Стальные монстры сражений: история бронепоездов
Во второй половине XIX века с развитием железных дорог на вооружение армий всего мира встал, пожалуй, самый эффектно выглядящий вид бронированной техники – бронепоезда
Многим из нас эти стальные колоссы кажутся неуклюжими бронированными змеями, которые прикованы к железнодорожному полотну и очень зависят от множества факторов, как и все другие поезда, будь то вода, уголь, электричество или состояние железной дороги.
Но давайте посмотрим, как выглядел бронепоезд в реальности: большой, тяжеловооруженный состав, обладающий артиллерией, десантом, а позже зенитным вооружением и даже танками, которые можно спустить с платформ. Зачастую бронепоезд имел не один локомотив, собственный запас топлива, а на дополнительных платформах размещались строительные материалы, рельсы и шпалы с приданными инженерно-саперными подразделениями – это позволяло скорейшим образом восстановить разрушенный путь и продолжить движение, не подвергая опасности замерший состав.
Согласитесь, такая высокая боеспособность делает бронепоезд весьма опасным противником, способным обрушивать на врага лавину огня, самостоятельно захватывать станции и даже небольшие населенные пункты, обеспечивать коммуникации и выполнять практически любые задачи на суше. Сегодня мы расскажем вам историю появления и боевой службы бронепоездов всего мира.
На заре железнодорожных войн
Идея о вооружении поездов буквально витала в воздухе с момента их появления в первой половине XIX века. Англичане и французы пытались проводить различные эксперименты с вооружением и бронированием (тогда это называлось блиндирование) вагонов. Но пионерами военно-железнодорожного дела стали австрийцы и американцы. И если австрийцам не удалось реализовать преимущества броневагонов в ходе осады венграми Вены в 1848 году, то американцы развернулись, как говорится, по полной.
В ходе Гражданской войны в США широко применялись вооруженные и блиндированные подручными средствами составы. Большая территория и развитая железнодорожная сеть благоприятствовали этому виду войны. Применялись не только прообразы бронепоездов, обильно обшитые стволами деревьев, бревнами или железом, а также укрепленные мешками с песком и землей. Дебютировала и железнодорожная тяжелая артиллерия, о которой мы расскажем отдельно. Интересно, что одним из пионеров применения бронепоездов и железнодорожных мортир стал наш соотечественник, полковник русской и бригадный генерал армии северян Иван Васильевич Турчанинов (Джон Бэзил Турчин) – образованнейший офицер и человек удивительной судьбы, который также заслуживает отдельного рассказа. Касаясь же нашей темы, можно сказать, что он с успехом применил вооруженные поезда и 13-дюймовые мортиры при осаде Питерсберга в 1864 году.
Следующей войной для «дедушек» бронепоездов стала Англо-бурская. Большая протяженность и исключительная важность железнодорожных коммуникаций сделали для британцев жизненной необходимостью их охрану. Буры часто нападали на незащищенные поезда, и британцы стали экспериментировать. Сначала бронировали стальными листами вагоны и локомотивы, а затем вооружали платформы уже появившимися пулеметами «Викерс» системы Максима, ставили полевые орудия и оборудовали места для стрелков. Опыт оказался настолько удачным, что весть о применении блиндированных поездов быстро разошлась по всем передовым армиям мира. А тем временем приближался конфликт, ставший дебютом настоящих сухопутных крепостей, – Первая мировая война.
Полвека расцвета бронепоездов
Первая мировая должна была стать триумфом бронепоездов как воплощения бурно развивающейся техники. Более мощные локомотивы, катаная броневая сталь, хорошие пулеметы и вращающиеся на 360 градусов артиллерийские башни. Казалось, что так мощно вооруженные гиганты обязательно проявят себя в новой, технологичной войне.
Но не тут-то было. Новый конфликт быстро перетек в позиционную фазу. Бронепоездам, пусть самым современным, негде было развернуться, а таранить вражеские позиции, даже и на хорошо защищенном составе, было бы самоубийством. Впрочем, наши соотечественники пробовали и такой тип атаки. 24 сентября 1915 года русский бронепоезд атаковал австрийские позиции в лоб у станции Рудочка. Поначалу ему сопутствовала удача, но после разрушения путей и расхода боеприпасов экипаж поручика Крапивникова был вынужден покинуть поезд. Отличился и другой бронепоезд, «Генерал Анненков», участвовавший в Брусиловском прорыве.
Всего же в русской армии воевало 15 бронепоездов из которых потеряно всего 2. Остальные участники Первой мировой войны хотя и имели бронепоезда, но почти не использовали их, кроме разве что Турции, ограниченно применявшей бронепоезда по аналогии с британцами для охраны путей снабжения войск на Ближнем Востоке.
«Безумный Макс» на железных дорогах Гражданской войны
Революционные события и начало Гражданской войны дали вторую жизнь уже было сброшенным со всех счетов стальным гигантам. Из рук в руки переходили построенные в ходе войны бронепоезда типа «Хунхуз» и «Генерал Анненков» («Генерал» вообще оказался в Финляндии, где прослужил до конца Великой Отечественной ).
Фронты Гражданской войны отличались большой протяжённостью и сильной зависимостью от железных дорог. Стороны пускали в ход всё, что могло называться бронепоездами, и активно строили эрзац-бронепоезда своими силами. Бывало, что за сутки на свежезахваченной станции гражданский состав менялся до неузнаваемости и в путь трогался экзотический бронированный и вооруженный монстр. Самоходные бронедрезины и поставленные на рельсы броневики – всё шло в ход.
Горячее противостояние иногда выливалось и в дуэли бронепоездов, как в случае с боем против красноармейского № 3, которым, кстати, командовала единственная в истории женщина-командир бронепоезда, эсерка-максималистка Л.Г.Мокиевская-Зубок. Девушка погибла, а красноармейский бронепоезд был захвачен. Затем «Офицер» повторил свой подвиг, захватив еще один красноармейский бронепоезд – «2-й Сибирский бронированный поезд». Бронепоезд белых «Единая Россия» и тот же «Офицер» даже смогли взять город Курск без поддержки других видов войск.
Свои бронепоезда имелись и у украинских формирований, и у анархистов-махновцев, и даже у чехословацкого корпуса был один – «Orlik». Бронепоезда сослужили большую службу Красной Армии и вернули себе право называться мощным, а иногда и решающим оружием в сухопутной войне. Между двумя войнами в нашей стране шло активное развитие бронепоездов, и к новой войне СССР подошел будучи отлично вооруженной стальными монстрами страной. Не отставали и другие участники Второй мировой.
Против авиации и танков
Стремительное развитие других видов вооружения, особенно авиации, делало применение бронепоездов ещё более рискованным делом. Танки или бомбардировщики теперь смогли оказывать эффективное сопротивление бронированным гигантам железных дорог. Однако и их вооружение, и броня в межвоенный период совершенствовались. К началу Великой Отечественной войны РККА имела на вооружении до 53 бронепоездов лёгкого и тяжелого типа. Советский бронепоезд типа БП-35 владел свыше 38 бронеплощадками с вооружением. Противотанковые и пехотные орудия, зенитные пушки и пулеметы – бронепоезд стал грозной силой, которую предстояло проверить в схватке с серьезным противником.
Начало войны стало для наших бронепоездов не очень удачным: быстрое продвижение противника, захват станций и порча путей, а также неудачная тактика применения сводили на нет преимущества стальных гигантов.
Однако уже с 1942 года они используются более успешно. Особо отличился в это время бронепоезд «Железняков», применявшийся как самоходная артиллерийская и зенитная батарея при героической обороне Севастополя.
Бессмертный подвиг совершил известный бронепоезд «Московский метрополитен», построенный на средства работников метрополитена, в героическом бою у станции Прохоровка за несколько дней до грандиозного танкового сражения. Советский бронепоезд вступил в бой с вражеской авиацией и танками, уничтожив четыре самолета и шесть танков противника.Отличились и известные бронепоезда«Илья Муромец»и «Козьма Минин», встретившие конец войны в 50 км от Берлина.
Советские бронепоезда проделали большой эволюционный путь. Их вооружение составляли танковые башни, поставленные на броневагоны, зенитные пушки и пулеметы разных типов и даже установки залпового огня, знаменитые «Катюши». Такой поезд был действительно грозным противником. Ближе к концу войны бронепоезда сосредоточились на обеспечении противовоздушной обороны станций, путей и составов. Хотя даже в конце войны случилась дуэль советских бронепоездов 31-го дивизиона против немецкого бронепоезда, названного в честь фюрера. Немцы бой проиграли.
Противник, к слову, тоже использовал бронепоезда и бронедрезины особой конструкции. Применял десанты, спускаемые танки и броневики, но по большей части для противопартизанских действий. В Европе же бронепоезда почти не использовали. Бельгийские, польские и французские бронегиганты попали в руки немцев и также несли охранную службу.
К концу войны Красная Армия имела на вооружении до 140 бронепоездов, многие из которых покрыли свою службу подвигами и славой. Но окончившаяся война стала по большей части завершением карьеры сухопутных крейсеров.
После войны
Годы шли, и на вооружении армий мира совсем не осталось былых стальных монстров, занявших почетные места в музеях. Если бы не одно событие. Советско-китайские отношения резко осложнились в 60-е годы, вслед за конфликтом на о. Даманском. Обстановка могла ухудшиться, и руководство Советской армии заказало Харьковскому заводу тяжелого машиностроения четыре бронепоезда БП-1. Чтобы контролировать большие и протяженные пространства Сибири и границы с КНР, был построен современный и хорошо вооруженный бронепоезд: десант, самодвижущиеся и по рельсам, и по обычным дорогам БТР, даже танки (включая плавающие), мощное артиллерийское и зенитное вооружение. БП-1 стал вершиной в эволюции бронепоездов. Кстати, подобные ему конструкции применялись и в XXI веке в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе. И сейчас два бронепоезда железнодорожных войск России, наследника БП-1, стоят на вооружении в нашей стране.
Конечно, есть ещё и окутанные ореолом тайны БЖРК – замаскированные под обычный поезд пусковые установки ядерных межконтинентальных баллистических ракет, но это уже совсем другая история. Главное, что бронепоезда, стальные монстры сухопутных сражений, оказали большое влияние на ведение войн, особенно в первой половине XX века, а их основным эксплуатантом, так уж вышло, была наша страна. Поэтому, смотря в музеях на грозные тела тяжелых и мощных наших бронепоездов, следует помнить: они достойны нашего внимания не меньше, чем легендарная «тридцатьчетверка».
Обложка:winallos.com