Фильм о Зое Космодемьянской. Сделать пожертвование

Фильм о Зое Космодемьянской

Пожертвовать

Знаете ли вы?

За что советского летчика наградил Гитлер?

Чем больше узнаешь о Великой Отечественной войне, тем лучше понимаешь, что есть в ней такие истории, которые нарочно придумать просто невозможно. Эти события и их участники так и просятся на страницы книг или экраны кинотеатров.

Российское военно-историческое общество продолжает рассказывать о людях, внесших удивительный вклад в дело общей Победы. Одним из них является летчик Иван Евграфович Федоров.

Он летал на самолетах 297 типов, участвовал в семи войнах, трижды был представлен к званию Героя Советского Союза, но заслуженную звезду получил только после войны по личному распоряжению Иосифа Виссарионовича Сталина. А одну «высокую» награду ему вручили по распоряжению Адольфа Гитлера! При этом Федоров был не каким-то предателем-перебежчиком – напротив, самым настоящим патриотом!

И.Е. Федоров

Практически перед самой войной, в июне 1941 года, в Германию была отправлена делегация ВВС РККА для знакомства с достижениями люфтваффе. Такая была практика: они к нам, мы к ним. Летчиков заинтересовал новый, экспериментальный истребитель «Хейнкель-100». Самолет был еще не до конца испытан, немцы летали на нем неохотно и фигуры высшего пилотажа не выполняли. Сам же Гитлер относился к этой модели очень положительно.

В день демонстрационного полета немецкий летчик запаздывал, и тогда Иван Федоров сам сел в кабину и взлетел. Во время полета он продемонстрировал несколько фигур высшего пилотажа. На полигоне присутствовали рейхсмаршал Герман Геринг и сам Гитлер, который пришел в восторг от пируэтов его любимого самолета. Публично он заявил, что награждает пилота Рыцарским крестом. Когда выяснилось, что управлял экспериментальным самолетом советский летчик-коммунист, отступать уже было некуда…

Рыцарский крест Железного креста

Кстати, и с «высокой» наградой от Гитлера Федоров обошелся столь же «почтительно»: он прибил крест к каблуку своего сапога. 

Добавим, что некоторые историки отечественной авиации ставят под сомнение как многочисленные подвиги Федорова, так и историю с крестом, называя пилота «Бароном Мюнгхаузеном советских ВВС». Об этом нельзя не упомянуть, но нельзя и не оставить это на совести самого военного...

Теги: Герои Военная история История СССР История Второй мировой войны История военных конфликтов Новейшая история

6 Комментариев

Калюжный Денис

Прочитал. Сложный, конечно, дядька. Слышал и читал о нем разное. В википедии пишут, что и близко не было ничего подобного; с другой стороны вот здесь есть и про крест, и про Корею, во всяком случае это его интервью, про ту же Корею вообще прямая речь: https://rg.ru/Anons/arc_2002/0621/3.shtm.

Будем все же верить герою. А кто и как их очернять может и любит, в том числе посредством той же википедии, давно известно...

Selukovas Victoras

После вранья про 134 сбитых немецких самолётов, кто поверит в остальное?

Selukovas Victoras

"В характеристике на лётчика Федорова, составленной по месту прохождения службы ещё до войны, указывается высокий профессионализм и отличная техника пилотирования самолёта, но вместе с тем отмечено болезненное тщеславие, тяга к наградам, склонность к самовозвеличиванию. Была и совсем некрасивая история: Федоров, служивший инструктором в Качинском военном авиационном училище лётчиков, пришёл в одну из средних школ города Симферополя, и, объявив себя участником Челюскинской эпопеи, выступал перед школьниками с рассказом о своих подвигах и был принят в почётные пионеры. История дошла до начальства, Федоров отделался строгим выговором с занесением в личное дело.
В среде историков отечественной авиации Иван Евграфович Федоров снискал репутацию «Барона Мюнгхаузена советских ВВС». Разоблачение началось с мелочей: Иван Евграфович часто рассказывал выдуманную им историю о том, как Герман Геринг лично вручил ему рыцарский крест за блестящие полёты на немецких самолётах в Германии (Федоров был участником предвоенной командировки советских авиационных специалистов в эту страну). И всё бы хорошо, но знак в виде белой эмалированной свастики, который Федоров демонстрировал в доказательство своей правоты, оказался значком фашистской молодёжной организации Айзсарг. Примерно то же произошло с историей про немецкого аса фон Берга, лично сбитого Федоровым в воздушном бою. Федоров, якобы, стал обладателем личной сабли фон Берга и часто показывал её непосвящённым. На самом деле «сабля фон Берга» представляет собой наградной тесак, которыми в конце XIX века награждали служащих почтового ведомства. Лётчика же с такой фамилией в списках немецких асов нет.
Эта история в устах Федорова И. Е. имела и другой сюжет. Якобы этот меч и «рыцарский крест» он лично нашёл в лично им сбитом под Ржевом самолёте известного немецкого аса Э. Хартмана. И что этот «рыцарский крест», как и «рыцарский крест» якобы врученный Г. Герингом в придуманной поездке в Германию, он после прибил к подошве сапога и носил пока тот не стерся. Осталось только уточнить каким образом и на каком самолёте Э. Хартман оказался в Тверской области если в то время JG52 базировалась на Северном Кавказе."
(с) Вики

Никитин Сергей

В книге С. В. Иванова "Heinkel Не 100" описывается следующий эпизод. "Директор ЦАГИ, генерал-майор И.Ф. Петров в своих воспоминаниях пишет: «Первым из рекомендованных самолетов мы покупали Не-100 – самый скоростной по тем временам истребитель в мире. Сговорившись в кабинете главного конструктора о цене, мы пошли на заводской аэродром. Из ангара нам вывели самолет, предложили осмотреть. С.П. Супрун залез в кабину и, за 15 минут ознакомившись с приборами и управлением самолета, попросил меня: «Дядя Ваня, проверь». Я его проверил, нашел, что он все разобрал правильно. Мы завели мотор, послушали – все в порядке, обратились к немцам: можно, мол, вывозить на старт....И тут началась тихая паника: немцы забегали по ангару, стали куда-то звонить и через полчаса объявили нам, что есть очень строгая инструкция, подписанная самим Герингом, по которой к полетам на Не-100 допускаются только летчики, прошедшие трехмесячную подготовку.... Мы заявили, что наш Супрун – летчик-испытатель и для него не требуется специального обучения...Через некоторое время мне приносят письмо, в котором оговаривалось, что в случае катастрофы фирма не несет ответственности за жизнь летчика... После этого самолет наконец-то вывезли на ВПП. Супрун блестяще провел полет, выполнив ряд фигур высшего пилотажа, которых не делали немецкие летчики при заводских испытаниях. Его встретили аплодисментами и понесли на руках в столовую. Здесь хозяин фирмы старик Хейнкель устроил в честь Супруна банкет. " Похожее описание есть и в мемуарах самого Э.Хейнкеля. Ни о каком награждении "Железным крестом" там не упоминается. Маловероятно, чтобы ДВА советских летчика (пусть даже и в составе разных делегаций) на самолете одного типа "удивляли немцев".

Герасимовъ Иванъ Валерьевич

У конструктора Яковлева, в книге "Цель жизни" упоминается визит советской делегации на завод Хейнкеля и цитируются его мемуары:
«30 октября на мой завод с целью ознакомления с ХЕ-100 прибыла русская комиссия экспертов ВВС, ВМФ и промышленности во главе с Александром Гусевым, Владимиром Шевченко и Василием Кузнецовым. Этот визит был для нас довольно затруднительным, так как в этот же день прибыла японская комиссия. Надо было сделать так, чтобы они не увидели друг друга, и пришлось рассылать с предупреждениями мотоциклистов, чтобы комиссии не встретились в ангарах....
Они решили купить ХЕ-100 и пригласили меня на чай в русское посольство в Берлине. Присутствовал Геринг. Было много черной икры, водка текла рекой, произносились тосты на дружбу. Русский посол Шкварцев, узнав, что я люблю охоту, пригласил меня в Россию поохотиться на медведей.
В составе морской комиссии был молодой летчик, Герой Советского Союза, летное мастерство которого произвело большое впечатление. Это был высокий, статный мужчина. Перед первым полетом на ХЕ-100, самом скоростном из всех самолетов, на которых он когда-либо летал, он имел десятиминутную консультацию с одним из моих лучших летчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять ее по нему, выполняя такие фигуры, что мои летчики почти онемели от удивления».
В дальнейшем Яковлев поясняет:
"«Морской летчик», которым Хейнкель восхищается, — это член комиссии летчик-испытатель Супрун. Он, кстати сказать, никогда не был морским летчиком."
А вот об участии Федорова в той делегации, либо вообще в какой либо делегации в довоенную Германию сведений не имеется. Так что, с большой долей вероятности, очередная выдумка "Барона Мюнхаузена советских ВВС".

Gorshkov Alexei

Не в первый раз читаю об этом Фёдорове. Кроме описанных здесь фактов,он,якобы,вовремя войны,работая лётчиком-испытателем на авиазаводе в Горьком,на испытываемом им самолёте сбежал на фронт где сбил 134(!) самолёта! Конечно - "Мюнхгаузен"! Я,работая в свое время следователем, ЗА ОДИН МЕЛКОКАЛИБЕРНЫЙ ПАТРОН уголовное дело в суд направил! Что же было бы с ним НА САМОМ ДЕЛЕ в военное время (да ещё жёсткое сталинское) за секретный самолёт-истребитель?