En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

«90-е – это анти-20-е». О чем грезило советское искусство 100 лет назад

07.10.2017

Они видели мир по-другому. Еще до революции, до того часа, когда свершилась их мечта, они грезили будущим. Были в 20-е годы прошлого столетия порыв, мечта, которые исследователи обозначали сухим словосочетанием «русский авангард». Будто на вдохе морозного утреннего воздуха жила тогда творческая и техническая интеллигенция в своих утопических мечтах о новом человеке, нашедших отражение в архитектуре, поэзии, искусстве.

То были предвестники и зачинатели футуризма и авангарда. Вспомним, Чехова и Гиляровского. Оба мечтали о новом человеке. Первый не дожил. Второй ушел из жизни, захватив расцвет и, увы, с обманчивым ощущением воплощения в реальность того, о чем они когда-то говорили с Антошей Чехонте.

Другой предвестник авангарда, А. Блок, в одном из своих стихотворений, заглядывая в сладостное, еще далекое будущее, говорил: «Только нас с тобою // Верно, не возьмут!» И правда: он ушел из жизни в 1921 году.

О едва не забытых годах, о том авангардистском промежутке, когда будущее рисовалось светлым и во всем мире должна была восторжествовать справедливость коммунизма, мы беседуем с философом, исследователем революции Борисом Межуевым.

– Невоплощенные архитектурные проекты 20-х… Дворец Советов уже рухнул занавесом, но ведь были и другие, не менее интересные. В них, кажется, вообще отразились эти годы утраченных утопий?

– 20-е годы характеризовались особым архитектурным стилем, который кому-то, возможно, не симпатичен с идеологической точки зрения. Памятники конструктивизма 20-х годов – не столь уж многочисленные в Москве – сохранили художественную привлекательность. Эти производственные клубы, самый известный клуб имени Русакова на Стромынке в виде огромной шестеренки, жилищные комплексы, комбинаты. Строились они с надеждой, что индустриальная цивилизация изменит природу человека, изгонит из нее все природное, иррациональное, от воли человека не зависящее. Бесспорно, то была утопия, завершившаяся провалом. Человек захотел уйти из фабрики в свое отдельное жилище, а не в дом-коммуну. Человек вновь поверил в Бога и разуверился в прогрессе.

«90-е – это анти-20-е». О чем грезило советское искусство 100 лет назад

Но то была эпоха подъема интеллектуального класса, краткий период гегемонии ученых, инженеров, «мыслящего пролетариата». Тогда был подъем искусства, наук, поэзии, особенно авангарда. Я называю это время временем Новой Атлантиды – напомню, что в известной утопии Бэкона власть в обществе принадлежала ученым-естествоиспытателям, а все остальные классы работали на их успех в деле познания тайн природы, постижения ее загадок. Нацеленность на штурм неба или создания царства Божия на земле всегда кончается кровавым разочарованием, как и всякая утопия.

Все мы помним творчество Михаила Афанасьевича Булгакова, который был оппозиционен тому мироощущению, которое было разлито в 1920-е годы, потому и в его повести «Собачье сердце» весьма иронические строки о разрухе. Но надо прямо сказать, разруха была преодолена сравнительно быстро, как бы ни иронизировал по этому поводу профессор Преображенский. А вот в 90-е годы, после краха Советской цивилизации, такого же стремительного возрождения не произошло, отчего сегодня и вспоминаются с некоторой завистью 1920-е. Кстати, искусство и экономика теснейшим образом связаны: индустриальный подъем создает мощный интеллектуальный класс – главный потребитель высокого искусства. Деиндустриализация всегда приносит с собой деградацию интеллектуального класса – либо он просто исчезает, либо превращается в нищего попрошайку.

– Наиболее яркий архитектурный шедевр, с вашей точки зрения, того периода?

– Назову кинотеатр «Ударник», как самый бросающийся в глаза, а из скульптурных шедевров, безусловно, памятники Меркурова – Тимирязев на Тверском бульваре, Достоевский у Мариинского госпиталя. Бесспорно, упомянутый мной клуб на Стромынке, дом Мельникова в Кривоарбатском переулке (Мастерская архитектора К. С. Мельникова. – Прим. ред.). Выглядит он как круглая башня.

«90-е – это анти-20-е». О чем грезило советское искусство 100 лет назад

Потеря индустрии в 90-х породила тяготение к той цивилизации, в которые она была возможна. То было упоительное чувство быстро поднимающейся из руин страны, кстати, действительно, это была страна шестеренок. В ней была своя утраченная привлекательность.

Обратите внимание, насколько «Ударник» отличается от Дома Правительства. В нем сохранился аскетизм поднимающейся индустриальной культуры.

Были, бесспорно, и другие потрясающие идеи, когда строили дома с общей столовой, которые не были коммуналками по своей сути. То есть жили все в отдельных квартирах, но общались вместе в одной столовой. Такие проекты не получили дальнейшего развития.

– Какое отражение 20-е получили в искусстве?

– Казимир Малевич, бесспорно, является символом авангарда, хотя если взять переход к соцреализму, то это Александр Дейнека. Малевич же показал разлагаемость любой художественной картины на цветовые образы, гаммы, решения, в чем и была суть супрематизма, который создает определенный эффект, помимо содержания. А вот Андрей Платонов, обладающий двойственностью, был настоящим художником этой эпохи. Несомненно, в 1987 году его «Котлован» воспринимался как антиутопия. В то же время Александром Сокуровым был снят фильм «Одинокий голос человека» по повести «Река Потудань» – ужас эпохи человека обессилевшего, утратившего все жизненные соки. Это была стилистика тех лет, как, например, «Дети чугунных богов». Тогда эпоха 20-х изображалась чуждой природе человека. Мы всё это читали, смотрели, переживали, а потом проснулись – но индустрия уже была потеряна.

«90-е – это анти-20-е». О чем грезило советское искусство 100 лет назад

Александр Дейнека. Текстильщицы. 1927 год

– 90-е годы после «бескровной революции 1991-го», если можно использовать этот термин, никоим образом не повторили 20-е прошлого века?

– 90-е годы – это анти-20-е, и связи между ними почти нет. 20-е – это подъем инженерно-технической интеллигенции, повышение ее идеологического статуса, утверждение особой исторической значимости в рамках той цивилизации, которая существовала, а 90-е – это упадок научно-технической цивилизации, ее исторический крах, закрытие заводов и фабрик, постепенная деградация вузов. При этом, в отличие от НЭПа, не произошло и никакого подъема сельского хозяйства и предпринимательства, победу уверенно одержала примитивная торговля с перекупкой иностранного ширпотреба.

– Что бы сказали герои 20-х о 90-х?

– Александр Блок 90-е воспринял бы с ужасом, ведь для него это была бы победа всего того, что он ненавидел в старом строе: неравенство, разврат, торжество мещанства, да вдобавок еще и заискивание перед сильными мира сего. Люди 20-х были людьми идеологически мотивированными, они не сознавали последствий собственных действий, но действовали совершенно искренне. Но нельзя отождествлять людей, которые хотели штурмовать небо, с людьми, подсчитывающими мелкие доходы от продажи Родины.

Теги:
История музыкиИстория понятийИстория СССРИстория цивилизацийНовейшая историяПолитическая история
4691

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Халхин-Голе. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте