовыми достижениями науки и техники своего времени.
На протяжении долгих лет, общаясь со знаменитыми учёными и изобретателями, Бетанкур колесил по Европе и собирал коллекцию вершин инженерной мысли, которая в 1791 году в полном составе оказалась в Мадриде. К этому времени тридцатидвухлетний Августин, получивший признание среди чиновников, стал директором музея техники – Королевского кабинета машин. Вместе с этим Бетанкур, используя британские достижения в машиностроении, создал свой прототип паровой машины.
Две встречи с императором
В начале XIX века Августин руководил созданием оптического телеграфа, связавшего столицу Испании с портовым городом Кадис. Помимо этого, он вынашивал планы реорганизовать пути сообщения в Испании. Однако Наполеоновские войны заставили его покинуть родину в 1807 году. О причинах эмиграции неизвестно, однако впоследствии в личных письмах Бетанкур писал: «Будучи разлучен с семьей и не желая служить ни Наполеону, ни Жозефу, я принял решение поступить на службу к российскому императору, который обращается со мной самым почтительным образом, какой Вы только можете себе представить». Официально Августин стал русским подданным 30 ноября 1808 года, впервые он посетил Санкт-Петербург за год до этого по рекомендации посла Российской империи в Испании Ивана Муравьёва-Апостола.
Внимание, которое уделили испанскому гостью, польстило Бетанкуру. Он встретился с императором Александром I лично. Окончательное решение о переезде в Россию было принято в Эрфурте в сентябре 1808 году по итогам очередной беседы с русским царём. Августин был принят на русскую службу в чине генерал-майора и незамедлительно отправился в Россию – на сей раз навсегда. Испанскому инженеру было 50 лет.
Проекты Бетанкура
Не все были довольны наплывом иностранных специалистов в Россию – многие чиновники считали, что они могут справиться с усовершенствованием отечественной инфраструктуры и без помощи извне. Однако, это было не совсем так. Европейский опыт был необходим для модернизации. Это понимал и Николай Петрович Румянцев - министр иностранных дел и одновременно руководитель департамента водных коммуникаций. В том числе благодаря ему Бетанкур был приглашён в Россию. Необходимость усовершенствования инфраструктуры и создания учебного заведения, в котором бы готовили инженеров для решения этой задачи, ставилась во главу угла. Августин Августинович (теперь так величали Бетанкура на русский манер) принял деятельное участие в создании Института Корпуса инженеров путей сообщения – современный ПГУПС в Санкт-Петербурге. Бетанкур составил программу обучения, открыл при заведении музей - «Особый зал», коллекция которого постоянно пополнялась. Русский испанец руководил своим детищем до конца жизни.
Но не одним институтом выделялись русские страницы биографии Бетанкура. За 12 лет своей службы в России Августин принял участие и руководил неисчислимым количеством проектов. В одном только Санкт-Петербурге с именем испанца связано несколько достопримечательностей. Именно по его инициативе постройкой знаменитого Исаакиевского собора занялся на тот момент ещё совсем молодой архитектор Огюст Монферран, а проект здания создавался при непосредственном участии Бетанкура. Современная Адмиралтейская набережная своим современным видом также обязана в своём появлении Августину Августиновичу. Идеи инженера впоследствии были использованы Монферраном и при возведении одной из самых узнаваемых достопримечательностей Северной Столицы – Александровской колонны на Дворцовой площади.
Наследие Бетанкура можно встретить и в других городах России. В 1817 году Августин Августинович руководит работам по созданию архитектурного ансамбля нижегородской ярмарки. Его «любимая забава» (так сам инженер называл этот проект) должна была стать одним из самых крупных торговых комплексов в Европе. Во время строительства зданий и возведения системы коммуникаций Нижний Новгород стал для Бетанкура настоящим вторым домом. Первая ярмарка в новых сооружениях состоялась в 1822 году.
Августин принял участие и в отстройке Москвы, сильно пострадавшей после разрушительного пожара 1812 года. Самым известным зданием, возведённом по проекту Бетанкура, стал Экзерциргауз – помещение, предназначенное для проведения манёвров войск. Впоследствии он был переименован в Манеж и стал одной из главных достопримечательностей Москвы.
У истоков Гознака
Заслуги Бетанкура в России не ограничивались архитектурными и инженерными достижениями. Русскому испанцу своим появлением обязан также и знаменитый Гознак.
После Отечественной войны 1812 года финансовая ситуация в России оставляла желать лучшего – в обороте находилась масса фальшивых ассигнаций. Помимо этого, процесс изготовления денежной массы отличался громоздкостью и состоял из нескольких этапов, каждый из которых контролировало отдельное ведомство, что усложняло процесс. По инициативе министра финансов Дмитрия Гурьева в 1813 году началась реформа, значительную роль в которой сыграл Августин Бетанкур.
После проверки предприятий, участвовавших в цепочке выпуска ассигнаций, инженер пришёл к выводу, что для оптимизации процесса необходимо объединить все этапы, для чего следовало создать отдельный орган. В 1818 году на набережной реки Фонтанки в Санкт-Петербурге было закончено строительство здания Экспедиции заготовления государственных бумаг – его архитектором был сам Бетанкур. Помимо этого, он создал оборудование, а также разработал новую технологию для производства ассигнаций. За свою работу Августин Августинович был награждён орденом святого Владимира второй степени. Гознак существует до сих пор – и его сотрудники помнят о своём создателе. На территории фабрики установлен его бюст. Это один из двух памятников испанскому инженеру в Санкт-Петербурге – второй расположен у другого детища Бетанкура, Университета Путей Сообщения.
Конец жизни
Полный перечень проектов и достижений Бетанкура в России можно составлять бесконечно. Его роль в развитии отечественного инженерного дела невозможно переоценить – тем удивительнее, что свой след Августин Августинович умудрился оставить всего лишь за 12 лет своего пребывания в России.
Безусловно, у Бетанкура было много завистников. На протяжении долгих лет он пользовался безграничным доверием императора и работал, не обращая внимания на светскую жизнь, полностью погружённый в многочисленные проекты. Он не интересовался тем, что говорили о нём в высшем свете. В 1822 году он внезапно впал в немилость к Александру I, и император отдалил Бетанкура от себя. За этим стоял граф Алексей Аракчеев, завидовавший положению приехавшего в Россию иностранца. Августин Августинович перестал возглавлять управление путей сообщения, ему больше не доверяли ответственные проекты.
Моральное состояние инженера подорвала смерть дочери Каролины в 1823 году. Здоровье шестидесятипятилетнего Бетанкура стремительно ухудшалось. Он подал в отставку со всех оставшихся постов и скончался в Санкт-Петербурге в июле 1824 года. Памятник на Смоленском лютеранском кладбище, где был похоронен инженер, создал Огюст Монферран, который был обязан инженеру своим положением.
Обложка: https://commons.wikimedia.org/
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Битва при Ларге. Памятные даты военной истории России
4 ноября День народного единства
4 ноября 1612 года – День воинской славы России. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков во время Смуты
13 февраля 1945 год Освобождение Будапешта
13 февраля 1945 года советские войска освободили Будапешт. Венгрия начинала войну как союзница Германии, но к тому времени сама была оккупирована немц ...