Афганский кризис, или Большая игра 1885-1895 годов
Сегодня Афганистан вновь переживает не лучшие дни. Страну покинули американские солдаты, которые 7 октября 2001 года начали операцию «Несокрушимая свобода». Главной задачей они поставили борьбу с терроризмом и, понятное дело, распространение американской демократии. Демократия по-американски – это избитая фишка, которая используется всегда, когда американцы навязывают свою дружбу. Борьба с терроризмом закончилась быстро – силы были неравные, а что делали американцы следующие двадцать лет, не очень ясно. Говорят, была подготовлена современная армия… Тем не менее сегодня, когда последние солдаты грузятся на самолеты, Кабул уже захвачен «уничтоженными» талибами, армия, на создание которой потрачены сотни миллиардов долларов, сложила оружие и сдалась талибам, главный демократ страны – президент Ашраф Гани – с государственной казной отбыл и скрывается где-то на Ближнем Востоке. Конечно, можно быть равнодушным к событиям в Афганистане, но это наш сосед, и от того, какая ситуация сложится там, очень много будет зависеть здесь.
Страницы истории
До XIX века Афганистан напрямую с нами не граничил. Тем не менее первые контакты состоялись еще в XV веке. Их начали вездесущие купцы, которые искали дороги в сказочную Индию. Официальные отношения начались, когда в Герат в царствование Ивана III прибыло первое русское посольство. Это была столица одного из государств Тимуридов. Гератский правитель Абу Саид принял русских с почетом с «выражением любви и желанием дружбы». Через несколько лет, а именно в 1490 году в Москву посетили послы Герата. Полноценных отношений не получилось, но эти события принято считать началом российско-афганских отношений. Все последующие столетия до начала XX века все наши контакты сводились к торгово-экономическим. Афганистан посещали различные миссии, купцы, путешественники, в стране даже появилась небольшая русская диаспора.
Хочется вспомнить об одном интересном контакте русских с афганцами в 1728 году. В том году русские войска находились в Гиляне – на территории, занятой русскими войсками в Персии. Один из афганских военачальников – Салдан-хан – вторгся в персидские земли и непосредственно во владения русских Мазендеран. Он потребовал от русского генерала Левашова очистить Гилян, на что получил встречный ультиматум. В это время к городку Лахиджану был отправлен русский отряд из 250 человек во главе с майором Юрловом. Там их встретило четырехтысячное афганское войско. Это совсем не смутило русских солдат, прошедших Северную войну, и они решительно перешли в штыковую атаку и обратили афганцев в бегство. На поле боя осталось несколько сотен убитых и три знамени. В этот раз афганцы отступили. Следующие 150 лет особыми событиями не запомнились, да и у русского правительства в отношении Афганистана особых интересов не проявлялось.
В 1838 году началась первая англо-афганская война, и Россия решила оказать поддержку Афганистану. На помощь лидеру борьбы афганцев с англичанами Дост-Мухаммеду послали экспедиционный корпус генерала Перовского, который попутно должен был разрешить Хивинский вопрос. Успехов корпус не добился, но то, что русские приняли сторону Дост-Мухаммеда, привлекло на борьбу с англичанами афганское население. После этого Россия не вмешивается во внутренние дела Афганистана и в основном наращивает торговый оборот и культурное сотрудничество.
Афганский кризис
Отношения наших двух стран так бы и развивались неспешно, если бы не англичане. Они всегда проявляли интерес к Афганистану, поскольку это соответствовало их доктрине укрепления в Юго-Западной и Центральной Азии. В результате мы стали свидетелями первой англо-афганской войны 1838-1842 годов, которая не принесла Англии победы, но аппетиты Англии не стали меньше. В 1843 году они захватили Синд, а в 1849 году – Пенджаб. Границы интересов России и Англии стали сближаться, и в этих условиях было принято решение определить нейтральные границы. В 1868 году прошли переговоры, и границей была признана река Амударья. Отношения с англичанами стали портиться в конце 70-х годов, когда в Афганистан прибыло посольство Столетова. Англичане потребовали выгнать русских, порвать с ними отношения и принять английское посольство. Эмир отказался, и это стоило ему второй англо-афганской войны 1878-1880 гг. В результате был заключен Гандамакский договор, по которому страна превращалась в зависимое от Англии владение. Вновь вспыхнули народные волнения против Англии. Новым эмиром был признан Абдуррахман-хан, которому пришлось мириться с тем, что англичане продолжали контролировать внешнюю политику страны. Первоначально новый хан устраивал стремившуюся к расширению своего влияния Англию, так как проводил завоевательную политику, что было им на руку.
К 1885 году Россия тоже расширила свои территории до города Мерв в пустыне Каракумы, а дальше были земли Афганистана и интересы Англии, которая молча на это не смотрела. Об инциденте 1885 года мы писали в статье «В шаге от войны. История одной победы Александра III Миротворца». У Каменного моста произошло военное столкновение между русскими войсками под руководством генерала Комарова и афганскими, спровоцированное англичанами. Афганцы отошли на свою территорию, но конфликт мог перерасти в полномасштабную войну двух империй. В этот раз здравый смысл победил. Эмир не хотел участвовать в чужих войнах, а правители понимали, какой может стать новая война. Конфликт сочли случайной пограничной стычкой, и в августе 1885 года был принят протокол о разграничениях. Российско-британская комиссия провела работы по размежеванию территории, плодами которой все и пользуются до сих пор.
В 1893-1895 годах была поставлена точка в вопросах границы. На этот раз без участия афганских представителей была проведена англо-афганская, а вернее, индо-афганская граница в районе Памира. Эту линию еще называют линией Дюрана. Так закончилась Большая игра (или по-русски – Война теней) – геополитическое соперничество между двумя империями за господство в Южной и Центральной Азии в XIX веке.
Во времена колониализма границы определялись по чисто географическим и политическим расчетам, а то, какие народы и где проживают, – всегда было вторичным. В результате раздела по географическому принципу на севере Афганистана компактно проживают таджики, узбеки и туркмены, которые составляют 40% населения страны. И именно эти меньшинства по отношению к афганскому большинству – пуштунам, могут стать большой проблемой не только для бывших советских республик Средней Азии, но и для самой России. С этим вызовом нам, по результатам «Большой игры» века XIX, придется столкнуться в веке XXI, и, судя по всему, «доиграть партию».