3-4 октября 1993 года. Что это было

10/4/2021

28 лет назад наша страна стояла на пороге гражданской войны. Столкнулись два мира: прозападная либеральная верхушка во главе с Ельциным и разочарованный народ. За два года новое руководство страны смогло так настроить против себя обычных граждан, что защитниками Белого дома стали тысячи людей. В центре столицы развернулось настоящее восстание.

Баррикады на улицах Москвы

Как все начиналось

А начало было положено в 1991 году. Под лозунгами «Хотим перемен!», «Даешь демократию!» власть в стране захватили либералы-реформаторы, атлантисты и западники. Начав с развала СССР, они предприняли шаги к тому, чтобы поставить Россию в зависимость от Запада да еще и заработать на этом. Власть утратила экономические рычаги управления, ей на помощь пришли олигархи и ОПГ. Все события, происходившие в России, были хорошо срежиссированы на Западе, а Борис Ельцин стал послушным орудием в их руках. Либералы в тот момент были на пике славы, они разрушили одно государство и готовились расправиться с другим – Российской Федерацией. Именно с их подачи начал набирать обороты сепаратизм в Чечне и в других регионах. Они всячески насаждали русофобию, искажали российскую историю, старались лишить русских почвы, православия, традиций. Прошедшие два года расставили все на свои места, и началось протрезвление общества. Для многих это время стало временем потерь и разочарований, появилось в обществе и понимание всей циничности либерального обмана. Под лозунгами демократии к власти пришли откровенные разрушители суверенитета страны. Ни о каких национальных интересах не шло и речи, они их просто продали. Была криминализирована экономика, свернуты сельскохозяйственные и промышленные предприятия, а на осколки ранее великой страны повесили плакатики с западными «ценностями». Что бы в дальнейшем ни писали политологи и интерпретаторы исторических событий, главной действующей силой тех событий стал народ, понявший, что пришедшие к власти пытаются лишить его русского самосознания. 3 и 4 октября народу вновь, на этот раз силой, решили навязать уже набивший оскомину либерализм. Мне сложно найти слова, чтобы охарактеризовать стрельбу по собственному парламенту, но это, видимо, было нормально с точки зрения истинных реформаторов. Звериное лицо Запада проявилось в полном своем великолепии.

X Чрезвычайный Съезд народных депутатов в Белом доме, где электричество и вода отключены

Так что же случилось?

Толчком для нарастания напряженности стало телевизионное обращение Бориса Ельцина и подписание им указа №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. О важности и нужности этого решения взахлеб писали проправительственные СМИ, но решение Конституционного суда должно было поставить все на свои места. На экстренном заседании Конституционного суда РФ, на котором председательствовал Валерий Зорькин, однозначно было высказано мнение, что указ президента нарушает Конституцию РФ и является основанием для отстранения Б. Н. Ельцина от должности президента. Уже позже появились версии, что Конституционный суд занял нейтральную позицию, но вот в тот момент решение было таким. Опираясь на это решение, Президиум Верховного Совета объявил о прекращении полномочий президента и постановил, что этот указ не подлежит исполнению. Одновременно было возложено исполнение обязанностей президента на действующего вице-президента Александра Руцкого. 24 сентября состоялся X (внеочередной) Съезд народных депутатов, который поддержал это решение и оценил действия президента как государственный переворот. Тем не менее Ельцин никуда не собирался уходить, его поддержало правительство и силовые министерства. 30 сентября при посредничестве патриарха Алексия II была осуществлена попытка примириться, но она не привела к конструктивному решению.

Во время штурма телецентра «Останкино», 3 октября 1993 года

В Москве начались массовые беспорядки. На улицы вышли тысячи москвичей. Во многом это было стихийным порывом. Люди шли защищать Конституцию и те идеалы, которые были безжалостно разрушены за последние годы. Автор этих строк буквально накануне штурма Белого дома оказался на Краснопресненской набережной. По какой-то причине 2 октября было снято все оцепление, и я решил подойти ближе к зданию. Я спокойно прошел мимо баррикад и подошел к самому зданию Дома Советов. Потом журналисты писали о горах бутылок водки, о шприцах с наркотиками, но я всего этого не заметил. Но был очень высокий нравственный подъем среди пришедших на защиту настоящих ценностей. Дымились полевые кухни, горели костры, сотни людей разного возраста – от стариков до подростков –были охвачены решимостью противостоять реакционерам. Многие защитники пришли на баррикады семьями. Все были трезвыми, настроение было приподнятым и даже праздничным. Мне даже удалось встретить знакомых, которые в один голос говорили мне, что «враг не пройдет». Больше я этих людей не встречал, и хочется верить, что они уцелели в той бойне. Я не остался среди защитников и только из окна своей квартиры на Большой Грузинской улице наблюдал, как несколько дней затем горел Дом Советов. Детям было запрещено подходить к окнам, шальные пули долетали и до нас.

Момент расстрела Дома Советов

Не все оказали сопротивление ельцинской власти, часть собралась на набережной и смотрела, как расстреливают Дом Советов. Каждый выстрел из танка сопровождался смехом и криками. Поистине «хлеба и зрелищ» требовалось обывателю для полноты жизненных ощущений. Не остались в стороне и некоторые деятели культуры. Для наших «народных» представилась прекрасная возможность еще раз полизать власть в надежде, что ей это зачтется. Я помню, как 3 октября Наталья Фатеева и Лия Ахеджакова, выступая по телевидению, визжали и брызгали слюной, призывая танками давить это быдло, вышедшее на улицу. Оценку этим творческим людям давно поставила жизнь, а вопрос, «с кем вы, мастера культуры?», так и остался открытым.

Крымский мост

Вы все прекрасно знаете, что было дальше. Был осуществлен прорыв оцепления вокруг Дома Советов России, а также захват здания московской мэрии и попытка захвата телецентра «Останкино». В Москве было объявлено чрезвычайное положение, и 4 октября были разогнаны Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Разгон осуществлялся войсками с применением оружия и бронетехники.

Противостояние

Некоторые аналитики считают, что такая трагическая развязка произошла потому, что Председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов не шел на компромиссы с администрацией Бориса Ельцина, а сам Борис Ельцин отказывался от контактов с Хасбулатовым. В 1998 году комиссия Государственной думы посчитала, что к обострению ситуации привели неоправданно жестокие действия правоохранительных органов по подавлению проходящих в Москве гражданских акций.

Борис Ельцин и Руслан Хасбулатов в 1991 году

После известных событий была создана следственная группа, которая, только начав работать, была распущена по решению Государственной думы. Все лица, находящиеся под следствием, были амнистированы. Так что общественность до сих пор не имеет ответов на важные вопросы о трагических событиях, о роли политических лидеров, о снайперах, стрелявших в мирных жителей и сотрудниках милиции, о радиопереговорах, о провокаторах и о действиях армии, расстреливающей из танков Дом Советов. Остались лишь версии участников событий.

Панорама расстрела Дома Советов

Тем не менее, по официальным данным, погибли 124 человека и 348 были ранены. По описаниям очевидцев, выстрелов из танков и БТР и взрывов было много – тысячи. В истории все эти события остались как «Штурм Белого дома», «Расстрел Дома Советов», «Черный октябрь», «Октябрьское восстание 1993 года», «Октябрьский переворот 1993 года», «Указ 1400», «Октябрьский путч», «Ельцинский переворот 1993 года». Хорошему делу народ таких названий не дает.

Ну а нам в эти дни остается только с болью вспоминать о тех, кто стал жертвой режима Ельцина. Вечная им память.

Не останавливаться

Я уже как-то говорил, что время не всегда лечит, но в данном случае мы видим, что позже Ельцин, боясь расстаться с полюбившейся властью, начал проводить меры для ее укрепления. В первую очередь была принята новая Конституция, в которой уже не нашлось места для вице-президента. Начинает наводить порядок в регионах, а еще позднее, чтобы не растерять последнее, делает своим преемником Владимира Путина. У либералов, что-то пошло не так. Новой власти удалось остановить развал страны. Стало очевидным, что «патриот» – это не ругательное слово, что сохранение суверенитета и национальных интересов может быть национальной идеей, что отказ от внешнего управления страной – вполне допустим. Была укреплена вертикаль власти, и сразу куда-то делись совсем «неадекватные» олигархи.

«Черный октябрь» 1993

Началась национализация ключевых сырьевых отраслей, были приостановлены либеральные реформы. Оказывается, можно и нужно защищать братские народы, как было сделано в Южной Осетии и Абхазии. Можно и нужно помогать русским в Донбассе. Вы можете себе представить, чтобы наши либералы решились принять Крым в состав России? Конечно, нет. Их задача – разваливать и разворовывать. Меняться стала и пресса. Основные СМИ стали забывать русофобскую риторику, все чаще рассуждают о патриотизме и любви к отечеству. Русская идея вновь стала для них интересной.

Как говорил один из бывших разрушителей страны, «процесс пошел». Главное – не останавливаться.