Стальные монстры сражений: история бронепоездов
Во второй половине XIX века с развитием железных дорог на вооружение армий всего мира встал, пожалуй, самый эффектно выглядящий вид бронированной техники – бронепоезда
Многим из нас эти стальные колоссы кажутся неуклюжими бронированными змеями, которые прикованы к железнодорожному полотну и очень зависят от множества факторов, как и все другие поезда, будь то вода, уголь, электричество или состояние железной дороги.
Но давайте посмотрим, как выглядел бронепоезд в реальности: большой, тяжеловооруженный состав, обладающий артиллерией, десантом, а позже зенитным вооружением и даже танками, которые можно спустить с платформ. Зачастую бронепоезд имел не один локомотив, собственный запас топлива, а на дополнительных платформах размещались строительные материалы, рельсы и шпалы с приданными инженерно-саперными подразделениями – это позволяло скорейшим образом восстановить разрушенный путь и продолжить движение, не подвергая опасности замерший состав.
Согласитесь, такая высокая боеспособность делает бронепоезд весьма опасным противником, способным обрушивать на врага лавину огня, самостоятельно захватывать станции и даже небольшие населенные пункты, обеспечивать коммуникации и выполнять практически любые задачи на суше. Сегодня мы расскажем вам историю появления и боевой службы бронепоездов всего мира.
На заре железнодорожных войн
Идея о вооружении поездов буквально витала в воздухе с момента их появления в первой половине XIX века. Англичане и французы пытались проводить различные эксперименты с вооружением и бронированием (тогда это называлось блиндирование) вагонов. Но пионерами военно-железнодорожного дела стали австрийцы и американцы. И если австрийцам не удалось реализовать преимущества броневагонов в ходе осады венграми Вены в 1848 году, то американцы развернулись, как говорится, по полной.
В ходе Гражданской войны в США широко применялись вооруженные и блиндированные подручными средствами составы. Большая территория и развитая железнодорожная сеть благоприятствовали этому виду войны. Применялись не только прообразы бронепоездов, обильно обшитые стволами деревьев, бревнами или железом, а также укрепленные мешками с песком и землей. Дебютировала и железнодорожная тяжелая артиллерия, о которой мы расскажем отдельно. Интересно, что одним из пионеров применения бронепоездов и железнодорожных мортир стал наш соотечественник, полковник русской и бригадный генерал армии северян Иван Васильевич Турчанинов (Джон Бэзил Турчин) – образованнейший офицер и человек удивительной судьбы, который также заслуживает отдельного рассказа. Касаясь же нашей темы, можно сказать, что он с успехом применил вооруженные поезда и 13-дюймовые мортиры при осаде Питерсберга в 1864 году.
Следующей войной для «дедушек» бронепоездов стала Англо-бурская. Большая протяженность и исключительная важность железнодорожных коммуникаций сделали для британцев жизненной необходимостью их охрану. Буры часто нападали на незащищенные поезда, и британцы стали экспериментировать. Сначала бронировали стальными листами вагоны и локомотивы, а затем вооружали платформы уже появившимися пулеметами «Викерс» системы Максима, ставили полевые орудия и оборудовали места для стрелков. Опыт оказался настолько удачным, что весть о применении блиндированных поездов быстро разошлась по всем передовым армиям мира. А тем временем приближался конфликт, ставший дебютом настоящих сухопутных крепостей, – Первая мировая война.
Полвека расцвета бронепоездов
Первая мировая должна была стать триумфом бронепоездов как воплощения бурно развивающейся техники. Более мощные локомотивы, катаная броневая сталь, хорошие пулеметы и вращающиеся на 360 градусов артиллерийские башни. Казалось, что так мощно вооруженные гиганты обязательно проявят себя в новой, технологичной войне.
Но не тут-то было. Новый конфликт быстро перетек в позиционную фазу. Бронепоездам, пусть самым современным, негде было развернуться, а таранить вражеские позиции, даже и на хорошо защищенном составе, было бы самоубийством. Впрочем, наши соотечественники пробовали и такой тип атаки. 24 сентября 1915 года русский бронепоезд атаковал австрийские позиции в лоб у станции Рудочка. Поначалу ему сопутствовала удача, но после разрушения путей и расхода боеприпасов экипаж поручика Крапивникова был вынужден покинуть поезд. Отличился и другой бронепоезд, «Генерал Анненков», участвовавший в Брусиловском прорыве.
Всего же в русской армии воевало 15 бронепоездов из которых потеряно всего 2. Остальные участники Первой мировой войны хотя и имели бронепоезда, но почти не использовали их, кроме разве что Турции, ограниченно применявшей бронепоезда по аналогии с британцами для охраны путей снабжения войск на Ближнем Востоке.
«Безумный Макс» на железных дорогах Гражданской войны
Революционные события и начало Гражданской войны дали вторую жизнь уже было сброшенным со всех счетов стальным гигантам. Из рук в руки переходили построенные в ходе войны бронепоезда типа «Хунхуз» и «Генерал Анненков» («Генерал» вообще оказался в Финляндии, где прослужил до конца Великой Отечественной ).
Фронты Гражданской войны отличались большой протяжённостью и сильной зависимостью от железных дорог. Стороны пускали в ход всё, что могло называться бронепоездами, и активно строили эрзац-бронепоезда своими силами. Бывало, что за сутки на свежезахваченной станции гражданский состав менялся до неузнаваемости и в путь трогался экзотический бронированный и вооруженный монстр. Самоходные бронедрезины и поставленные на рельсы броневики – всё шло в ход.
Горячее противостояние иногда выливалось и в дуэли бронепоездов, как в случае с боем против красноармейского № 3, которым, кстати, командовала единственная в истории женщина-командир бронепоезда, эсерка-максималистка Л.Г.Мокиевская-Зубок. Девушка погибла, а красноармейский бронепоезд был захвачен. Затем «Офицер» повторил свой подвиг, захватив еще один красноармейский бронепоезд – «2-й Сибирский бронированный поезд». Бронепоезд белых «Единая Россия» и тот же «Офицер» даже смогли взять город Курск без поддержки других видов войск.
Свои бронепоезда имелись и у украинских формирований, и у анархистов-махновцев, и даже у чехословацкого корпуса был один – «Orlik». Бронепоезда сослужили большую службу Красной Армии и вернули себе право называться мощным, а иногда и решающим оружием в сухопутной войне. Между двумя войнами в нашей стране шло активное развитие бронепоездов, и к новой войне СССР подошел будучи отлично вооруженной стальными монстрами страной. Не отставали и другие участники Второй мировой.
Против авиации и танков
Стремительное развитие других видов вооружения, особенно авиации, делало применение бронепоездов ещё более рискованным делом. Танки или бомбардировщики теперь смогли оказывать эффективное сопротивление бронированным гигантам железных дорог. Однако и их вооружение, и броня в межвоенный период совершенствовались. К началу Великой Отечественной войны РККА имела на вооружении до 53 бронепоездов лёгкого и тяжелого типа. Советский бронепоезд типа БП-35 владел свыше 38 бронеплощадками с вооружением. Противотанковые и пехотные орудия, зенитные пушки и пулеметы – бронепоезд стал грозной силой, которую предстояло проверить в схватке с серьезным противником.
Начало войны стало для наших бронепоездов не очень удачным: быстрое продвижение противника, захват станций и порча путей, а также неудачная тактика применения сводили на нет преимущества стальных гигантов.
Однако уже с 1942 года они используются более успешно. Особо отличился в это время бронепоезд «Железняков», применявшийся как самоходная артиллерийская и зенитная батарея при героической обороне Севастополя.
Бессмертный подвиг совершил известный бронепоезд «Московский метрополитен», построенный на средства работников метрополитена, в героическом бою у станции Прохоровка за несколько дней до грандиозного танкового сражения. Советский бронепоезд вступил в бой с вражеской авиацией и танками, уничтожив четыре самолета и шесть танков противника.Отличились и известные бронепоезда«Илья Муромец»и «Козьма Минин», встретившие конец войны в 50 км от Берлина.
Советские бронепоезда проделали большой эволюционный путь. Их вооружение составляли танковые башни, поставленные на броневагоны, зенитные пушки и пулеметы разных типов и даже установки залпового огня, знаменитые «Катюши». Такой поезд был действительно грозным противником. Ближе к концу войны бронепоезда сосредоточились на обеспечении противовоздушной обороны станций, путей и составов. Хотя даже в конце войны случилась дуэль советских бронепоездов 31-го дивизиона против немецкого бронепоезда, названного в честь фюрера. Немцы бой проиграли.
Противник, к слову, тоже использовал бронепоезда и бронедрезины особой конструкции. Применял десанты, спускаемые танки и броневики, но по большей части для противопартизанских действий. В Европе же бронепоезда почти не использовали. Бельгийские, польские и французские бронегиганты попали в руки немцев и также несли охранную службу.
К концу войны Красная Армия имела на вооружении до 140 бронепоездов, многие из которых покрыли свою службу подвигами и славой. Но окончившаяся война стала по большей части завершением карьеры сухопутных крейсеров.
После войны
Годы шли, и на вооружении армий мира совсем не осталось былых стальных монстров, занявших почетные места в музеях. Если бы не одно событие. Советско-китайские отношения резко осложнились в 60-е годы, вслед за конфликтом на о. Даманском. Обстановка могла ухудшиться, и руководство Советской армии заказало Харьковскому заводу тяжелого машиностроения четыре бронепоезда БП-1. Чтобы контролировать большие и протяженные пространства Сибири и границы с КНР, был построен современный и хорошо вооруженный бронепоезд: десант, самодвижущиеся и по рельсам, и по обычным дорогам БТР, даже танки (включая плавающие), мощное артиллерийское и зенитное вооружение. БП-1 стал вершиной в эволюции бронепоездов. Кстати, подобные ему конструкции применялись и в XXI веке в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе. И сейчас два бронепоезда железнодорожных войск России, наследника БП-1, стоят на вооружении в нашей стране.
Конечно, есть ещё и окутанные ореолом тайны БЖРК – замаскированные под обычный поезд пусковые установки ядерных межконтинентальных баллистических ракет, но это уже совсем другая история. Главное, что бронепоезда, стальные монстры сухопутных сражений, оказали большое влияние на ведение войн, особенно в первой половине XX века, а их основным эксплуатантом, так уж вышло, была наша страна. Поэтому, смотря в музеях на грозные тела тяжелых и мощных наших бронепоездов, следует помнить: они достойны нашего внимания не меньше, чем легендарная «тридцатьчетверка».
Обложка:winallos.com
Новое
Видео
Холодная война: Блокада Западного Берлина.
Холодная война: Блокада Западного Берлина.
Рождение шестидесятничества. Физик, лирик, пророк, поэт
Рождение шестидесятничества. Физик, лирик, пророк, поэт
13 апреля 1945 год Освобождение Вены
13 апреля 1945 года войсками маршала Толбухина освобождена от немецко-фашистских захватчиков Вена. За освобождение города 50 воинских соединений и частей получили наименование «Венских», была выпущена медаль «За взятие Вены»