Первая в России школа балетного танца ныне академия русского балета им. Вагановой

12/15/2015

ЛАНДЕ

Ланде (Lande, Landet) Жан Батист (? – ум. 26.2.1747, Петербург), французский артист, балетмейстер, педагог. Основоположник хореографического образования в России. На рубеже 1720–30-х гг. работал в Париже и Дрездене, заложил основы балетного образования в Швеции и Дании. «Частным порядком» обучал танцам придворных императрицы Анны Иоанновны. В 1734–37 преподавал в Сухопутном шляхетном корпусе, в 1737 – также и в Академии наук. В Шляхетном корпусе, кроме класса бальных танцев, вёл и балетный. В числе его лучших учеников: Николай Чоглоков, Сергей Челышкин, Андрей Самарин, Николай Тулубьев, Александр Шапиза, Иван Гневашов, Иван Шатилов, Василий Брилкин. Кадеты участвовали в придворных спектаклях, Ланде ставил для них балеты. Из «частных» учеников Ланде выделился Т. Ле Брюн, выступавший как первый танцовщик при дворе. В 1737 Ланде подал императрице челобитную, где предлагал возглавить танцевальную школу, которая открылась 1 янв. 1738. Обучение было рассчитано на три года, но со второго воспитанники уже должны были участвовать в спектаклях. Были приняты шесть мальчиков и шесть девочек, среди которых Аксинья Сергеева (Баскакова), Аграфена Иванова, Елизавета Борисова, Авдотья Лаврентьева, Аграфена Аврамова, Афанасий Топорков, Андрей Нестеров, Михаил Литров, Александр Лаптев (Терентьев), Семён Брюхов, Козьма Орденов. С 1741 все они числились в придв. труппе. Позже у Ланде учились Марфа Максимова (Хандошкина), Авдотья Тимофеева (Таулато), Наталья Сергеева, Сергей Нестеров, Алексей Михайлов. Я. Штелин писал, что, занимаясь со своими учениками, Ланде добился в хореографическом искусстве таких громадных результатов, что привёл зрителей в изумление». В 1742 для придворных торжеств по случаю коронации Елизаветы Петровны Ланде поставил несколько балетов при опере Х. Гассе и Л. Мадониса «Милосердие Титово», в т. ч. «Радость народа о явлении Астреи на Российском горизонте и возвращении золотого времени», «Золотое яблоко на пире богов, или Суд Париса» и балеты между действиями: «бал крестьян латинских», «бал африканцев», «бал американцев», «бал римского народа, радующегося о милосердии Титовом». Ланде учил танцам вел. кн. Петра Фёдоровича и вел. кн. Екатерину Алексеевну, которая называла его самым усердным из учителей.

Русский балет. Энциклопедия. БРЭ. М.,, 1997 http://www.pro-ballet.ru/html/l/lande.html

ПЕТЕРБУРГ В 1738 Г.

Обстройка Петербурга и заселение новой царской столицы, так усиленно проводимые Петром Первым, по смерти его оставались в небрежении, и так продолжалось в первые годы царствования Анны Ивановны, когда царица жила в Москве и там пребывал весь двор. Выселенные Петром Первым в Петербург помещики покинули отведенные им в столице места жительства и разъехались по своим имениям. На Васильевском острове торчали то фундаменты, то полувозведенные каменные стены без окон и крыш; иные дома были уже отстроены, но их хозяева, выехавши сами из Петербурга, в домах оставили прислугу без всяких способов содержания, и правительству приходилось понуждать этих господ давать своим людям содержание. Когда Анна Ивановна перебралась из Москвы в Петербург, северная столица стала опять люднеть, и цены на квартиры, пред тем значительно упавшие, вдруг поднялись так высоко, что правительство своими указами должно было сдерживать произвол домовладельцев.

Каравак Луи. Портрет императрицы Анны Иоанновны, 1730 год. Из собрания Третьяковской галереи

Но тут скоро Петербург, начинавший снова приходить в нарядный вид, постигли пожары, возникавшие от поджогов; они начались в 1735 году и продолжались и следующие года. В 1736 году был сильнейший пожар в Петербурге. Тогда толпа народа, под предлогом тушения огня, производила грабежи и похищения. Обличенные поджигатели были казнены сожжением на месте преступления, а грабители и воры - жестоко наказаны кнутом и сосланы в каторжную работу. В 1737 году, в предупреждение пожаров, устроены были во всем городе караулы и патрули, а при полиции стали содержать печников и трубочистов; и те, и другие обязаны были смотреть за исправностью печей и чистить раз в месяц дымовые трубы во всяком доме. Чтоб у всех всегда наготове была вода для гашения огня, повелено во всяком дворе устроить колодезь. Для бедных, разоренных пожаром и лишенных приюта, отводились бесплатно казенные здания и конфискованные дома. В 1738 году повелено все каменные строения крыть не иначе, как черепицею или железом, а гзымзы и карнизы делать непременно из камня или кирпича. Все удобовозгораемые вещества указано содержать только в нарочно устроенных для того сараях на Петровском острове, а на судах, стоявших на Неве, запрещалось зажигать свечи, курить табак и готовить кушанье; вообще разводить огонь, в случае нужды, можно было только на особых назначенных для того судах. Петербургские пожары, впрочем, возбуждали к лучшей постройке города. В 1737 году Петербург был разделен на пять городских частей, сделано несколько новых мостов, открыты новые площади, рассажены на пустых местах деревья и построен новый гостиный двор на Адмиралтейском острове.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993; 2006. Глава 21. Императрица Анна Ивановна http://magister.msk.ru/library/history/kostomar/kostom52.htm

ТАНЦОВАНИЕ В КАДЕТСКОМ ШЛЯХЕТСКОМ КОРПУСЕ

29 июля дан был указ Сенату об учреждении Кадетского корпуса. "Весьма нужно, – говорилось в указе, – дабы шляхетство от малых лет к воинскому делу в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали мы: учредить корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет, как российских, так и эстляндских и лифляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому действу потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, также и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыки и прочих полезных наук, дабы, видя природную склонность, по тому б и к учению определять. И на содержание того корпуса и учителей на прочие расходы определяем сумму 30000 рублей".

Театральная улица, Санкт-Петербург

В ноябре издан был Устав корпуса, где говорилось, что "Корпусу кадетов быть в С.-Петербурге, понеже тамо они как в определенной при Академии Наук Гимназии в разных науках обучены быть, так же и от Академии самой, к вящшему их в науках успеху, потребные способы получать могут; сверх того ж, в С.-Петербурге всегда знатное число войск, артиллерия и полный арсенал содержится, также ежедневно цивильной и милитарной архитектуры строения отправляются, причем обучаемые молодые люди купно с теориею со временем и практику видеть могут, не меньше же к обхождению с разными иностранными нациями и к обучению их языкам больше и лучше случая имеется". Для помещения Корпуса отдан дом князя Меншикова на Васильевском острове.

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён Т. 19. Гл. 3 http://magister.msk.ru/library/history/solov/solv19p3.htm

ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

С 1756 года, после указа императрицы Елизаветы Петровны о создании русского театра, учебное заведение, созданное Ланде, постепенно преобразовывалось в «Театральную школу». Начался второй (1756–1829 гг.) период в истории школы, когда обучение всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) велось интегрированного с постепенной специализацией на основе анализа достигнутых успехов в одном из них. С этого времени вплоть до начала ХХ века танцевальное образование развивалось в тесном контакте с подготовкой специалистов других видов театрального дела: драматическими актерами, художниками, музыкантами, артистами цирка. Педагогами, определившими дальнейшее методическое развитие танцевального образования после смерти Ж.Б. Ланде стали ведущие Европейские балетмейстеры и танцовщики, приглашаемые властями: А.Ринальди, Ф.Хильфердинг, Г.Анджиолини, Дж.Канциани, О.Пуаро. В процессе деятельности балетмейстера И.Канциани в школе устанавливаются специальные методы обучения танцу, отвечающие актуальным требованиям европейского балета в духе реформ Ж.Новерра. Вводятся испытательные вечера как форма аттестации. В 1792 г. проводится реформа школы по проекту А.Казасси, согласно которой осуществляется начальное обучение воспитанников всем искусствам и далее на основании достигнутых успехов – специализация в одном из них; составляется первое расписание.

Колосова Евгения Ивановна (ур. Неелова). Фишер К.А. 1900-е гг.

На рубеже XVIII–XIX веков в школе работал И.И. Вальберх (Лесогоров) – первый русский балетмейстер, воспитавший немало талантливых артистов, среди которых – яркая танцовщица и драматическая актриса Евгения Колосова. Вальберх подготовил школу и труппу театра к приезду французского балетмейстера Ш. Дидло (1767–1837).

Обложка: Улица Зодчего Росси Фото: Potekhin CC BY-SA 3.0 Источник: https://ru.wikipedia.org