За что обидели девушку?

6/25/2017

150 лет назад знаменитый художник Василий Перов написал известную картину «Приезд гувернантки в купеческий дом». До сих пор история девушки, попавшей в чужую ей среду, трогает сердца посетителей Третьяковской галереи. Перов достоверно изобразил и характерные детали быта эпохи.

Острый взор живописца Перова

На полотне «Приезд гувернантки в купеческий дом» художник отразил набиравший силу после отмены крепостного права в 1861 году новый типаж – купца и фабриканта, постепенно становившегося новым властителем жизни. Перова волновало столкновение ограниченного мира дельцов с миром униженной русской интеллигенции. В 1865 году художник специально отправился на знаменитую Нижегородскую ярмарку, куда ежегодно съезжались купцы со всех концов империи. Перов внимательно наблюдал за новыми хозяевами жизни, а через год на выставке Академии художеств представил новое полотно о приезде гувернантки. За эту картину, а также за не менее знаменитую «Тройку», Василий Григорьевич получил звание академика живописи.

«Тройка. Ученики-мастеровые везут воду», 1866 год. Из собрания Третьяковской галереи

К купчине толстопузому

Действие картины происходит в реальных интерьерах эпохи: в светлой, чисто убранной комнате с полированной мебелью; на стене её висит портрет одного из предков хозяев дома. Сама же комната контрастирует с тёмными дверными проёмами, как будто обнажающими истинную жизнь купеческого семейства. Центральным персонажем картины выступает худенькая молодая девушка, гувернантка, скромно, но прилично одетая. В её руках мы замечаем ридикюль, из которого она достаёт аттестат на звание домашней учительницы. Её трепетная и изящная, чуть склонённая фигурка находится в резком контрасте с купеческой семьёй, всем составом высыпавшей поглазеть на новую гувернантку.

Девушка действительно бедная и скромная – она не имеет ничего общего с популярными в то же время нигилистками, которые стригли волосы и носили синие очки. Но нужна ли её образованность и порядочность в этом богатом доме? Картина наводит нас на сентиментальные, но грустные размышления.

В.Г. Перов. Автопортрет (фрагмент), 1870 год. Из собрания Третьяковской галереи

Особенно тяжёлое ощущение привносит массивная фигура хозяина дома. Широко расставленные ноги и уверенные движения рук, само выражение его лица и глаз, оценивающих девушку как живой товар, обличают в нём настоящего самодура, привыкшего к беспрекословному подчинению. Уверенного в себе купчину вряд ли остановит наличие в доме тучной законной супруги, которая из-за спины мужа смотрит на тоненькую барышню с подозрительностью и враждебностью.

Безысходность

Не отстаёт от отца и франтоватый купеческий сынок, разглядывающий гувернантку с цинично-самодовольной усмешкой. О его наглости, развязности и понимании своей безнаказанности говорит и его поза. Женитьба юного наследника – перспектива далёкая, а познать удовольствия взрослой жизни он не прочь уже сейчас, так что положение гувернантки становится почти безвыходным. Отвергнуть приставания отца и сына она может, но заступиться за девушку в этом доме некому. Маленькая купеческая дочка, ради которой и берут гувернантку, полна испуга и никакого права голоса в этих стенах не имеет.

Оттого-то слуги, выглядывающие из другой двери, так внимательно следят за происходящим: сколько продержится у хозяина очередная воспитательница дочери, которых через этот дом наверняка прошло немало.

Участь девушки с аттестатом домашней учительницы незавидна – с её жизненными принципами она долго в купеческих покоях не задержится, изменив же этим принципам и пойдя навстречу притязаниям хозяев, гувернантка в полном соответствии с ханжескими купеческими нравами обречена на позор и осмеяние. Никакой возможности избежать этих двух крайностей у бедной девушки нет, такова была и некартинная, живая реальность эпохи.

Василию Григорьевичу Перову в образе несчастной гувернантки удалось со всей полнотой отразить тему унижения человеческого достоинства перед сильными мира сего, ярко и понятно для зрителя отразить столкновение душевной тонкости, интеллигентности и образованности с тупым и сытым богатством. История бедной девушки в отличие от костюмов героев Перова не устарела: подобные темы и образы невероятно актуальны и в наше время.

Обложка: В.Г. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866 год. Из собрания Третьяковской галереи

Источник: my.tretyakov.ru