«Адмирал Кузнецов». Самый главный боевой корабль России
Пять фактов из истории флагмана российского ВМФ, тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», принятый флотом 25 декабря 1990 года, считается крупнейшим кораблем в составе отечественного Военно-морского флота. Неудивительно, что именно он с гордостью несет титул флагмана российского ВМФ, одновременно являясь флагманом и Северного флота, на котором проходит его служба. «Адмирал Кузнецов» уникален и тем, что это единственный настоящий авианосец в России, то есть корабль, который может принимать самолеты горизонтального взлета и посадки. И это далеко не единственный примечательный факт в его истории.
Пять имен одного крейсера
«Адмирала Кузнецова» можно, пожалуй, назвать рекордсменом по числу имен, которые этот корабль сменил, прежде чем вступил в строй. В проекте он носил имя «Советский Союз». Такая честь досталась кораблю неслучайно: он должен был стать первым советским авианосцем! Но когда 1 сентября 1982 года на Николаевском заводе закладывали новый тяжелый авианесущий крейсер, ему присвоили имя «Рига», так как по традиции советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик. Через два с небольшим месяца скончался советский лидер Леонид Брежнев, и 22 февраля 1983 года корабль перезаложили с новым именем – в честь почившего Генерального секретаря. Как «Леонид Брежнев» крейсер и был спущен на воду 4 декабря 1985 года. Через два года на волне перестройки его переименовали в «Тбилиси». А 4 октября 1990 года он получил свое пятое и последнее имя, которое носит по сей день: «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», в честь легендарного Николая Кузнецова, первым из советских флотских начальников высказавшегося за строительство собственных авианосцев.
Собрать как из кубиков
«Адмирал Кузнецов» строился по измененному проекту, по которому к тому времени были построены уже четыре других крейсера. Главным его отличием от них стала нормальная полетная палуба, допускавшая эксплуатацию обычных самолетов, а не только с вертикальным взлетом и посадкой, как на предшественниках. Из-за этого размеры корабля существенно выросли: наибольшая ширина – 75 метров, длина – 304,5 метра, высота – 64,5 метра. Чтобы собрать такой корабль, требовались новые технологии и приемы. И они были разработаны. «Адмирал Кузнецов» стал первым в СССР кораблем, который строили из готовых блоков весом до 1700 тонн каждый. Всего таких блоков было 24, в том числе как единый блок устанавливали и надстройку-«остров». Внутренние помещения корабля строили – тоже впервые! – с помощью объемного проектирования с применением компьютерных технологий.
Первая посадка
Поскольку «Адмирал Кузнецов» с самого начала планировался как традиционный авианосец, отработку техники посадки на него начали еще до вступления корабля в строй. Для этого под городом Саки в Крыму создали Наземный испытательный тренажер корабельной авиации – НИТКА, где и тренировались будущие пилоты корабельного крыла. Чтобы убедиться в готовности крейсера к приему обычных самолетов, его вывели в море на летно-конструкторские испытания прежде, чем завершилась постройка, – 21 октября 1989 года. Через одиннадцать дней, 1 ноября впервые в отечественной истории летчик-испытатель Виктор Пугачев (именем которого названа одна из самых сложных фигур высшего пилотажа – «кобра Пугачева») совершил посадку истребителя Су-27К с горизонтальным взлетом и посадкой на палубу корабля. В тот же день летчик Токтар Аубакиров впервые в истории совершил на самолете МиГ-29К взлет с корабельной палубы. А 21 ноября Пугачев впервые совершил ночную посадку на палубу будущего «Адмирала Кузнецова».
Единственный авианосец на Черном море
Предшественники «Адмирала Кузнецова» – тяжелые авианесущие крейсера проекта «Кречет» (или класса «Киев», как называют их в НАТО по имени головного корабля) – имели довольно мощное обычное вооружение: зенитно-ракетные и артиллерийские комплексы, торпедные аппараты, глубинные бомбы и так далее. Новый крейсер вооружили еще мощнее, дав ему дюжину пусковых установок тяжелых противокорабельных ракет «Гранит». Тем самым он разом перестал считаться авианосцем, поскольку их отличает отсутствие собственного наступательного вооружения помимо самолетов. За счет этого «Адмирал Кузнецов» был и остается единственным авианесущим кораблем, которому разрешено появляться в Черном море. Всем другим авианосцам вход туда заказан в соответствии с принятой еще в 1936 году конвенцией Монтре, определяющей в том числе, корабли каких типов могут проходить через проливы Босфор и Дарданеллы.
Боевой флагман
Флагман ВМФ России ТАВКР «Адмирал Кузнецов» – не только самый крупный корабль, но и один из немногих, имеющих солидный боевой опыт, а если говорить об отечественных авианесущих кораблях, то вообще единственный. Осенью 2016 года крейсер во главе состава кораблей Северного флота отправился в Средиземное море, откуда его самолеты и начали наносить удары по боевикам террористических группировок в провинциях Идлиб и Хомс. По оценкам отечественных и иностранных военных экспертов, летчики базирующегося на «Адмирале Кузнецове» 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, принимавшие участие в боевых действиях, получили уникальный боевой опыт, которым могут похвастаться немногие действующие военные летчики в мире. О том, насколько удачно летчики крейсера справились с выполнением своих боевых задач, говорит такой факт: в 2018 году крейсер награжден орденом Ушакова – одной из высших военно-морских наград.
Новое
Видео
Будапештская операция. 29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года (Реплика Михаила Мягкова)
Будапештская операция. 29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года (Реплика Михаила Мягкова)
Внешняя политика России второй половины XIX столетия
В лекции, посвященной внешней политики России второй половины XIX ст., показывается, что после заключения Парижского мирного договора главным направлением внешнеполитической деятельности российского дипломатического корпуса стала борьба за пересмотр отдельных условий договора. Отказ в одностороннем порядке от нейтрализации Черного моря был закреплен решениями Лондонской конференции 1871 г. Россия получила право военного укрепления Черноморского побережья, расширения южной морской торговли и хозяйственного освоения южных губерний. Но уже по результатам Берлинского конгресса 1879 г., который пересматривал условия Сан-Стефанского мирного договора после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Россия оказалась отброшенной назад в решении восточного вопроса. Европейские державы в очередной раз не только сорвали проект разрешения застарелой проблемы, но заложили предпосылки конфликта, приведшего в начале XX в. к Первой мировой войне. Период правления Александра II стал временем геополитического надлома в истории России. Впервые после многих десятилетий непрерывного территориального расширения Российская империя утратила ряд территорий. Особенно показательным шагом в этом отношении стала продажа Аляски, которая не могла быть удержана за недостатком людских, управленческих и материальных ресурсов. Вместе с тем, ввиду угрозы британской экспансии, было продолжено геополитическое расширение пределов империи в среднеазиатском направлении. В состав России была включена территория Кокандского ханства, под ее протекторатом оказались Бухарский эмират и Хивинское ханство. Переориентация при Александре III с "Союза трех императоров" на сближение с Францией, продиктованное общностью военно-стратегических интересов, обеспечило мир в Европе, вследствие чего российский император получил наименование Миротворца. Союз с Францией 1890-х гг. был направлен против Англии, тогда как в отношении Германии в это время Россия придерживалась умеренной политики, ограничиваясь дипломатической войной. В связи с новым союзом, русское правительство переориентировало свою позицию на Балканах, отказавшись в этом регионе от активных действий и приступив к активной политике на Дальнем Востоке.
Смерть и свобода. Об отношении свободы к смерти в русской и немецкой философии
О лекторе Андреас Буллер - доктор философии, Штутгарт, Германия. Полное содержание лекции опубликовано в книге "Три лекции о понятии СЛЕД".