Адам Смит: Шотландский отец классической экономики
Адам Смит родился в июне 1723 года в г. Келкорди, Великобритания и считается человеком, положившим начало классической политэкономии. Из-за несохранившихся данных его точная дата рождения неизвестна, однако, имеется информация, что крестили его 5 июня. На данный момент биографы больше говорят о его времени, чем о жизни, но кое-что о Смите всё-таки известно.
Биография
Отец мальчика Адам Смит-старший был самым младшим ребенком и рос в малообеспеченной семье. Ему удалось, как говорят, «выбиться в люди» и стать адвокатом и таможенным служащим. По информации из разных источников, он умер вскоре после или незадолго до рождения сына по причине тяжелой болезни. Известно, что на момент смерти у него остался 13-летний сын от первого брака, которого воспитывали родственники. Мать Смита младшего звали Маргарет (девичья фамилия Дуглас), она была дочерью крупного землевладельца из Стрэтендри. После кончины Адама Смита-старшего замуж она так и не вышла и свою жизнь решила посвятить воспитанию сына.
В 1731 году Адам пошёл в местную школу, которая считалась одной из самых лучших в Шотландии. Там главный преподаватель Адам Миллар учил детей не только грамоте и Божьему слову, но и основам культуры. В четвёртом классе Смит изучил латынь и классическую литературу. Его любимой книгой считается «Бревиарий римской истории» автора Флавия Евтропия. Особое пристрастие Адам испытывал и к материалам по истории и географии.
Когда Смиту исполнилось 14 лет, его мать приняла решение переехать из прибрежных широт в Глазго, где продолжила заниматься образованием сына. Адам начал учиться в местном университете, его наставником стал Фрэнсис Хатчесон, который преподал Адаму этические основы философии, логику, астрономию и математику. Впоследствии юноша выбрал класс «нравственной философии», где параллельно осваивал древнегреческий и французский язык, изучал труды Гуго Гроция о естественном праве, а также Фрэнсиса Бэкона и Джона Локка, как основоположников эмпиризма. Смит отличался от остальных студентов по успеваемости и считался одним из лучших. И в 1740 году окончил университет с учёной степенью магистра искусств, а также ежегодной стипендией в размере 40 английских фунтов на обучение в Бейлиол-колледже в Оксфорде. Там Адаму не понравилось, он считал, что английской системе не хватает разнообразия. Студенты лишь дважды в день ходили на молитву и дважды в неделю – на сами занятия. Стоит отметить, что все преподаватели были священнослужителями английской церкви, обучение которых основывалось на устаревших доктринах. Смит писал, что в подобных учреждениях еще долгие годы правили отвергнутые идеи и ошибочные суждения. Отношение к студентам было высмеивающим, преподаватели всячески выражали к ним свою неприязнь из-за низкого материального положения и специфического говора.
В такой токсичной обстановке Адам прожил шесть лет. Из-за нехватки денег он ни разу не ездил домой. Лишь иногда приезжал погостить к своему кузену Уильяму Смиту, который жил в г. Аддербери, что находился неподалёку.
Маленькая комната Адама Смита в Оксфорде была не менее аскетична, чем он сам. Минимум мебели, но множество книг. Зимой в помещении всегда было холодно, в связи с чем юноша часто болел. Кроме того, вероятно из-за ослабленного иммунитета, в его письмах матери сообщалось о сильных болезнях дёсен и о частых головокружениях.
Практически всё своё время Смит посвящал учёбе и чтению книг. Среди них Шекспир, Мильтон, Драйден и античная литература. Как только Адам достиг успеха в изучении французского языка, начал читать классицистов и современников, среди которых излюбленными авторами стали Жан Расин, Монтескьё и Вольтер.
Самообучение Смита настораживало руководство колледжа, но мнение знаменитых педагогов его не интересовало. Также доподлинно известно, что одну из книг у него изъяли и вынесли строгий выговор. Это были труды атеиста Дэвида Юма «Трактат о человеческой природе», которые прямо противоречили основным устоям учебного заведения, в котором учился Смит.
в 1745 году было поднято Якобитское восстание под руководством Карла Эдуарда Стюарта с целью захвата власти над Великобританией. В Шотландии он собрал армию и направился на юг неподалеку от Оксфорда. В конце года лидеру пришлось отступить и вернуться обратно, где он и был окончательно разгромлен. Во время этих событий местные якобиты буквально «затравили» Смита, кому-то из них даже удалось пробраться в его келью, чтобы оставить записку с проклятиями. В частности, Адам подвергался нападкам из-за того, что является шотландцем. На этом его терпение кончилось и якобы «по семейным обстоятельствам» Смит покинул Баллиол-колледж и вернулся в родной Керколди.
Дома Смит пробыл два года и все это время продолжал самообучение. Он мог позволить себе не работать, так как всё еще получал стипендию Снелла и небольшой доход от наследства своего отца. Уже тогда Смит по праву мог считаться одним из самых образованных молодых людей.
Начало карьеры
Смит не хотел возвращаться в Оксфорд или становиться священником и долгое время не знал, чем хочет заниматься. Предпринимал даже попытки стать домашним учителем в семье аристократов, но его хватило лишь на несколько лет. В 1748 году Адам начал читать лекции в Эдинбургском университете. Пригласил его богатый дворянин философ Генри Хьюм. Смит стал прекрасным педагогом, его лекции пользовались спросом даже у светских дам. Причём материал он подавал исключительно собственным пересказом, не опираясь ни на какие записи. В этом же году он помог Уильяму Гамильтону из Бангура, который участвовал в восстании 1745 года составить и отредактировать его сборник стихов.
С помощью Генри Хюма Смит перестал преподавать английскую литературу и перешёл к юриспруденции, а также основам политического учения, экономики и социологии. Эти науки, по его мнению, были наиболее интересными и важными. При изучении материала по этим дисциплинам Адам всё время размышлял, как же их можно применить на практике. Так в 1750 году рождается формулировка первых высказываний о хозяйственном либерализме. Знакомство Смита с психологом Дэвидом Юмом, который к тому же являлся скептиком, привело к совместным работам по религии, экономике и политике. Этому способствовало сходство мировоззрения Юма и Смита. Кстати, на всю жизнь они стали и лучшими друзьями.
В конце 1750-х гг. Смит становится деканом университета в Глазго, профессором логики и публикует «Теорию нравственных чувств», где провёл анализ поведения различных слоёв общества. Появляется концепция морального равенства людей, которую Смит вывел на основе «принципа симпатии». При этом критиковалась религиозная этика, в основе которой был заложен страх перед покаранием Господним, и подчинение его постулатам, приводящим после смерти к райской жизни. Благодаря этому труду, Смит получил всеобщее признание и известность, а в университет стали стекаться уже и студенты из различных стран, чтобы послушать его лекции.
В Глазго Смита окружали другие знаменитые шотландцы: изобретатель универсальной паровой машины Джеймс Уатт; первооткрыватель углекислого газа и теплоёмкости, физик и химик Джозеф Блэк; основавший первую британскую академию дизайна, издатель и художник Роберт Фоулис и будущий министр финансов Чарльз Таунсенд. Для проведения экономических исследований хорошую службу Смиту сослужило знакомство со многими богатыми предприниматели, которые «выросли» благодаря колониальной торговле.
Впервые ряд важных идей по экономике Адам Смит высказал в лекции, которую прочёл в 1755 году в клубе политической экономии, что организовал лорд-провост Глазго Эндрю Кокрейн.
Некоторые труды Смита сохранились благодаря университетским записям его лекций одного из студентов, которые впоследствии удалось найти экономисту Эдвину Кэннону. Они больше напоминали курс политической экономии и социологии с материалистическими идеями, чем курс нравственной философии.
В 1930-х годах был найден черновик нескольких глав книги под названием «Исследование о природе и причинах богатства народов», которые Смит писал в 1763 году. В набросках содержались идеи понятий «производительности» и «непроизводительности», мысли о значимости разделения труда, а также всё про меркантилизм, описывался принцип максимального невмешательства и его обоснование.
Экономика до Смита
Годы жизни Смита приходятся на границу двух эпох: аграрная экономика, рабство, идеи Просвещения тесно перекликались с торговыми войнами крупнейших морских держав, основными понятиями которых было свободомыслие и рационализм. Одновременно начиналось становление промышленности, близился технический прогресс и индустриализация. Уже появился ткацкий станок Джона Кея, который в десятки раз увеличил производство пряжи, а именно она была основным экспортным британским товаром. Появилась прядильная машина Уайта, а накануне выхода в свет «Богатства народов» в работу был ввёден паровой двигатель друга и изобретателя Смита – Джеймса Уатта, что кардинально повлияло на все производственные процессы практически всех отраслей.
Многие предприниматели сделали целое состояние на перепродаже табака, который отгружали в Глазго британские корабли из вест-индских колоний. И этот капитал торговцы пускали в дело, создавая мануфактуры, таким образом становясь начинающими промышленниками.
После индустриальной революции на первое место выйдет промышленный капитал, который будет играть главную роль в экономике. Но ведущей силой останется меркантилизм. Согласно ему, главное – это деньги, то есть драгоценные металлы, такие как серебро и золото, именно они являлись главным богатством наций. Здесь лидирующее положение занимали страны, которые имели собственные залежи, так как разбогатеть можно было лишь осуществляя торговлю – так называемый обмен с внешним миром. При этом страна должна была больше продавать, чем закупать. Только такой подход способствовал развитию собственного производства, а следовательно, всей экономики внутри страны.
Если говорить современным языком, то считалось, что источником роста и процветания национального богатства есть поддержание положительного сальдо баланса внешней торговли. Именно эта отрасль была основой экономики, остальные – были лишь предпосылками для прироста богатства. Для ремесленных мастерских заказчиками являлись экспортеры – торговцы, а вот отдаленные рынки были в руках купцов, которые сами диктовали цены, тем самым подчиняя производство себе, так как именно они доставляли туда товары производителей.
Меркантилизм стал главным в экономической политике XV в. Он предполагал активное участие государства, так как торговый профицит требовал контроля и регулирования, что способствовало притоку экспортной выручки и ограничивало импорт, вплоть до запрета вывоза драгоценных металлов из страны. От иностранных конкурентов внутреннее производство защищал протекционизм. Стабильность управленческой силы государства обеспечивали налоги. Уильям Стаффорд – английский меркантилист придерживался теории, в которой следует воздерживаться от приобретения импортных товаров, даже если они дешевле отечественных. Только английским кораблям разрешалось ввозить товары из Африки, Америки и Азии. Это контролировалось специальными наблюдателями.
К росту межгосударственной торговли привели Великие географические открытия XV-XVI вв., это увеличивало ее значимость и привело к росту сфер, на которые оказывал влияние торговый капитал. Ключевую роль играли интересы внешней торговли и власть в этом деле, как говорилось ранее, была у купцов. Они были главными по каналам сбыта, и поэтому практически единственными, кто мог реализовать продукцию производителей. Требовались политические изменения. В защите от иностранной конкуренции нужна была объединенная территория и единая власть, это могло произойти только при полном подчинении феодалов. Появилась торговая буржуазия, которая нуждалась в новых порядках. Кредитование королей для развития армии и бюрократии помогло в борьбе с крупнейшими вассалами. Торговцы получают преференции от государства, а также монополии.
Феодализм, как следствие, начал разрушаться вместе со своей экономической основой и идеологической системой, базировавшейся на церковной власти и её постулатах. Средневековая догматика разрушалась множеством фактов: Земля оказалась круглой, а новые научные открытия прямо противоречили церковным догмам. Возрождается интерес к философии античной, совершенно противоположной христианству. Человек снова выходит на первый план новой культуры и идеологии. Появляется гуманизм. Всё это получает название эпохи Ренессанса или Возрождения. Вместе с ростом торговли и модернизации производства развивается культура и общество в целом. Религиозная этика отходит на второй план, на первый выходит анализ хозяйственной деятельности и новые факты.
Теория нравственных чувств
Стремление каждого из людей удовлетворить свои потребности и интересы в итоге приводят к благу всего общества. Такие качества как тщеславие и корысть, которые свойственны каждому человеку, побуждают улучшать условия жизни, заниматься земледелием, создавать города и развивать науку и культуру, так писал Адам Смит в своих трудах «Теория нравственных чувств». В этой книге впервые затрагивается термин «невидимая рука», которая приводит результат деятельности людей, без их намеренного на то желания, к росту всего общества.
«Исследование о природе и причинах богатства народов»
Эта книга стала постулатом основ экономической науки. Многие последователи считают её «экономической Библией». Адам Смит анализировал экономику Европы от средневековья до Нового времени, внимательно изучая судебную систему, финансы, армию и колониальную политику.
Смит тщательно анализировал взаимосвязь между ростом дохода и закономерностями в обществе. Так как индустриализация началась уже после того, как Адам опубликовал свои труды, сельское хозяйство в своё время он считал основным источником прироста капитала и богатства. О промышленности без технического переворота в то время речи даже не шло.
Он считал, что богатству предшествует протекционизм и меркантилизм. По его мнению, на рост экономики влияли:
- маневренность трудовых ресурсов
- беспрепятственная внешняя торговля
- отказ государства от регламентации промышленности
- свобода на операции купли и продажи земли
Функционирование свободного рынка Смит видел так: его основой служили конкуренция и разделение труда; экономика – это громадная система связей между предпринимателями, которые заинтересованы в обмене товаров; развитие опыта в какой-то одной сфере; чем шире обмен, тем дальше продвигается экономика.
Адам Смит считал, что человеческие блага создаются с помощью обмена результатом труда между людьми, таким образом появилась концепция «экономического человека». Также он объяснил и «смысл невидимой руки» и считал, что она ведёт человека к результату, когда человек ставит перед собой цель заработать на пропитание. Таким образом, замотивированный человек, делая что-то для себя, делает и в целом для общества, и закрывая свои потребности, воздействует на благо людей в целом.
Смит осуждал монополии, считал, что экспорт не должен превышать импорт, а также выступал за развитие индустрии в североамериканских колониях. Торговля, по его мнению, должна была быть свободной и Адам вводит такие понятия как валовый и чистый доход. Он считал, что нужно ликвидировать купеческие гильдии и ремесленные цеха, реформировать систему налогообложения и проявить в управлении терпимость, тогда всё это приведёт к процветанию государства. Одним словом, Смит первым выявил, что росту экономики способствуют конкуренция и свободный рынок.
Понятия «экономика» в то время еще не существовало как таковое, по крайней мере, в том виде, в котором существует сейчас – как целая наука.
Она берёт начало именно с трудов Адама Смита в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая стала первым понятным описанием того, как работает национальная экономика. Смит считается прародителем рыночной экономики и экономической теории, его труд стал основой классической политэкономии.
Вклад в экономическую науку
Смит успел воочию убедиться в работе своей теории на практике. Его книга была издана 5 раз только при жизни и оказала влияние на появление первого торгового соглашения с Францией, которое в 1786 г. подписал премьер-министр Уильям Питт-младший. Таким образом на ряд товаров снизились импортные пошлины.
Основы «Богатства народов» побуждало предпринимателей реализовывать ровно такое количество товаров, которое требовалось потребителям. Так появляется закон равновесия Жана-Батиста Сэя. Смит Томас Роберт Мальтус отнёсся к нему скептически и предсказал, что неровен час кризиса перепроизводства. И оказался прав. В 1825 г. настал первый экономический кризис.
Причина стала понятна лишь в XX в., когда Джон Мейнард Кейнс пришёл к выводу, что классическая теория подвластна лишь воле случая. И спрос может быть ниже, чем предложение. Однако, нельзя обесценивать труды Смита, именно они легли в основу для дальнейшего анализа экономики. Идеи Адама перерабатывались в бесчисленное множество других. Например, Джордж Стиглер – нобелевский лауреат отметил идею, в основе которой лежит человек, действующий исключительно в своих интересах, и назвал ее «главным сокровищем» экономики, так как именно она породила концепцию эффективного распределения ресурсов.
Альфред Маршал, один из основателей неоклассической школы, в своих «Принципах экономической науки» позднее писал, что мира, где народ трудится исключительно ради общего блага, столь воспетого поэтами, никогда не было. И конкуренция не только порочна, но имеет и ряд преимуществ. И этот учебник по экономике был главным в Англии на протяжении долгого времени.
«Богатство народов» стало одним из самых важных трудов для экономической науки. Принципами, которые были описаны в этой книге, успешно пользуется весь мир до сих пор.
Пройти тест по теме
Источник обложки: https://sparklogic.ru/pic3/2023/11/adam-smit-foto-dlya-prezentacii