Ансамбль имени Александрова. Самое несекретное «оружие» нашей Армии
12 октября 1928 года принято считать днем рождения музыкального коллектива, который в дальнейшем стал Академическим ансамблем песни и пляски Российской Армии им. А. В. Александрова. Первые шаги ансамбль сделал в Центральном доме Красной Армии им. М. В. Фрунзе
Музыка в военном деле
Здесь мы должны сделать небольшой исторический экскурс и рассказать, какое место занимала музыка в армии. Многие не поверят, но еще в 1547 году военная музыка официально оформилась на земле Русского государства и с тех пор так и остается усладой для души каждого русского военнослужащего. Именно при Иване IV был впервые создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой. А вообще-то военная музыка существовала на Руси с глубокой древности. Много примеров мы приводить не будем, но предлагаем вспомнить фильм «Александр Невский», когда под пищали, бубны и другие музыкальные инструменты русские воины сражались с тевтонскими рыцарями. Именно здесь замечательный кинорежиссер Сергей Эйзенштейн постарался показать нам основные музыкальные инструменты русской армии и влияние музыки на воинов. Новую страницу в военной музыке открыл Петр Первый. Он придавал музыке важное значение, считал, что в регулярной армии музыка служит средством укрепления дисциплины, подъема морального и боевого духа. Конкретные музыкальные оркестры появились с созданием первых русских полков – Семеновского и Преображенского. В честь победы в Северной войне именно эти оркестры играли на парадах. Гимн Преображенского полка со временем стал неофициальным гимном Российской Империи.
При Елизавете Петровне отличившиеся полки, кроме обычных наград, получали серебряные Георгиевские трубы как символ воинской доблести и славы. При Екатерине II штат полковых оркестров увеличился, а значимость оркестров особенно возросла в период русско-турецких войн. И как здесь не привести слова замечательного полководца А. В. Суворова: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».
Патриотизм, рост национального самосознания ярко отразились в военной музыке, связанной с Отечественной войной 1812 года. Появилось большое количество героико-патриотических произведений и среди них марши О. Козловского, Н. Титова, К. Кавоса и других. Во второй половине XIX века расцветают таланты А. Даргомыжского, М. Глинки, А. Алябьева и других композиторов. В то время и родилась крылатая фраза «Военный оркестр – это визитная карточка полка».
В 1882 году был создан первый в России военный оркестр, который не только работал на воинских ритуалах, но и участвовал в протокольных государственных мероприятиях.
Революция 1917 года открыла широкую дорогу стихийно возникшим военным оркестрам, которые в большинстве своем не отвечали стоящим перед ними задачам. Новая власть в 1919 году создает Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота.
В этот период в гарнизоне Московского Кремля была создана Кремлевская музыкальная команда, которая впоследствии стала профессиональным коллективом, а сегодня известна как Президентский оркестр России.
Рост численности Красной Армии к 30-м годам определил и потребность в военных музыкантах. Увеличилось количество военно-учебных заведений, подготовкой оркестровых кадров занимался в том числе и военный факультет Московской государственной консерватории.
Но сегодня мы остановимся на необычном музыкальном коллективе, который был создан при Центральном Доме Красной Армии.
Армейский ансамбль песни и пляски
В 1928 году по инициативе работника культуры Ф. Н. Даниловича при Центральном Доме Красной Армии был организован коллектив, пропагандирующий героическую историю Красной Армии. Режиссером стал П. И. Ильин, а в качестве музыкального руководителя пригласили А. В. Александрова, композитора и профессора Московской консерватории.
Сам Александр Васильевич Александров вырос в Рязанской области, он родился в 1883 году в крестьянской семье. С детства хорошо пел – сначала в школьном хоре, а потом в хоре петербургского Казанского собора, куда попал благодаря своим выдающимся способностям. К 1900 году он окончил курс пения в Казанской певческой церковно-приходской школе и Придворной певческой капеллы. Поступил в Петербургскую консерваторию, но вскоре из-за материальных проблем вынужден был ее покинуть. И только позже окончил Московскую консерваторию. Был регентом архиерейского хора в Твери, а потом и храма Христа Спасителя в Москве. Новые времена, наступившие после революции, им были восприняты как возможность реализации своего замысла синтеза народной и духовной музыки. В этом ему помогло знакомство и дружба с Климентом Ворошиловым, который тоже был неравнодушен к новой музыке. Климент Ефремович и предложил реализовать задуманное, создав новый ансамбль. Правда, было одно интересное условие: Александров становится офицером, а ансамбль – частью Красной Армии. Александров согласился и за основу репертуара взял народные обработки песен, родившихся в годы Гражданской войны. Первые опыты оказались настолько успешными, что сразу после первого выступления коллектив был зачислен в штат ЦДКА.
Первый состав ансамбля насчитывал всего двенадцать человек, в числе которых было восемь певцов, два танцора, баянист и чтец. Первой работой коллектива стал монтаж «История 22-й Краснодарской дивизии в песнях и плясках». Материалом для монтажа стали боевые песни, которые пели и сами слагали бойцы этой дивизии под командованием Михаила Фрунзе. За этим монтажом появились следующие – «Поэма о Царицыне», «Первая конная», «Дальневосточная» и другие. Александров создал большой коллектив, в составе которого и замечательный хор, и оркестр, и танцевальная группа. Этот пример дал старт созданию подобных коллективов как у нас в стране, так и за рубежом. 19 февраля 1933 года Ансамбль выступил в Большом театре, и после выступления состоялась встреча Александрова с И. Сталиным. Эта встреча определила судьбу ансамбля на последующие годы. В 1935 году в составе коллектива уже было 135 артистов – певцов, музыкантов и танцоров. В 1937 году коллектив добивается заслуженного мирового признания. Они выезжают в Париж на Всемирную выставку, и, завоевав Гран-при, ансамбль песни и пляски становится одной из самых узнаваемых визитных карточек нашей страны.
Особое место в творчестве коллектива заняла Великая Отечественная война. Артисты выступили в действующей армии более 1500 раз. В первые же дни войны, когда эшелоны уходили с Белорусского вокзала, звучала песня «Священная война». 24 июня, сразу после нападения Гитлера, текст В. Лебедева-Кумача опубликовали центральные газеты, Александров тут же написал музыку, а 26 июня ансамбль впервые исполнил песню. И теперь по традиции музыканты каждый год в День памяти и скорби исполняют песню в том же месте на вокзале.
Александр Александров руководил ансамблем до 1946 года, а в июле 1949 года коллективу было присвоено имя его основателя – Александра Васильевича Александрова. В дальнейшем руководство ансамблем взял на себя его сын Борис Александров.
25 декабря 2016 года – черный день в истории ансамбля. В этот день под Сочи разбился военный самолет Ту-154. На борту самолета были 64 артиста ансамбля, журналисты, сотрудники военного ведомства и директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Катастрофа унесла жизни большей части исполнителей основного состава ансамбля. Но коллектив возродился, пришли молодые ребята, которые быстро освоили репертуар и с честью представляют прославленный ансамбль в зарубежных турах.
Слава творческого коллектива облетела весь мир, он побывал с гастролями более чем в семидесяти странах мира, и везде – с триумфом. В репертуаре ансамбля более 2000 произведений. Ансамбль выступал в Ватикане, в штаб-квартире НАТО, в Нью-Йорке на месте трагедии 11 сентября, с ним пели самые знаменитые певцы и выдающиеся личности – от Мирей Матье до Джорджа Буша-старшего и супруги председателя КНР Пэн Люань.
12 октября 2021 года Ансамбль песни и пляски отметит 93 года со дня своего основания, и за это время он по праву завоевал сердца миллионов своих соотечественников и получил широкое мировое признание. Желаем этому коллективу творческого долголетия и новых встреч с благодарными зрителями.