Валентина Гризодубова – первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза
Имя Валентины Гризодубовой в богатой личностями советской истории стоит выделить особо, ведь именно она была первой женщиной, удостоенной высокого звания Героя Советского Союза
С папой в полёт
Валя родилась в семье изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова 27 апреля 1909 года (хотя официально датой рождения героини указано 31 января 1910 года)
«Валентина Гризодубова (в центре) и женский экипаж самолета "Родина"
Источник: https://oko-planet.su
Уже в 2,5 года она совершила свой первый полёт на папином аэроплане, привязанная к отцу ремнями. В возрасте 14 лет участвовала в слёте планеристов в Коктебеле. Окончив среднюю школу, Валентина поступила в Харьковский технологический институт, а параллельно была зачислена в консерваторию. Наверное, это был самый подходящий набор учебных заведений для будущей лётчицы, но в ноябре 1928 года открыл свой первый набор Харьковский центральный аэроклуб. Этот клуб 19-летняя лётчица оканчивает за три месяца, оставляет институт и поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году Гризодубова уже учится в Пензенской школе лётчиков-инструкторов.
С 1930 по 1937 годы девушка работала лётчиком-инструктором сначала в Туле, а затем в Москве. Валентина облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. В одном лишь 1937 году Гризодубова установила пять мировых рекордов на лёгкомоторных самолётах.
Как становятся героями
Валентина Гриходубова (слева), Полина Осипенко (в центре) и Марина Раскова (справа)
Источник: https://shkolazhizni.ru
24-25 сентября 1938 года Валентина в качестве командира экипажа вместе с двумя другими легендарными лётчицами – Полиной Осипенко и Мариной Расковой – на самолёте «Родина» улетели в историю. Они совершили беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Это был международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут советские девушки пролетели 6450 километров). Самолёт из-за прерванной радиосвязи вынужден был сесть в тайге, на болото. Экипаж был обнаружен с воздуха и благополучно был доставлен на Большую землю. За этот перелёт 2 ноября 1938 года весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза. Гризодубовой была вручена «Золотая звезда» № 104.
В 1939 году Валентина Степановна назначается начальником Управления международных воздушных линий СССР и параллельно учится в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
Все эти годы знаменитая лётчица вела большую общественную работу. Была депутатом Верховного Совета СССР, в 1941 году возглавила Антифашистский комитет советских женщин, была членом комиссии по расследованию злодеяний фашистских захватчиков.
Гризодубова занимала очень активную жизненную позицию. Она помогла вернуть из лагерей и ссылок почти пять тысяч человек. Примечательно, что именно ей и лётчику Михаилу Громову принадлежит заслуга в возвращении с Колымы Сергея Павловича Королёва. Используя все свои знакомства, визиты в Кремль и по другим инстанциям, они добились, что талантливого конструктора перевели в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29 НКВД.
Став большим начальником и депутатом, она пыталась помочь самым разным просителям. К ней приходили, приезжали и звонили с самыми различными вопросами: «Гибнет промысловая рыба на Камчатке, выручайте!» или «Не дают внедрить новые технологии».
В годы войны
Портрет Валентины Гризодубовой в форме полковника ВВС
Источнк: http://www.progressprim.ru
Начало войны потребовало перестройки Управления международных воздушных линий СССР, которое она возглавляла. Гризодубова и лётчики управления стали выполнять особо сложные задания в тылу врага. В 1942 году ей было поручено укомплектовать 101-й авиационный полк дальнего действия из состава пилотов Гражданского флота. В состав полка были включены и лётчики, которые летали ещё с отцом Гризодубовой и те, кого она сама подготовила с предвоенные годы. Валентина Степановна сама постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам.
Задачи перед 101-м полком всегда ставились сложные. Надо было пробиться к далёким целям в тылу противника, отразить атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенная, летать приходилось в любую погоду и выйти на цель без ошибки. Вот Валентина Степановна на своём личном примере и показывала, как это надо делать.
Особые трудности вызывали полёты к партизанам. Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и вернуться на Большую землю.
Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознамённым, Красносельским.
С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни. Работала в гражданской авиации, заместителем начальника НИИ-17 (позднее – институт приборостроения) по лётной части. Институт разрабатывал радиоэлектронные приборы для армии и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах.
Умерла В. С. Гризодубова 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Обложка: https://twitter.com
Новое
Видео
Роль и место Русской православной церкви в истории России
Лекция М.Ю. Горожаниной, к.и.н., доцента Кубанского государственного университета
Внешняя политика России второй половины XIX столетия
В лекции, посвященной внешней политики России второй половины XIX ст., показывается, что после заключения Парижского мирного договора главным направлением внешнеполитической деятельности российского дипломатического корпуса стала борьба за пересмотр отдельных условий договора. Отказ в одностороннем порядке от нейтрализации Черного моря был закреплен решениями Лондонской конференции 1871 г. Россия получила право военного укрепления Черноморского побережья, расширения южной морской торговли и хозяйственного освоения южных губерний. Но уже по результатам Берлинского конгресса 1879 г., который пересматривал условия Сан-Стефанского мирного договора после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Россия оказалась отброшенной назад в решении восточного вопроса. Европейские державы в очередной раз не только сорвали проект разрешения застарелой проблемы, но заложили предпосылки конфликта, приведшего в начале XX в. к Первой мировой войне. Период правления Александра II стал временем геополитического надлома в истории России. Впервые после многих десятилетий непрерывного территориального расширения Российская империя утратила ряд территорий. Особенно показательным шагом в этом отношении стала продажа Аляски, которая не могла быть удержана за недостатком людских, управленческих и материальных ресурсов. Вместе с тем, ввиду угрозы британской экспансии, было продолжено геополитическое расширение пределов империи в среднеазиатском направлении. В состав России была включена территория Кокандского ханства, под ее протекторатом оказались Бухарский эмират и Хивинское ханство. Переориентация при Александре III с "Союза трех императоров" на сближение с Францией, продиктованное общностью военно-стратегических интересов, обеспечило мир в Европе, вследствие чего российский император получил наименование Миротворца. Союз с Францией 1890-х гг. был направлен против Англии, тогда как в отношении Германии в это время Россия придерживалась умеренной политики, ограничиваясь дипломатической войной. В связи с новым союзом, русское правительство переориентировало свою позицию на Балканах, отказавшись в этом регионе от активных действий и приступив к активной политике на Дальнем Востоке.
Судьба России в контексте империй и революций ХХ века
Лектор: Ляпустин Борис Сергеевич Российский историк, кандидат исторических наук