«Адмирал Кузнецов». Как единственный авианосец России угнали
Совсем недавно средства массовой информации вновь вспоминали, как 30 лет назад разваливалась великая держава: кто что подписывал, в каком был состоянии, как делили большой союзный пирог. Действительно, были определенные договоренности о том, кому что достанется, но в процессе всегда появляется желание отхватить чуть побольше (а вдруг получится?).
Не замай, це наше…
Еще до Беловежского соглашения, которое подписали в декабре 1991 года, Украина провозгласила себя независимым государством. Произошло это 24 августа 1991 года, и сразу было принято постановление, подчинявшее все военные подразделения, расположенные на территории «незалежной», новому государству. Среди интересов Украины оказался и тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который проходил испытания в Черном море, но был приписан к Северному флоту. В ноябре 1991 года командир корабля получил телеграмму от председателя Верховной рады Кравчука с заявлением, что крейсер теперь собственность Украины и необходимо находиться на рейде Севастополя до вынесения решения правительства.
Сразу возникли вопросы: зачем Украине океанский корабль и почему она предъявляет права на корабль, предписанный Северному флоту. Вопросов было много, а вот ответов не было совсем, но появилась трещинка в отношениях внутри команды, так как некоторые офицеры были не прочь поменять Арктику на теплое Черное море. В этот момент приходит телеграмма, что в Севастополь прилетает заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко.
С якоря сниматься!
Командование крейсера с нетерпением ожидало распоряжений. 1 декабря в 21.00 адмирал поднялся на борт крейсера и сразу приказал командиру капитану 1-го ранга Виктору Ярыгину сниматься с якоря и идти прямым курсом на Северодвинск. Не вся команда в это время была на корабле, но командование распорядилось, что оставшиеся догонят корабль на поезде, а оставшиеся самолеты должны будут долететь сами. В 23.40 «Адмирал Кузнецов» покинул рейд и взял курс на проливы. Неопределенность кончилась, и команда поняла, что на самом верху принято решение корабль Украине не отдавать.
Дорога домой
На рассвете подошли к турецким проливам. При подходе к мосту к авианосцу пристроился тихоходный буксир-спасатель с советским военно-морским флагом. Для прохождения проливов требовалась специальная заявка, которую должно было подать советское консульство. Заявки такой не было, но Устименко знал, что нет и категорических запретов на прохождение без заявок. Авианосец снизил скорость до 20 узлов и продолжил следовать своим курсом. Турки препятствий не чинили. Громадный авианосец благополучно через проливы вышел на простор Мраморного моря. Моряки позже вспоминали, что турки приветствовали корабль, махали руками, фотографировали и очень удивлялись необычным контурам судна. В проливе произошел один инцидент: несколько моряков срочной службы решили сбежать с корабля и на спасательном плоту добраться до берега. Был подан сигнал «Человек за бортом», и команда сопровождавшего буксира выловила беглецов, а затем доставила на авианосец. Беглецы были отправлены в карцер, где и просидели до прихода судна в порт Видяево, а по окончании службы они все уехали в Украину.
Средиземное море корабль проскочил на одном дыхании, но на подходе к Гибралтару случилась задержка, так как на винты намотало рыболовные сети. Четверо суток экипаж освобождал свой корабль из непредвиденного плена. За проливом советский авианосец встречал американский авианосец «Джордж Вашингтон», который экстренно вызвали из Норфолка. Авианосец имел при себе внушительную свиту из полутора десятков кораблей охранения. Американские корабли сразу развернули масштабные учения, при которых начали имитировать атаки. Самолеты носились на опасной высоте, по курсу бросали учебные бомбы, а после всюду были разбросаны противолодочные буи. Экипаж с сожалением вспоминал свои самолеты, которые могли продемонстрировать американцам мастерство. Чтобы охладить наскоки американцев, авианосец дал сигнал «Провожу учения» и поднял в воздух два имеющихся вертолета. К этому времени к авианосцу подошел сторожевой корабль «Задорный», который с азартом гонялся за буями и совершал дерзкие перестроения вокруг кораблей охранения. Через некоторое время американские корабли ушли на запад, а им на смену сначала пришел английский фрегат, а позже – норвежский сторожевик, сопровождавший наш корабль до мыса Нордкап.
Весь переход занял 27 суток. Членов экипажа авианосца как героев встречали все – командование Северного флота, все объединения и соединения. Специально к приходу авианосца был построен плавучий причал. «Адмирал Кузнецов» стал единственным в мире авианосцем, базирующимся в Заполярье.
А что там?
А вот украинские власти эпопею с крейсером расценивают как кражу украинского корабля. Моряки считают, что «Адмиралу Кузнецову» выпала счастливая судьба, ведь если посмотреть, что стало с оставшимися кораблями, то очевидной станет трагедия и людей, и кораблей. Украинские власти себя долго не обременяли себя мыслями о том, что делать с оставшимися кораблями.
Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» за бесценок достался Китаю, где превратился в увеселительный аттракцион с отелем и рестораном. До 1991 года не удалось достроить «Варяг». Готовый на две трети его продали тому же Китаю за 20 миллионов долларов. Китайцы достроили корабль, он стал первым китайским авианосцем и гордое имя «Варяг» сменил на «Ляонин». К тому же стал головной болью Тихоокеанского флота США. Еще два корабля, однотипных с «Адмиралом Кузнецовым», никто и не собирался достраивать, их просто порезали на металлолом.
Так что же остается в итоге? В настоящее время в военно-морском флоте Украины осталось менее 25% судов, полученных при разделе советского флота. Самым мощным кораблем стал сторожевик «Гетман Сагайдачный». Сколько судов из списочного состава способно выполнять боевые задачи, точных данных нет. Зато СМИ постоянно взахлеб рассказывают, что страны НАТО готовы поддержать Украину в создании флота: Турция начала строительство корвета, американцы передали им несколько б/у катеров, готовится помощь из Англии и Франции. Теперь только время покажет результат всех этих усилий.
Новое
Видео
Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России
7 июля 1770 года – День воинской славы России. Русский флот одержал триумфальную победу в Чесменском сражении. Крупнейшее морское сражение русско-турецкой войны предопределило поражение Османской империи
Памятные даты военной истории России
Победа в Курской битве. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России