Андрей Миронов. Обаятельный интеллигент советского кинематографа
16 августа 1987 года скончался Андрей Миронов – актер театра и кино, народный артист РСФСР
В эвакуации
Андрей Миронов родился в актерской семье: его отец, Александр Менакер, исполнял музыкальные фельетоны, а мать, Мария Миронова, служила в Театре современной миниатюры. Сын появился на свет 7 марта 1941 года, но родители записали дату его рождения на день позже – «чтобы сделать подарок всем женщинам».
Когда Андрею было всего три месяца, началась Великая Отечественная война. Московских артистов отправляли в эвакуацию в Горький. Там семья поселилась в гостинице «Москва», в двухместном номере жили вчетвером: Александр Семенович, Мария Владимировна, Андрей и няня. После Горького были и другие города: Астрахань, Ульяновск и, наконец, Ташкент.
Андрей с отцом
Источник: https://uploads.wikimedia.org
Первую ночь в Ташкенте провели в фойе Театра оперетты, поскольку комнату в переполненном городе найти оказалось очень сложно. Позднее повезло достать номер в гостинице «Узбекистан», а потом и вовсе переехать на частную квартиру. Андрей постоянно болел: Мария Александровна вспоминала, что врач диагностировал у ребенка тропическую дизентерию и сказал, что поможет только сульфидин – одно из самых дефицитных лекарств в военные годы. Для того, чтобы спасти Андрея, лекарство пришлось доставлять из Москвы спецсамолетом, а помогла в этом супруга Михаила Михайловича Громова – командующего одной из действующих воздушных армий и пилота, в 1937 году совершившего беспосадочный полет в США через Северный полюс. В 1942 году из эвакуации обратно в столицу Андрей возвращался уже здоровым и бодрым мальчиком полутора лет.
Нелегко стать актером
В конце 1940-х годов в Советском Союзе развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом». Родителям маленького Андрея посоветовали сменить фамилию сына. Так Менакер стал Мироновым.
В одиннадцать лет у Андрея Миронова впервые возникла возможность связать свою жизнь с миром кинематографа. В 1952 году режиссер А. Птушко приступил к съемкам картины «Садко», и для массовки ему требовались мальчики младшего школьного возраста. Андрею необходимо было сыграть нищего, облачившись в неприглядную рваную одежду. Тут-то и подвела Миронова его природная аккуратность: изобретательный ребенок надел под костюм модную тенниску с красивой застежкой, чем поверг режиссера в ярость. Дебют был сорван, и о кино на некоторое время пришлось забыть.
Кадр из фильма «Трое в лодке, не считая собаки»
Источник: https://kinoistoria.ru
Впрочем, это происшествие никак не повлияло на интерес Андрея к актерской профессии. В школе он занимался в театральной студии, а поступать решил в Театральное училище имени Щукина.
Перфекционизм и бесстрашие
К своему ремеслу Миронов относился крайне серьезно и стремился во всем быть лучшим. Еще во время учебы в училище он мечтал получить красный диплом, а все экзамены, оценки за которые были ниже, чем «отлично», немедленно пересдавал. На четвертом курсе он впервые снялся в кино – дебютной картиной Андрея Миронова стал фильм «А если это любовь?» Юлия Райзмана. Несмотря на то, что молодому актеру досталась небольшая, эпизодическая роль, он подошел к ней весьма обстоятельно и даже придумал своему герою биографию.
По окончании училища Миронов хотел попасть в Театр имени Вахтангова, однако в труппу его не взяли, чем очень обидели начинающего актера. Тогда свою судьбу Андрей Александрович связал с Театром Сатиры и исполнил там множество ярких ролей. «Для меня каждый спектакль – это огромное напряжение. Говорю себе: «спокойнее, спокойнее», но не могу. Хочется донести до зрителя все полностью, убедить его до конца», – признавался он.
Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».
Источник: https://tvc.ru
Не жалел себя актер и во время сьемок в кино. Например, в фильме Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» Миронов самостоятельно выполнял все трюки. Сыгравший роль лейтенанта уголовного розыска, Андрей Александрович без дублера вылезал из пожарной машины, ехавшей на скорости 60 километров в час, взбирался на крышу «Жигулей», висел над Невой, держась за мост, на ковре спускался с шестого этажа ленинградской гостиницы «Астория». Миронов шутил, что таким образом стремился не ударить в грязь лицом перед итальянскими актерами и произвести на них впечатление, что ему, безусловно, удалось. Советский зритель тоже был в восторге. Вышедший в 1974 году фильм занял четвертое место в прокате и приобрел бешеную популярность: все шли «на Миронова». В октябре того же года Андрей Миронов получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Сразу после «Итальянцев» у Миронова была возможность продолжить работу с Рязановым в картине, ставшей в нашей стране культовой: «Ирония судьбы, или С легким паром!». Режиссер предложил Андрею Александровичу роль ревнивца Ипполита, однако Миронов захотел пробоваться на главного героя – Женю Лукашина. Увы, пробы не были удачными. Рязанов справедливо заметил, что Миронов был слишком привлекателен и популярен среди прекрасной половины советских зрителей, чтобы правдоподобно сыграть этого персонажа.
Любимец советского зрителя
Слава настигла Миронова уже в конце 60-х – начале 70-х годов. «Три плюс два», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука» и многие другие картины сделали его звездой отечественного кинематографа, хотя сам Андрей Александрович большее удовольствие получал от игры в театре. А вот слухов и обсуждений самого себя актер не выносил.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука». Андрей Миронов и Юрий Никулин
Источник: https://kinopoisk.ru
В это трудно поверить, но роль в «Бриллиантовой руке», так полюбившаяся зрителям, Миронову категорически не нравилась. «Рамки амплуа всегда суживали возможности актера», – говорил он, намекая на то, что способен исполнять и более серьезные роли. Тем не менее, именно в этом фильме состоялся музыкальный дебют Миронова с песней про остров невезения. С тех пор актер начал исполнять песни в других фильмах, спектаклях и на творческих вечерах. Сам он был невысокого мнения о своих вокальных данных, но петь очень любил. Другим увлечением Андрея Миронова стало озвучивание мультипликационных персонажей: его голосом заговорили и запели кот Леопольд и черный кот из мультфильма «Голубой щенок».
В 1970-х годах Миронов особенно много снимался и подарил зрителю яркие образы в картинах «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо» и «Трое в лодке, не считая собаки». Вместе с тем он считал себя заложником комедийного образа и втайне тяготился этим обстоятельством. Он хотел бы сняться в «Июльском дожде» у Марлена Хуциева, в фильмах Андрея Тарковского или Никиты Михалкова, но не сложилось.
Миронов-режиссер
Перефразируя известную поговорку, стоит отметить, что нет такого актера, который не мечтал бы стать режиссером. Не обошло стороной это стремление и Андрея Миронова. Через десять лет после прихода в Театр сатиры он начал ставить спектакли: в 1973 году вместе с Александром Ширвиндтом – «Маленькие комедии большого дома», в 1979 – «Феномены», затем – «Бешеные деньги» А.Н. Островского.
Андрей Миронов, Марк Захаров и Александр Ширвиндт
Источник: https://pinterest.com
Свой последний, пятый спектакль Миронов репетировал больше года и играл в нем главную роль. Это были «Тени» по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина. Во время одной из репетиций случился конфликт между Андреем Александровичем и главным режиссером Театра сатиры В.Н. Плучеком. Поговаривали, глава театра был недоволен слухами о том, что Миронов якобы претендует на его пост. На самом деле, это было неправдой. Актеры, занятые в спектакле, вспоминали, что Миронов совершенно не стеснялся признаться, что пока еще не все понимает в режиссерском ремесле, и не претендовал на роль мэтра, коим являлся Плучек. Постановка спектаклей интересовала Андрея Александровича прежде всего как процесс работы с актерами, как постижение чего-то нового, более глубокого. Возможно, таким образом он пытался компенсировать недостаток собственных трагических ролей. Многие видели в нем настоящий режиссерский талант, который Миронов, к сожалению, не успел реализовать.
Последний спектакль
В одном из интервью Миронов рассуждал: «Обо мне писали по-разному. Приятно, конечно, когда хвалят, но я руководствуюсь правилом Маяковского. Он никогда не интересовался, хвалят или ругают его. Он спрашивал: “Уважают?”». За свою жизнь Андрей Александрович заслужил и уважение, и любовь, к нему одинаково сильно были привязаны как коллеги, так и зрители.
В августе 1987 года труппа Театра сатиры находилась с гастролями в Риге. На сцене местного оперного театра Миронов играл в спектакле «Женитьба Фигаро», во время которого ему стало плохо. Последними словами Андрея Александровича стали жалобы на сильную головную боль. Актеру немедленно вызвали «Скорую», и два дня врачи пытались бороться за его жизнь. 16 августа Андрей Миронов скончался в результате кровоизлияния в мозг. Великому актеру, ставшему одним из символов советской эпохи, было всего сорок шесть лет.
Андрей Миронов на театральной сцене
Источник: https://satire.ru
Обложка: https://pinterest.com
Новое
Видео
Судьба России в контексте империй и революций ХХ века
Лектор: Ляпустин Борис Сергеевич Российский историк, кандидат исторических наук
Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России
7 июля 1770 года – День воинской славы России. Русский флот одержал триумфальную победу в Чесменском сражении. Крупнейшее морское сражение русско-турецкой войны предопределило поражение Османской империи
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.