Андрей Яковлевич Эшпай – выдающийся сын своего народа. Республика Марий Эл

8/5/2024

Славься, наш край родной,

Цвети в счастье и в труде.

Гордимся всегда тобой

И поем, Марий Эл, о тебе!

Марий Эл (Марийский край) – небольшая республика в Поволжье с самобытными традициями, удивительной природой, трудолюбивыми и гостеприимными людьми. Марийцы, бережно хранят свои традиции и передают их из поколения в поколение. Столица Марий Эл Йошкар-Ола поражает путешественников масштабными стилизациями древнерусского зодчества и европейской архитектуры. Природа Марийского края богата лесами и озерами. Это один из самых экологически чистых регионов европейской части России.

Богатства края Марий Эл

Республика Марий Эл почти целиком расположена на левобережье Волги в среднем ее течении вдоль берегов Ветлуги и ее притоков, в т.н. Поветлужье. Обширную заболоченную Марийскую низменность дополняет Вятский Увал – цепь возвышенностей на востоке края. Общая площадь невелика – всего 23 400 км2.

Природные условия довольно разнообразны: необъятные леса, карстовые породы, обилие озер и рек. Это объясняется положением республики на стыке сразу трех физико-географических провинций. Всего в республике насчитывается более 500 рек и ручьев, 689 озер, 184 крупных пруда и 417 болот. Большие реки – это Волга и Сура, средние – Ветлуга, Большая и Малая Кокшаги, Илеть, Немда, Рутка. На юго-западных склонах Вятского Увала расположена целая вереница карстовых озер.

Национальный парк Марий Чодра – Марий Эл

Край относится к умеренному климатическому поясу с морозной снежной зимой и теплым летом, с четко выраженными весной и осенью. Марий Эл более чем на половину покрыта лесами – сосновыми, пихто-еловыми, широколиственно-сосновыми, липово-дубовыми, осиново-березовыми. В поймах малых рек встречаются заливные луга, на водоразделах – суходол. Всего марийская флора насчитывает до 1600 видов растений. Животный мир очень богат, чему способствуют обилие нетронутых человеком лесов и сочетание различных природных зон. В республике водятся горностаи, ласки, волки, зайцы, бурундуки, лоси, росомахи и медведи. Последние даже стали геральдическим символом региона.

Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой щит, в серебряном поле которого изображен восстающий червленый медведь с золотыми когтями, зубами и черными с серебром глазами. В правой лапе - обращенный вниз меч, в лазоревых ножнах с золотыми фрагментами, и золотой молот с серебряной рукояткой. В левой лапе - окраенный золотом лазоревый щит с изображением золотого скошенного марийского креста, Гербовый щит увенчан земельной короной с зубцами, стилизованными под марийский орнамент с тремя отдельными ромбами.

Герб Марий Эл

Среди птиц распространены гагары, куропатки, дятлы, вяхири, глухари, клесты, перепела – всего 250 видов. В марийских водах можно встретить судака, щуку, плотву, жереха, окуня, налима, толстолобика. В прудах культивируют карпа, стерлядь, форель.

В республике разведаны значительные запасы цементного сырья, стекольного песка, гипса, торфа, сапропеля, открыты четыре месторождения лечебных минеральных вод и пять месторождений лечебных грязей.

Марий Эл входит в состав Поволжского федерального округа и граничит с Чувашией на юге, Нижегородской областью на западе, Кировской областью на севере и Татарстаном на востоке. Республика состоит из трех городских округов. На 2024 год население Марийского края составляет всего 670 000 человек, из них 69% проживают в городах. По национальному составу преобладают русские и марийцы. Всего в республике четыре города – Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск и Звенигово. Примечательно, что третье место по численности занимает поселок городского типа Медведево, в котором живут примерно 22 000 человек.

Происхождение и традиционный быт марийцев

Марийский этнос (мари, марий, черемисы) принадлежит к группе волжских финнов финно-угорской семьи народов. Он начал формироваться на основе азелинской и городецкой археологических культур железного века. На территории нынешней Марий Эл предки марийцев расселились около VI века нашей эры. Складывание марийского этноса проходило в Ветлужско-Вятском междуречье в IX–XI вв.

Постепенно здесь выделились четыре основные этнографические группы – горные, луговые, восточные и северо-западные марийцы. Первые жили на правом берегу Волги и имели тесные культурные контакты с чувашами и русскими, вторые обитали в Поветлужье, в бассейнах рек Большой и Малой Кокшаги, поддерживая регулярные связи с пермскими племенами и булгарами, третьи возникли в результате переселения в Закамье и Приуралье, испытали воздействие башкир, татар и удмуртов, четвертые, самые малочисленные, обитали в Унженско-Ветлужском междуречье.

Основой хозяйства средневековых марийцев было земледелие – до XVII века подсечно-огневое, затем трехпольное. Возделывались рожь, ячмень, овес, лен, гречиха, в огородах росли лук, репа, капуста, редька, с XIX века – картофель. Немалое значение имело животноводство – разведение крупного рогатого скота и лошадей. Существенное внимание уделялось бортничеству, охоте, рыболовству, у горных марийцев – садоводству. Среди домашних ремесел преобладали прядение и ткачество, среди промыслов – заготовка и сплав леса, смолокурение.

Марийская семья на фото начала XX в.

Главным блюдом марийцев долгое время считался пресный хлеб из овсяной или ячменной муки, на праздники подавали слоеные блины, пироги со всевозможной начинкой, вареную колбасу, пиво, крепкий медовый напиток пуро. Вплоть до начала XX века у марийцев сохранялась большая патриархальная семья, пережитки родовых отношений, вера в знахарей и колдунов.

Особое место в духовной жизни марийцев занимала религия. В «марийской вере» был развит культ предков и почитание целого пантеона богов. Верховным богом марийцы признавали Кугу Юмо, богом неба и судьбы – Кава Юмо, матерью воды – Вуд Ава и т.д. Отражением древних верований является марийский обычай даже летом отвозить покойника на кладбище в санях и хоронить его в зимней одежде, шапке и рукавицах. Несмотря на христианизацию, отголоски марийской веры – такие как священные рощи или народные праздники – существуют до сих пор.

Несмотря на принятие христианства, марийцы и поныне сохранили многие языческие воззрения, обычаи, обряды. В марийской мифологической картине мира почитались солнце, луна, небо, звезды, земля. В качестве племенных тотемов выступали лоси, олени, медведи, кони, лебеди, филины, пчелы. Марийцы делили мир на небесный, земной и подземный, населяя его духами и демонами, представляли душу в виде ящерицы или бабочки. Особой святостью наделялись некоторые холмы, камни, рощи, родники. Духов задабривали жертвоприношениями – птицей, бараном или лошадью. Важное место занимал культ почитания душ умерших.

Высшей жизненной субстанцией марийцы считали «великого светлого бога» Кугу Юмо. Всего в марийской вере насчитывалось до 150 сверхъестественных существ. Священные рощи, некоторые из которых по-прежнему существуют, считались божественным обиталищем. Там произносились молитвы, устраивали жертвенные костры. Практически каждая деревня имела свою молитвенную рощу и связывала коллективные моления с аграрным циклом.

Марийские традиционные церемонии

К началу XX века оставалось около 90 000 марийцев-язычников из 375 000, а остальные приняли синкретическую форму православия с сильным влиянием прежних верований. В конце XX века произошло определенное возрождение языческих культов.

Не менее сильна была вера марийцев в народную медицину. Марийцы знали о лечебных свойствах многих трав, кореньев и отваров, о правилах и времени их сбора и приготовления. Часто в качестве лекарства использовали жир, в том числе змеиный. Эти знания передавались из века в век. Считалось, что каждая взрослая женщина должна была знать главные секреты марийского врачевания.

Иван-чай из заповедных лесов Марий Эл

Марийский язык относится к волжской группе финно-угорских языков уральской группы. Он близок к мордовскому и имеет общие черты с пермским. Первая попытка создания марийской письменности была предпринята архиепископом Гурием (Григорием Рукотиным) в XVI столетии, первая грамматика издана в 1775 году. В XIX веке марийский алфавит усовершенствовали, введя несколько характерных для местной фонетики графем. Интересно, что марийский язык представлен сразу двумя литературными нормами – луговомарийской и горномарийской.

История марийцев

В отличие от других волжско-финских племен, – муромы, мещеры, мери, – марийцы не исчезли и не ассимилировались несмотря на наличие таких могущественных соседей как древнерусские княжества, Хазария, Волжская Булгария. Более того, в XII–XVI вв. марийцы, известные тогда как черемисы, создали несколько княжеств с укрепленными протогородами – Ветлужское, Якшанское, Ижмаринское, Малмыжское во главе с кагузами (старейшинами, князьями). Лишь неблагоприятное геополитическое положение в окружении могучих держав помешало созданию собственного государства. Марийцы длительное время жили в соседстве с Волжской Булгарией и зависели от нее, затем вошли в подчинение Золотой Орде и Казанскому ханству.

Вхождение в состав Русского царства сопровождалось тремя черемисскими войнами, растянувшихся на 30 лет. Первая началась через несколько месяцев после падения Казани. После первоначальных успехов и эйфории зимы 1552/1553 гг., когда Иван Грозный подумывал оставить Казань, повстанцам пришлось столкнуться с лучшими русскими войсками во главе с Андреем Курбским, Иваном Шереметевым и Семеном Микулинским.

Можно без преувеличения сказать, что все внешнеполитические предприятия Ивана Грозного – покорение Крыма, присоединение Прибалтики, война с Польшей и Швецией – были менее успешными именно потому, что всякий раз приходилось бросать крупные силы на подавление восстаний черемисов. «Сии дикари свирепые, – писал Н.М. Карамзин про марийцев, – озлобленные, вероятно, жестокостью царских чиновников, резались с московскими воинами на пепле жилищ своих, в лесах и вертепах, летом и зимою; хотели независимости или смерти».

После множества поражений, зимой 1553-1554 гг. русские рати всё-таки разгромили основные силы восставших, однако вооруженное сопротивление продолжалось до 1557 года.

Картина "Марийские послы у Ивана Грозного" 1957 г. Художник А.С. Пушков

В декабре 1571 года успехи крымцев под Москвой и возмущение мобилизацией на Ливонский фронт спровоцировали черемисов на новое выступление, известное как Вторая Черемисская война. Боевые действия охватили все Среднее Поволжье. Московскому правительству удалось восстановить порядок только к апрелю 1574 года. Третья Черемисская война продолжалась с 1581 по 1585 гг. На этот раз русским правительством было решено взять черемисов под полный контроль. На территории Марийского края возникли русские крепости-города – Кокшайск, Козьмодемьянск, Царевококшайск, Царевосанчурск, Яранск, Уржум и Малмыж, вокруг которых начали появляться русские дворцовые, помещичьи и монастырские села.

В XVII веке большинство марийцев платило ясак (денежные и хлебные сборы в казну), жило натуральным хозяйством. Главным занятием оставалось земледелие. В 1705 году на черемисов распространили рекрутскую повинность, а с 1724 года ясачных людей перевели на подушное обложение, которое до конца столетия выросло в несколько раз. В 1740 году активную деятельность по обращению инородцев в православие начала Новокрещенская контора. Недовольные сложившимся положением марийцы массами бежали на восток – в Башкирию, Закамье, Приуралье, участвовали в Пугачевщине.

Характерной особенностью крепостного права среди марийцев было почти полное отсутствие помещичьего владения: свыше 90% марийских крестьян принадлежало казне. В XIX веке в деревнях края широко распространились мочальный и мукомольный промыслы, в отдельных районах процветали смолокурение и камнеобработка. В пореформенный период регион стал крупным поставщиком леса. Лесная ярмарка в Козьмодемьянске занимала второе место в стране после Архангельской. По переписи 1897 года в Российской империи жило 375 000 марийцев, из них в городах – лишь чуть более 2000.

Марийская автономная республика

Революционный 1917 год привел к всплеску национального самосознания среди марийцев. Уже летом прошел I Всероссийский съезд марийского народа, начала издаваться национальная газета «Ужара» («Заря»), создан национальный союз «Марий Ушем». Среди крупных партий наибольшей симпатией среди марийцев пользовались эсеры, поэтому большевистскую власть приняли настороженно, местами – враждебно.

Созданный при наркомате по делам национальностей Центральный отдел мари (ЦОМ) выступил авангардом коммунистических идей среди марийцев и способствовал прочному установлению новых порядков в крае. 4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР было объявлено о создании Марийской автономной области со столицей в Краснококшайске (бывшем Царевококшайске). В 1927 году Краснококшайск переименовали в Йошкар-Олу, а 5 декабря 1936 года область преобразовали в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР).

В годы первых пятилеток в МАССР мощный импульс получила лесная промышленность. Возникли деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные комбинаты, лесо- и шпалозаводы, заметно возросли лесозаготовки. В 1939 году началось строительство Марийского машиностроительного завода. В 1930 году в регионе было введено всеобщее обязательное начальное образование, следом начали появляться институты и техникумы.

В годы Великой Отечественной войны 130 000 жителей края отправились на фронт, 74 000 из них погибли. Около 15 000 воинов из МАССР получили боевые награды, 53 удостоились звания Героя Советского Союза, 14 стали полными кавалерами ордена Славы. На территорию Марийской республики было эвакуировано 27 промышленных предприятий, в т.ч. заводы по производству оптических прицелов, прожекторов, зарядных станций, авиабомб и артиллерийских снарядов. В Йошкар-Оле работали ОКБ-43, Ленинградская военно-воздушная академия, Государственный оптический институт.

Строительство Волжского оборонительного рубежа

В послевоенные годы промышленный потенциал региона многократно вырос. Произошли кардинальные сдвиги в области электрификации, здравоохранения, образования. В 1972 году открылся Марийский государственный университет. Были построены современные предприятия, в т.ч. «Электроавтоматика», гидролизно-дрожжевой завод, завод радиодеталей и т.д. Одновременно в стране проявились негативные тенденции, особенно в сельском хозяйстве и в неэффективном использовании промышленных мощностей. Попытка исправить положение с помощью Перестройки привела к глубокому экономическому кризису и распаду СССР. Для Марийской республики это были и новые испытания, и новые возможности. В 1992 году она получила свое современное название – Республика Марий Эл – и вступила в новый этап развития.

Знаменитые уроженцы Марий Эл

Марийский край – родина многих прославленных и заслуженных людей. Священник Гавриил Яковлевич Яковлев (1843–1912) создал русско-марийский словарь, изучал фольклор и традиции марийцев. Павел Петрович Глезднев (1867–1923) написал учебник арифметики на марийском языке, издавал марийские газеты и журналы, сыграл выдающуюся роль в создании литературного языка. Поэт Сергей Григорьевич Чавайн (1888–1937) стал одним из основоположников марийской литературы. Этнограф Надежда Александровна Большова (1958–2010) получила признание как крупный исследователь культурного наследия финно-угорского мира. Писатель, драматург и актер Василий Михайлович Регеж-Горохов (1937–2022) при жизни стал классиком марийской культуры.

Творческая династия Эшпаев

Особо стоит отметить род Эшпаев. Фамилия Эшпай с марийского переводится как "хороший друг".

Композитор Яков Андреевич Эшпай (1890–1963) с детства был окружен народным творчеством и народной музыкой. Его отец и дед были замечательными гуслярами, часто пели народные песни. Маленький Яша самостоятельно научился играть на скрипке и гармони, а в 1913 году окончил Казанское музыкальное училище.

Яков Эшпай

После возвращения с фронта Первой мировой войны Яков Эшпай около 10 лет преподавал в школе, тогда же увлекся сбором народных песен. В 1930 году он окончил Московскую консерваторию, в 1940 году издал классический труд «Национальные музыкальные инструменты марийцев». Яков Эшпай стал создателем первых марийских произведений для симфонического оркестра, скрипки и фортепиано. Благодаря ему удалось сохранить сотни народных мелодий.

Андрей Яковлевич Эшпай (1925–2015) продолжил дело отца. Он тоже с детства рос в атмосфере музыки, учился в знаменитой Гнесинке. Мальчик обладал исключительным музыкальным слухом.

Когда началась война, юношу отправили в Мариинский Посад, в Чувашию, к родственникам Тогаевым, где он продолжил учебу в 10-м классе средней школы №1. В это время его старший брат Валентин уже воевал, вслед за братом рвался на фронт и Андрей, пытаясь уйти добровольцем, однако ему как несовершеннолетнему отказали. Юноша мечтал о летном училище.

Андрей Эшпай рассказывал: "Я случайно узнал, что в Чебоксарах размещается авиационная часть, и вот зимой, тайком от родителей, на перекладных отправился за 35 километров. По дороге сильно обморозился. В части сообщили, что летать здесь не учат и даже в механики несовершеннолетних не берут. Сдаваться я не собирался и написал письмо в Кремль: "Дорогой тов. Сталин, прошу зачислить меня в ряды армии..."."

После начала Великой Отечественной войны Андрей Эшпай окончил пулеметное училище и курсы переводчиков. Он участвовал в боях за освобождение Варшавы, брал Померанцевский вал, принимал участие в окружении и уничтожении фашистов в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанцевской бухты. У стен рейхстага погибли два его лучших друга. Сам он был награжден орденом Красной Звезды, медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией".

Андрей Эшпай

Вернувшись с войны, Андрей Эшпай продолжил музыкальное образование, окончил консерваторию, в аспирантуре занимался у Арама Хачатуряна.

Андрей Эшпай — яркий представитель русской и советской композиторской школы. Его творческое наследие огромно и разнообразно, ему были близки самые различные жанры и формы музыки. Он написал 9 симфоний (наиболее известны 4-я симфония-балет, 5-я, посвященная Великой Отечественной войне, и 6-я «Литургическая»), 2 концерта для фортепиано с оркестром, 4 концерта для скрипки с оркестром, концерты для других оркестровых инструментов (всего 22), множество симфонических и камерных произведений. Андрей Эшпай — автор трех балетов: «Ангара» (1976), «Круг» (1979-1980), «Помните!» (1981).

Широкой публике Андрей Эшпай известен как автор популярных песен («А снег идет», «Сережка с Малой Бронной», «Ты одна в моей судьбе» и др.), музыки к фильмам («Карьера Димы Горина», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства» и др.), театральным постановкам.

Андреем Эшпаем создана музыка к более, чем 60 кинофильмам. Песни на музыку Андрея Эшпая исполняли Марк Бернес («Москвичи», «Песня о Родине»), Леонид Утесов («Ах, Одесса моя»), Майя Кристалинская («А снег идет», «Два берега»).

Андрей Яковлевич Эшпай

Два сына Андрея Яковлевича Эшпая посвятили себя кино. Старший сын Валентин (1953–2016) работал научным сотрудником Института кино, младший Андрей (род. 1956), стал кинорежиссером, снял восемь полнометражных фильмов и пять сериалов, включая «Дети Арбата» (2004) и «Иван Грозный» (2009), за что удостоился звания заслуженного деятеля искусств РФ.

Достопримечательности республики Марий-Эл

Марийский край славится реликтовыми лесами и чистейшими озерами. Прогулки по тропам национального парка «Марий Чодра» позволяют насладиться красотой природы, увидеть редкие виды растений и животных. Отдых на берегу таких уникальных озер как Яльчик или Кичиер никого не оставит равнодушным. Заповедник «Большая Кокшага» – еще одно природное сокровище Марий Эл. На его территории обитают лоси, медведи, куницы, гнездятся журавли, цапли, скопы.

Особого внимания заслуживает необычная архитектура Йошкар-Олы, появившаяся в начале XXI века. Стилизованная под разные эпохи, она стала визитной карточкой города: вытянувшаяся вдоль Малой Кокшаги набережная Брюгге, напоминающий о древнерусской старине Царевококшайский кремль, подражающая Московскому кремлю Благовещенская башня, воспроизводящий богатую дворянскую усадьбу «Замок Шереметева», часы «Двенадцать апостолов» и Патриаршая площадь позволяют мысленно перенестись в другие страны и времена. Заслуживает внимания путешественников и стоящий на высоком правом берегу Волги старинный городок Козьмодемьянск.

Многое из прошлого марийского народа можно узнать, посетив Национальный музей Республики Марий Эл в Йошкар-Оле или Марийский этнографический музей в Козьмодемьянске.

Достопримечательности Марий Эл не ограничиваются только городами и музеями. По всей территории республики разбросаны деревни и села, где сохраняются традиции и обычаи марийского народа. В этих местах можно увидеть традиционные марийские дома, посетить ремесленные мастерские и попробовать блюда национальной кухни. Марийские деревни предлагают уникальный опыт погружения в культуру и быт коренного народа республики.

Марий Эл сегодня

После распада СССР республика преодолела множество испытаний, но сумела сохранить свою самобытность и стать важным центром промышленности и культуры в Российской Федерации. Одним из ключевых предприятий, сыгравших значительную роль в экономическом развитии республики, стал Марийский машиностроительный завод АО «Концерн ВКО ««Алмаз-Антей»». Этот завод является важным элементом российского военно-промышленного комплекса и специализируется на производстве систем противовоздушной обороны. Современные разработки и высококвалифицированные специалисты позволили заводу занять ведущие позиции в отрасли и внести значительный вклад в обороноспособность страны.

На открытой выставочной площадке представлены натурные образцы техники производства АО «Концерн ВКО ««Алмаз-Антей»

Экономическое развитие Марий Эл базируется на диверсификации и модернизации промышленности. В республике активно развиваются машиностроение, деревообработка и пищевая промышленность. Важным элементом экономики остается агропромышленный комплекс, который обеспечивает местное население качественными и экологически чистыми продуктами. Современные технологии и инвестиции способствуют росту производительности и качества продукции, что делает ее конкурентоспособной на российском и международном рынках.

Республика активно поддерживает и развивает культурные традиции марийского народа, проводя многочисленные фестивали и мероприятия. Одним из главных культурных событий является фестиваль «Пеледыш пайрем», который ежегодно собирает тысячи участников и зрителей. Этот праздник символизирует обновление природы и начало нового сельскохозяйственного года.

Успешное сочетание традиций и инноваций позволяет республике уверенно смотреть в будущее и продолжать свой путь к процветанию и благополучию.

Пройти тест по теме

Источник обложки: Яндекс.Картинки