Зачем был создан Дворянский полк в русской армии?
26 марта 1807 года по решению императора Александра I была создана новая система подготовки молодых офицеров
Всего за два дня до вступления России в Первую мировую войну, 30 августа 1914 года последним шефом Константиновского артиллерийского училища стал цесаревич Алексей. Такой чести училище удостоилось неслучайно: к тому времени история учебного заведения насчитывала 107 лет! Ведь началась она 26 (14 по ст. ст.) марта 1807 года, когда император Александр I двумя именными рескриптами повелел организовать для молодых дворян, желающих служить в армии, новую систему армейской подготовки, получившую вскоре название Дворянский полк.
«Легчайшие способы» стать офицером
Первый из двух императорских рескриптов был адресован министру внутренних дел графу Виктору Кочубею и назывался «О извещении дворян, на каком основании желающие из них вступить в воинскую службу будут в оную приняты». Начинается он с обоснования, которое Александр I дает своему нововведению: «По всегдашней ревности и усердию российского дворянства к службе Отечеству, благородное юношество, посвящая себя воинскому званию, имело доныне удобность начинать службу в полках, расположенных в губерниях их жительства. Ныне, когда большая часть войск выступила из пределов государства, и тем сия удобность пресеклась, за нужное признаю я открыть к вступлению в службу легчайшие способы».
Под «легчайшими способами» российский император подразумевал создание единой государственной системы подготовки будущих офицеров при действующих в Санкт-Петербурге кадетских корпусах. Как говорится в документе, следует «объявить благородному дворянскому сословию, что все, желающие вступить в военную службу из не служивших молодых дворян от 16 лет и более, могут вместо определения их прямо в полки унтер-офицерскими чинами, приезжать в Санкт-Петербург и являться в сухопутные дворянские кадетские корпусы, куда они немедленно будут приняты». Длительность обучения новая форма подготовки будущих офицеров имела весьма размытую: как сказано в документе, «только самое нужное время для научения их порядку военной службы, продолжая при том учение и в классах, соответственных их познаниям». Но зато в полки такие дворяне, прошедшие, если можно так выразиться, начальную военную подготовку при столичных кадетских корпусах, выпускались бы не унтер-офицерами, а прапорщиками и корнетами (соответственно, в пехоту и кавалерию).
Причем возможность получить пусть и укороченное, но столичное военное образование получали даже молодые дворяне из малоимущих семей. Второй пункт императорского рескрипта предусматривал это: «Недостаточные дворяне, которые по засвидетельствованию губернского и уездного предводителя не в состоянии собственным коштом приехать в столицу, должны получать от дворянских губернаторов указные прогоны, полагая на двух по три лошади».
В завершение Александр I еще раз подчеркивает, что принятое им решение — прямое следствие непростой военной ситуации, в которой находилась Россия в начале XIX столетия, в разгар наполеоновских войн. «Я уверен, что сим распоряжением достаточно облегчены будут благородному юношеству средства к вступлению в службу соответственно их званию, — пишет император, — наипаче в такое время, когда честь и польза государству призывает к службе каждого члена благородного сословия, знаменитого своей любовью и верностью к Отечеству».
Второй рескрипт, адресатом которого значится министр народного просвещения граф Петр Завадовский, называется «О извещении обучающихся в гимназиях и других училищах благородного юношества и студентов университетских, на каком основании желающие из них вступить в воинскую службу будут в оную приняты». Этот документ во многом повторяет положения первого, но с очевидной разницей, которую определяют различия в статусе молодых дворян, получивших домашнее образование или учащихся, а то и окончивших университетские или гимназические курсы.
В частности, императорский рескрипт предусматривает, что «студенты, окончившие учение в университетах, приехав в Санкт-Петербург, должны явиться в один из кадетских сухопутных корпусов, куда будут они немедленно приняты унтер-офицерами, и пробыв в оных определенное время для приучения их к воинской службе, будут выпускаемы и определяемы в полки офицерами». Те же молодые дворяне, которые еще не имеют звания студентов, но учатся «как в гимназиях, так и других училищах», если они уже достигли возраста 16 лет, должны быть «помещаемы по мере их познаний в соответственные классы, для окончания в оных наук и приучения их к воинской службе, после чего, по мере их успехов, равномерно распределяемы будут в полки прапорщиками и корнетами».
Как привлечь молодежь на военную службу?
Чтобы понять, насколько кардинально меняли рескрипты Александра I существовавшую тогда систему подготовки молодых офицеров, нужно в двух словах описать, что она собой представляла. С 1797 года, то есть со времени армейских реформ Павла I, который сломал существовавшую ранее практику липовой службы дворянских детей, и до 1807 года стать офицером мог практически любой молодой дворянин, который получил образование в кадетском классе или училище либо прослужил унтер-офицером в полку не менее трех лет. Но такая схема подготовки офицеров имела очень невысокую эффективность. В среднем военно-учебные заведения выпускали в год около 120 офицеров, а полковая подготовка была не слишком системной и зачастую не включала в себя многих необходимых кадровым военным наук, ибо предполагалось, что они будут постигать их на поле боя или на учениях.
Но с началом наполеоновских войн численность русской армии выросла почти вдвое, и ни кадетские корпуса, ни полки уже не могли обеспечить достаточного числа молодых людей для пополнения офицерского корпуса. К тому же состояние медицины и существовавшая практика лечения ранений, особенно огнестрельных, еще больше усиливали нехватку офицеров за счет того, что мало кто из них, получил достаточно серьезное ранение, возвращался в строй.
В таких условиях решение Александра I было, пожалуй, самым рациональным. Молодым дворянам открывался простой и не слишком трудный путь к офицерскому патенту. С одной стороны, им уже не надо было служить унтер-офицерами, что сразу делало службу более привлекательной. С другой стороны, те дворяне, кто по младости лет не выразил интереса к службе (или попросту был огражден от нее решением родителей) и не попал в кадетский корпус, а отправился в гимназию или университет, получали шанс пересмотреть свои планы на будущее и пойти в армию.
Возможно, с позиций сегодняшнего дня это покажется удивительным, но рескрипты Александра I привели к взрывному росту числа молодых офицеров. Забегая вперед, надо сказать, что в том же 1807 году новая система обучения кадровых офицеров, получившая на первом этапе названия Дворянского волонтерного корпуса, дала армии сразу 291 офицера: трех гвардейских, 77 артиллерийских, 26 кавалерийских и больше всего — 185 — пехотных.
От Дворянского полка до Константиновского артиллерийского училища
Несмотря на то, что императорские рескрипты предлагали молодым дворянам «приезжать в Санкт-Петербург и являться в сухопутные дворянские кадетские корпусы», в действительности базой для приема таких кандидатов стал столичный 2-й кадетский корпус. Именно при нем и на его базе и разместили претендентов на офицерские звания, которых всего за первый месяц набралось 20 человек, а уже через пять месяцев — 1000!
У позднейших исследователей истории этого военно-учебного заведения оно получило название Дворянского волонтерного корпуса — на том основании, что все его воспитанники были волонтерами. Во времена же Александра I оно именовалось иначе — Дворянским полком (с 1808 года) и состояло из двух батальонов, в каждом из которых было по четыре роты в соответствии с обычной для русской армии того времени системой. Командиром полка формально был директор 2-го кадетского корпуса генерал-майор Андрей Клейнмихель, а в действительности процессом обучения и воспитания будущих офицеров руководили два батальонных командира — майор Гольтгойер и майор Энгельгарт.
Поначалу Дворянский полк размещался в деревянных корпусах бывшей полотняной фабрики, расположенных рядом со 2-м кадетским корпусом в Санкт-Петербурге, но уже в 1809 году перебрался в собственное здание на Большой Спасской улице. Еще через год Дворянский полк получил собственные знамена, а в 1811 году в нем, помимо гренадерских рот, появился еще и Дворянский кавалерийский эскадрон.
Скорость, с которой в Дворянском полку готовили офицеров, не может не удивлять: только в 1812 году состоялось 15 выпусков, которые дали армии 1148 офицеров! Все дело было в том, что серьезной, глубокой офицерской подготовки полк не давал, ограничиваясь в основном строевыми упражнениями и приучением к строгой армейской дисциплине. А после того как в конце 1816 года на свет появилось распоряжение переводить в Дворянский полк дурных воспитанников из кадетских корпусов, ситуация и вовсе стала катастрофической. При колоссальном числе воспитанников и очень небогатой казне полк совершенно перестал отвечать своему предназначению. К тому же из-за проступков «ссыльных» воспитанников полк обрел весьма нелестную репутацию.
О многом может сказать такой факт: в 1832 году, когда Дворянский полк решено было отделить от 2-го кадетского корпуса и создать самостоятельное военно-учебное заведение, в нем провели общее испытание. И тут выяснилось, что знания 2/3 наличного числа дворян ограничивались «одною только грамотностью и начальными правилами арифметики», а 32 человека из числа экзаменовавшихся и вовсе не знали ничего, кроме азбуки! Впрочем, превращение Дворянского полка в самостоятельное заведение сыграло свою положительную роль. С 1833 года полк стал обязательной ступенькой для всех выпускников провинциальных кадетских корпусов: они могли получить офицерское звание только после прохождения полкового образовательного курса. До 1851 года Дворянский полк продолжал наряду с выпускниками кадетских корпусов принимать и успешно сдавших вступительные экзамены кандидатов со стороны, но затем перестал это делать и стал принимать только юношей с кадетским курсом.
Четырьмя годами позже, в 1855 году, полк и сам стал кадетским корпусом, получив одновременно и имя своего первого шефа — великого князя Константина Павловича, брата Александра I. А в 1859 году этот корпус был упразднен, а на базе его специальных классов создано Константиновское военное училище, которое в конце концов в 1894 году стало Константиновским артиллерийским училищем, ставшим вскоре одним из самых знаменитых военно-учебных заведений дореволюционной Российской империи.
Во всех этих ипостасях Дворянский полк сыграл колоссальную роль в истории российской армии. Как подсчитали к 1907 году, когда праздновалось столетие Константиновского артиллерийского училища, за век своего существования это военно-учебное заведение дало русской армии ни много ни мало 21 807 офицеров! Из этого числа больше всего выпускников — 13 519 — дал именно Дворянский полк, тогда как на долю его наследников пришлось гораздо меньшее число. Константиновский кадетский корпус выпустил 1148 офицеров, Константиновское военное (позднее 2-е военное Константиновское училище) — 5066 и Константиновское артиллерийское училище — 2074 офицера (по состоянию на 1907 год). А последний несостоявшийся выпуск училища практически полностью ушел в Добровольческую армию, в рядах которой воевали около 200 юнкеров-константиновцев.
Новое
Видео
Развитие революции в период с июльского кризиса до октября 1917 года
Лекция посвящена развитию революции от Июльского кризиса до октября 1917 года. В ходе июльского кризиса большевики потерпели поражение. Усиление правых сил привело к Корниловскому выступлению, направленному на подавление Советов и левых сил. Однако провал попытки правого переворота привел к новому усилению левых сил и большевизации советов. Однако правительство Керенского не пошло навстречу требованиям широких масс о скорейшем проведении социальных преобразований и политики, направленной на заключение мира. В ходе Демократического совещания не удалось создать авторитетное правительство. В условиях ослабления Временного правительства большевики приступили к подготовке захвата власти от имени Советов.
К 65-летию избрания Н. С. Хрущёва Первым секретарём ЦК КПСС: исторические юбилеи и политика «хрущёвского десятилетия»
Лекция посвящена событиям, которые происходили после смерти Сталина: борьба за власть, интриги, и, наконец, приход к власти Никиты Сергеевича Хрущёва, который в 1953 г. сделал ставку на союз с Маленковым, чтобы оставить позади Берию. Однако уже в 1955 г. из-за разногласий по поводу развития промышленности Хрущев добивается отставки Маленкова, став, таким образом, полновластным лидером.
Ключевые моменты Гражданской войны. 2-я лекция
Лекция А.В. Ганина, к.и.н., редактора Отдела военной истории Российского исторического журнала «Родина»