Издание «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»
«ПРАВИЛА О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ ЧИНОВ КОРПУСА ЖАНДАРМОВ» 19 МАЯ 1871 Г.
19 мая 1871 г. император Александр II утвердил «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений». В соответствии с Правилами жандармские чины были наделены правом самостоятельно либо по предложению прокурорского надзора производить дознания по политическим делам. Во время производства дознания жандармы могли вести розыск, расспросы и негласное наблюдение, производить осмотры, освидетельствования, обыски и выемки. Общая полиция и другие органы государственной власти обязаны были оказывать жандармам содействие. Железнодорожная жандармская полиция являлась частью политической полиции и в то же время исполняла обязанности общей. Такое правовое положение железнодорожных жандармов вызывало ряд противоречий при расследовании политических преступлений, совершенных в пределах железных дорог. «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений» предоставляли железнодорожным жандармам такие же права, как и чинам общей полиции. В то же время при производстве дознаний по преступлениям против государства чины общей полиции обязаны были оказывать содействие территориальным жандармским подразделениям. Возникала дилемма — в чьей компетенции должно находиться дознание по преступлениям против государства?
Мурашко А.И. Деятельность железнодорожных жандармов по обеспечению государственной безопасности Российской империи // Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2013 С. 208 http://www.vimvd.ru/scientificwork/bulletin/3_2013/Histiry_26_09_13.pdf
ИСТОЧНИКИ ПОЛОЖЕНИЯ «О МЕРАХ К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА»
[…] Знаменитое Положение Комитета министров «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», Высочайше утвержденное императором 14 августа 1881 г., представляет собой органичное последовательное продолжение традиционной государственно-правовой деятельности в области обеспечения безопасности. Об этом убедительно свидетельствует комплекс нормативно-правовых актов правительственных мероприятий административного характера, издаваемых и проводимых на протяжении XIX века. Например, к таковым, на наш взгляд, относится образование III Отделения Собственной Его Величества канцелярии Высочайшим указом от 3 июля 1826 г. […].
Законодательные попытки пресечения актов неповиновения предпринимались правительством Александра II еще в период активного проведения либеральных реформ. Например, Высочайшее повеление, последовавшее 6 июля 1870 г., по всеподданнейшему докладу Управляющего министерством внутренних дел «О принятии особых мер против стачек рабочих», Высочайшее повеление, последовавшее в сентябре 1871 г., по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, в разъяснение Высочайшего повеления о принятии особых мер против стачек, признававшие забастовки фабричных рабочих выражением неудовольствия с целью порождения смут, беспорядков и волнений.[…]
К аналогичным мерам относится Именной Высочайший указ, принятый по рапорту министра внутренних дел от 8 августа 1878 г. «О правах общей полиции и жандармских чинов посещать все фабрики и заводы во всякое время», предоставлявший полицейским и жандармам свободный допуск на все фабрики и заводы в любое время с правом производства обысков или арестов, при единственном условии присутствия при этом управляющего соответствующим предприятием.
О продолжении указанной правительственной политики свидетельствуют также Высочайше утвержденные 1 сентября 1878 г. правила «Об особых мерах к ограждении общественного спокойствия», которые также не были опубликованы в официальных источниках
Биюшкина Н.И. Источники Положения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г.// Право. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 5 (1)/ C. 288–293 http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99999999_West_2010_5(1)/44.pdf
ПОКУШЕНИЯ НА ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА II
На всем протяжении правления Александра II на его жизнь было совершено в общей совокупности 10 покушений, закончившихся в итоге убийством императора. Журнал «Русская старина» перечислял эти покушения по датам: «Адская злоба врагов счастия, покоя и благоденствия России преследовала ея Верховного вождя с 1866 года:
4 апреля 1866 произошло злодейское покушение Каракозова.
25 мая 1867 в Париже на жизнь Государя посягнул Березовский.
2 апреля 1879 цареубийственное покушение Соловьева.
19 ноября 1879 на линии Московско-Курской железной дороги последовал взрыв адской машины в подкопе, проведенном Гартманом.
В 1879-м же году злодейская попытка взорвать царский поезд на Лозово-Севастопольской железной дороге.
5 февраля 1880 г. взрыв в Зимнем дворце.
В исходе февраля 1881 г. присылка взрывчатого состава, в виде пилюль доктора Ложюжа. В январе и феврале 1881 г. мина, заложенная поперек Малой Садовой улицы из лавки Кобылева.
1-го марта 1881 года взрыв двух снарядов, брошенных двумя извергами»
(Император Александр II. 1-го марта 1881//Русская старина, апрель, 1881. С. 894).
Биюшкина Н.И. Источники Положения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г.// Право. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 5 (1)/ C. 292 http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99999999_West_2010_5(1)/44.pdf
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ (1881 Г., АВГУСТА 14). ИЗВЛЕЧЕНИЯ
[…] Общие правила […]
4. В тех случаях, когда проявления преступной деятельности лиц, злоумышляющих против государственного порядка и общественной безопасности, принимают в отдельных местностях столь угрожающий характер, что вызывают необходимость особых мероприятий, направленных к прекращению сих проявлений, местности эти объявляются в установленном ниже порядке, в исключительном положении.
5. Объявление местности в исключительном положении влечет за собою:
а) расширение круга обязанности и пределов власти существующих административных установлений по охранению государственного порядка и общественной безопасности, или возложение сих чрезвычайных обязанностей и предоставление сей власти временно для сего учреждаем правительственным органам, – и
б) усиление ответственности как частных лиц, так и административных властей за неисполнение обязанностей, которые на них будут возложены при исключительном положении.
6. Предел устанавливаемых обязанностей обывателей и прав административных властей соразмеряются со степенью проявившихся в той или другой местности беспорядков:
а) когда общественное спокойствие в какой-либо местности будет нарушено преступными посягательствами против существующего государственного строя или безопасности частных лиц и их имуществ, или подготовлением таковых, так что для охранения порядка применение действующих постоянных законов окажется недостаточным, то местность эта может быть объявлена в положении усиленной охраны;
б) когда такими посягательствами население известной местности будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка, то означенная местность может быть объявлена в положении чрезвычайной охраны. […]
II. Правила о положении усиленной охраны
14. В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по охранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на Генерал-Губернаторов... а в губерниях, им не подведомственных – на Губернаторов и Градоначальников... […]
16. Генерал-Губернаторам, а в местностях, им не подчинённых – Губернаторам и Градоначальникам представляется также:
а) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных или обязательных постановлений... […]
б) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;
в) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны;
г) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны.
17. От Генерал-Губернаторов, а в губерниях, им не подчиненных – от Министра Внутренних Дел, зависит:
а) передавать на рассмотрение Военного Суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия, для суждения их по законам военного времени и
б) требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка.
19. Утверждение всех приговоров Военного суда, по делам сего рода, принадлежит Генерал-Губернаторам, а в местностях, им не подчиненных – Командующим войсками, в военном округе расположенными... […]
Новое
Видео
Внешняя политика Российской империи 1801-1812
Внешняя политика 1801-1812 гг. Урок третий
16 апреля 1945 год Берлинская операция
16 апреля 1945 года началась Берлинская стратегическая наступательная операция. Штурм осуществлялся силами 2-го Белорусского фронта маршала Рокоссовск ...
10 апреля 1944 год Освобождение Одессы
10 апреля 1944 года войска одессита генерала Малиновского освободили Одессу от фашистов. Над Оперным театром был поднят красный флаг. Одесса одной из ...