Фильм о Зое Космодемьянской. Сделать пожертвование

Фильм о Зое Космодемьянской

Пожертвовать

С нами Бог!

Страсти Христовы. Что вы могли не знать о Страстной пятнице

6 апреля 2018 года – Страстная пятница, или, как ее принято называть в русской традиции, Великий Пято́к. Этот день посвящен воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа, а также погребению Его тела. Однако страсти (страдания) Христа, на которые Он шел добровольно, начались еще в Гефсиманском саду.

Страдания до креста

Молясь в Гефсиманском саду, Христос пребывал в очень тяжелом эмоциональном состоянии. Тяжесть этого состояния была столь велика, что мелкие кровеносные сосуды тела Иисуса полопались от напряжения, и кровь, смешавшись с потом, капала на землю. Об этом упоминает евангелист Лука. Медицине известно около двадцати случаев такого явления, причем кожа становится очень чувствительной. Последнее указывает на то, сколь болезненными были дальнейшие истязания для Христа.

Первая физическая травма была нанесена Христу в доме первосвященника Каиафы, куда Его привели из Гефсиманского сада. Там Ему закрыли глаза и били Его, в насмешке требуя назвать имя ударившего. После бессонной ночи, проведенной в издевательствах, Христа отправили к префекту Иудеи Понтию Пилату (о причинах, по которым Пилат отправил Христа на крест, читайте в нашей статье о Страстной седмице). Пилат перенаправил Христа к Ироду Антипе, но тот по итогам общения с Христом лишь одел Его в светлые одежды и вновь отправил к Пилату. Вероятно, таким одеянием он хотел подчеркнуть, что не считает Иисуса опасным преступником, поскольку в светлые одежды у римлян было принято одеваться кандидатам на какую-либо почетную должность.

Затем Пилат все-таки поддался толпе иудейских вождей и отдал Христа на бичевание. Здесь стоит отметить, что, согласно иудейскому закону, человеку, не осужденному на смерть, нельзя было нанести более 40 ударов бичом (плетью с несколькими «хвостами» с металлическими шариками или острыми бараньими костями на концах), 41-й удар считался смертельным. Поэтому блюстители закона всегда следили за тем, чтобы количество ударов не превысило 39 – на случай просчета. С каждым ударом наконечники ремней бича и сами ремни впивались в кожу осужденного и рассекали ее, а затем и мышечную ткань, превращая спину в сплошное кровавое месиво. Но Христа судили не по иудейскому закону, а по римскому, потому что иудейские вожди боялись реакции собственного народа, неоднозначно относившегося к Иисусу. А по римскому закону Пилат приказал бить сколько угодно, но не до смерти. Затем последовала последняя попытка Пилата отвратить смертную казнь, но он вновь был вынужден уступить иудеям…

Осужденный на смерть, Иисус оказывается в руках римских воинов, которые, по-видимому, чтобы скрасить досуг, начинают издеваться над Ним. Христу надевают на голову терновый венец – вероятно, в форме шапочки. Длиной в палец, острые и крепкие колючки напоминали «лучи» царского венка императора Тиберия. Сухой терновник был всегда под рукой, им топили казарменные печи. Уже на кресте шипы венка будут вонзаться глубже и глубже в голову, до черепной кости, всякий раз, когда Спаситель будет касаться затылком дерева. Багряница, надетая на Христа, скорее всего, была заношенным порфировым плащом одного из солдат и напоминала пурпурные одеяния императора. Далее воины как бы участвовали в собственном спектакле: кланяясь «императору» Христу, они приветственно говорили: «Радуйся, Царь Иудейский!»

Распятие

Каждый христианин осеняет себя крестным знамением, когда молится и вспоминает о Боге. Но зачастую забывается то, что стоит за этим знамением. Римский ритор Цицерон говорил, что распятие – самый жестокий и страшный вид казни, который придумало человечество. Считается, что этот жуткий способ умерщвления древние римляне заимствовали у карфагенян, а первое в истории распятие, вероятно, совершили персы. В Древнем Риме казнь через распятие совершалась публично, в том числе в назидание другим, чтобы, видя мучения распятого, люди боялись преступать закон. 

И.С. Глазунов. Голгофа

Распятие в Римской империи отменил в IV веке святой равноапостольный император Константин, чтобы казнь, через которую прошел Господь, больше не повторялась. Вероятно, прервавшаяся практика такой казни привела к тому, что средневековые авторы изображали ее в меру собственного представления: человек с пробитыми гвоздями ладонями и ступнями на «классическом», «латинском» кресте. Исторические источники и свидетельства сообщают, что распинаемого могли за руки привязывать к кресту (обычно Т- или Х-образному), могли прибивать гвоздями, но не через ладони, а сквозь запястья, между лучевыми костями; могли прибивать и дополнительно привязывать, чтобы тело не оборвалось под собственным весом, причем положение распятого часто зависело от фантазии исполнителя приговора.

Итак, рано утром Иисуса ведут на лобное место – Голгофу. Он несет горизонтальную перекладину креста, Его руки привязаны к ней. В качестве перекладины часто использовался дверной засов – балку весом около 50 кг. Изможденный предыдущими страстями, Христос, по-видимому, падает (возможно, не один раз), бьется о твердую землю. Когда Он уже не может нести древо Сам, сопровождающие воины заставляют нести эту балку проходящего мимо человека – Симона Киринеянина.

Христа прибивают к кресту через запястья коваными четырехгранными ржавыми гвоздями в том месте, где находится нервный узел, отвечающий за всю моторику кисти. Одно это причиняет нечеловеческую боль. У пригвожденного таким образом вся тяжесть тела приходится на мышцы груди. Длительное перенапряжение этих мышц приводит к тому, что они деревенеют, и человек не может вздохнуть. Чтобы сделать вдох, нужно ослабить напряжение грудных мышц –для этого в качестве опоры пригвожденный вынужден использовать те гвозди, которые пронзают ступни. Приподнимающееся тело приводит в движение руки, и кисти вращаются вокруг четырехгранных гвоздей, вызывая едва ли не шок. Человек вдыхает и вновь повисает. В страшных муках Христос делает вдох и произносит: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!» Распятие сопровождается для Христа насмешками толпы.

Распятый человек мог пребывать в агонии до нескольких суток – под палящим солнцем, изнемогающий от жажды, терзаемый хищными птицами. Иногда воины, чтобы ускорить процесс казни, перебивали распятому голени, и тогда он уже не мог приподняться и задыхался. Измученный предыдущими пытками, Христос умер раньше, от инфаркта, поэтому голени Ему не перебили. Перед тем как умереть, Христос просит утолить жажду, но воин, стоявший рядом, подает Ему не воду, а губку, пропитанную уксусом. О том, что Христос умер от инфаркта, свидетельствуют истекшие из Его бока после удара копьем воина «кровь и вода» – околосердечная жидкость с лимфой и свежими сгустками крови. 

Молитвенный распорядок дня

Читая о смерти Спасителя, ее трудно принять. Христианину все время хочется, чтобы Страстная пятница не была таким днем – днем заупокойной службы, но она является таковой уже много веков. В Страстную пятницу христиане действительно хоронят Христа. Это та самая смерть, которая когда-то приходит к каждому, но в разном виде. Смерть, со всей ее болью и во всей ее неприглядности. Поэтому церковная служба в Страстную пятницу включает в себя чин погребения Тела Иисусова и очень похожа на самый обычный чин погребения усопшего.

В Великую пятницу литургию не служат, но совершаются Царские Часы, поскольку Сам Христос приносит Себя в жертву. В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о кресте. Но именно Евангелие от Марка подчеркивает, что распятие Христа было связано с тремя определенными моментами дня: «Был час третий, и распяли Его… В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: “Элои! Элои! ламма савахфани?” – что значит: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” Иисус же, возгласив громко, испустил дух». По сей день утреннее богослужение включает в себя третий и шестой часы, а перед наступлением вечера совершается девятый час. Евангелие от Марка навсегда связало крест и смерть Иисуса с молитвенным распорядком дня.


Просмотры: 2
Оценить:

0 Комментариев