«Второй апостол Павел». Великомученик Димитрий Солунский
8 ноября Русская православная церковь чтит память великомученика Димитрия Солунского – одного из самых почитаемых христианских святых в Древней Руси. Великие князья часто нарекали своих первенцев в честь этого святого, а сербы и болгары до сих пор почитают Димитрия Солунского как покровителя всех славянских народов.
«Предавать смерти…»
Будущий великомученик родился в III веке в Римской империи, в Фессалониках (ст.-сл. Солунь), где его отец был проконсулом (правитель римской провинции), и жил в эпоху императоров Диоклетиана и Максимиана – известных гонителей христиан. К этому моменту языческий мир Рима уже успел плотно соприкоснуться с христианством. Родители Димитрия тоже были тайными христианами, поэтому он сам был крещен и наставлен в христианстве.
После смерти отца Димитрия император Максимиан, оказавшийся на престоле в 305 году, вызвал к себе совершеннолетнего сына проконсула. Убедившись, что юноша хорошо образован, знает толк в военно-административных делах, император назначил его проконсулом Фессалоникийской области. Будучи гонителем христиан, Максимиан требовал «предавать смерти всех, кто призывает имя Распятого». Этим же и должен был заняться Димитрий, получивший столь высокий проконсульский пост, хотя формально главной задачей была защита вверенной ему области от внешних врагов.
По прибытии в родные Салоники Димитрий открыто исповедал веру во Христа и занялся обращением язычников, прекратив всякие гонения на христиан. Он поучал жителей христианским заповедям, а сами фессалоникийцы говорили о нем как о «втором апостоле Павле»: как апостол язычников Павел некогда основал здесь первую христианскую общину (церковь), так и Димитрий следовал его пути, должному окончиться мученичеством.
Вести о неслыханной дерзости проконсула вскоре долетели до Максимиана, вызвав у него страшный гнев: мало того что правитель Салоник не борется с христианами, мало того что он сам христианин, так еще и римских граждан увлекает в свою веру! Возвращаясь из Причерноморья после похода на сарматские племена, император решил остановиться в Салониках и увидеть все собственными глазами. Димитрий, понимая, что его ожидает смерть, приказал своему слуге по имени Лупп раздать нищим все, что у него было, заготавливая таким образом себе сокровища на Небесах.
«Победишь, но пострадаешь за Христа»
Когда Максимиан вызвал к себе проконсула Димитрия, тот открыто исповедал себя христианином и жестко высказался о многобожии, а также о тех грехах, к которым оно ведет. Тогда же будущий великомученик был заключен в темницу.
Согласно жизнеописанию Димитрия Солунского, далее император устроил некие игры в Салониках (вероятно, гладиаторские бои), где выставил своего любимого бойца Лия родом из германского племени вандалов. Против Лия выставляли в основном христиан, с которыми он жестоко расправлялся, сбрасывая с высоких подмостков на копья воинов. Тогда один из зрителей, – юноша Нестор, – будучи христианином и учеником Димитрия, решил сразиться с германцем. Предварительно взяв благословение у Димитрия («Ты одержишь победу над Лием и сам пострадаешь за Христа!»), Нестор выступил против вандала. Он одолел любимого гладиатора Максимиана так же, как тот расправлялся со своими противниками. Император, узнав, что победитель Лия – христианин и вдобавок ученик Димитрия, вознегодовал настолько, что сначала приказал убить самого Нестора, а следом и Димитрия.
Утром 8 ноября (н. ст.) 306 года воины императора закололи копьями бывшего проконсула Фессалоникийского Димитрия прямо в его темнице. Тело бросили диким зверям, но, как гласит житие, те его не тронули. А христиане из Салоник тайно забрали и похоронили своего великомученика. Слуга Димитрия Лупп забрал окропленную кровью мученика ризу, а также омыл перстень в крови святого и с их помощью совершил впоследствии много чудес. Слух об этих чудесах быстро распространился и за пределами Салоник, так что император Максимиан приказал убить Луппа, что и случилось. Еще одной мученической кончиной тогда было засвидетельствовано учение Христово.
С принятием крещения Русью Димитрий Солунский становится одним из самых почитаемых святых, особенно среди воинства. В древнерусском летописании есть сюжет, когда князь Олег берет Царьград в 907 году (Русь еще не крещена!), а летописец пишет: «И убоялись греки и сказали: “Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом”». А уже в 1070-х годах в Киеве основывается Димитриевский монастырь (впоследствии известный как Михайловский Златоверхий монастырь). Димитрия Солунского считают покровителем Дмитрия Донского в его ратных и государственных делах, в том числе в борьбе против Мамая.
Новое
Видео
16 февраля 1916 год Взятие крепости Эрзеру́м
16 февраля 1916 года на закавказском фронте Первой мировой войска генерала Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум. Турецкий гарнизон отступил, потеряв до 70% личного состава
11 сентбяря 1790 г. День воинской славы России. Победа Ушакова у мыса Те́ндра
11 сентября 1790 года – День воинской славы России. Русская эскадра Фёдора Ушакова одержала победу над турками у русских берегов Черного моря – у мыса Тендра
17 декабря 1788 год Взятие крепости Оча́ков
17 декабря 1788 года русские войска князя Потёмкина взяли турецкую крепость Очаков на побережье Чёрного моря. Россия окончательно утвердится в Новороссии