Сергей Черняховский. Артдокфест. «Бунт и война против цивилизации»

6/28/2018

В чем Манский прав: если власть разорвет с элитой, то есть, в частности, лидерами общественного мнения, а затем разорвет и с обществом – это окажется ее концом

Организаторы неформатного фестиваля Артдокфест объявили о переносе части своей программы в Ригу. Туда, где и живет с 2015 года его основатель и организатор Виталий Манский, с определенного момента начавший явно раздражать и большую часть общества в России, и собственно нынешнюю российскую власть.

Сергей Черняховский. Артдокфест. «Бунт и война против цивилизации»

Виталий Манский. Фото с сайта artdocfest.com

Официально главные задачи кинофестиваля – неформатное кино и развитие киноязыка. Определенный апогей – показ в 2017 году в рамках фестиваля откровенно неонацистских фильмов. Результатом оказались протестные акции прямого действия, депутатские запросы в правоохранительные органы о проверке кинофестиваля на экстремизм, судебные иски и штрафы.

Но поссорился Манский с Минкультом еще за несколько лет до этого, когда Мединский открыто объявил, что пока он министром остается, этот фестиваль с его антигосударственными фильмами государственную поддержку получать не будет.

Кто-то может риторически запрашивать, на каком основании министр культуры объявил фильмы фестиваля и деятельность Манского антигосударственной – и можно завязать увлекательную политико-философскую дискуссию. Только среди прочего есть и простой ответ: на том основании, что ему как министру поручено разрабатывать и осуществлять государственную политику в области культуры, и он считает, что данный фестиваль и данная деятельность Манского являются антигосударственными.

Как было сказано в старом и великолепном советском фильме «Частная жизнь»: «У министра свои резоны. На то он и министр».

Станет министром культуры РФ Манский – получит право по-своему судить, что антигосударственным является, а что им не является. Но что-то подсказывает, что пока Россия остается Россией и мнение общества играет роль в формировании власти и выборах президента, Манский министром культуры в РФ никогда не будет.

Если Манский не верит, пусть на следующих выборах президента в 2024 году или хотя бы в сентябре этого года на выборах мэра Москвы попробует выдвинуть свою кандидатуру – и он сможет замерить отношение к себе.

Но интереснее другое. Перенос части фестиваля в Ригу организаторы объясняют в первую очередь переназначением Мединского на посту министра культуры. Что само по себе логично: сказал же последний, что пока он министр, Манский от государства денег не получит.

И Манский знает, что в России он их от государства не получит. И еще он знает, что в России он открывать дорогу на экран фильмам с матом и тем более фильмам с пропагандой нацизма и неонацизма не сможет. Он и переносит «неформатную часть» фестиваля туда, где это показывать можно: в столицу государства, где нацизм и неонацизм официально поощряются, где власти ведут враждебную России политику, открыто утверждают в жизни форматы апартеида и расизма, закрывают русскоязычные школы и по возможности запрещают говорить по-русски.

Все логично – Манский уехал туда уже несколько лет назад и туда же переносит ту часть фестиваля, которая, как понимает, в России вызовет протесты общества. Потому что жить в стране с неонацистской общественной атмосферой ему комфортнее, чем жить в России.

И, что еще важнее и интереснее, попытался подвести под свою позицию политико-философскую базу: «Конец — это когда государство, подменяя культуру пропагандой, потеряет связь сперва с элитами и как следствие — с обществом. Идеальная почва для бунта или войны с цивилизацией в целом, в которой поражение неминуемо. Культура призвана формировать и подготавливать общество к эволюции. Иначе только революция» (https://echo.msk.ru/blog/mansky/2204782-echo/).

С теми или иными утверждениями этого декларирования можно соглашаться, а можно и спорить – например, культура не менее часто готовила общество именно не к эволюции, а к революции.

И не из ничего не вытекает, что это плохо, если это революция – то есть прорыв и выход на более высокую стадию развития, - а не майданно-болотный погром, обрушивающий страну в нечто украино-ливийско-образное.

А то, что Манский называет «эволюцией, которой культура готовит общество», если под культурой иметь в виду то, что культурой называет он – скорее не эволюция, а деградация. Потому что именно провозглашаемое им «культурой» и есть поминаемые им «бунт или война с цивилизацией».

Говоря, что государство, благодаря своей политике, «потеряет связь сперва с элитами и как следствие — с обществом», он имеет в виду, что государство, то есть существующая государственная власть, потеряет связь с ним, с такими как он, а потом – с почитателями их творчества.

И не понимает, что относить себя и таких, как он, к элите – на деле необоснованная самоуверенность. Элита - это не те, кто себя ею объявляет. Это даже не «лучшие», а те, кто обладает возможностью и авторитетом для принятия ключевых решений: в политике, искусстве, экономике и т.д.

Он и такие, как он, ни возможностью, ни авторитетом не обладает. Потому что авторитет – это уважение в широких массах и обладание моральной значимостью для них. И для художественной элиты - создание произведений, которые любят и в которых купается большинство.

Точно так же, как почитатели деятельности Манского и таких, как он, любящих на экране мат, кровь, грязь и нацизм, - не есть общество, не есть большинство, не есть даже его значимое меньшинство. Скорее – его деграданты.

Художник может находиться в разных отношениях с властью и обществом. Он может быть любим обоими. Он может быть обласкан властью и презираем народом. Он может быть любим народом и преследуем властью. Манский – в особом положении: его не любит власть и одновременно мероприятия срывают зрители – представители общества.

Можно спорить, нужно ли срывать фильм, который тебе не нравится – или на него просто не нужно ходить.

Только если показ некого фильма или серии фильмов оскорбляет мораль и ценностные основания общества – либо власть должна эти показы пресекать, либо общество будет это делать через своих активистов.

Потому что, в чем Манский прав, если власть разорвет с элитой, то есть, в частности, лидерами общественного мнения, а затем разорвет и с обществом – это окажется ее концом. И может привести к бунту и войне против цивилизации в целом, в которой поражение неминуемо.

Поэтому государство и не дает денег Манскому, который готовит и латентно ведет этот «бунт и войну против цивилизации» - благо государство и конкретно Мединский как министр культуры выступают на стороне цивилизации, а Манский и его почитатели - на стороне бунта и войны.

И уехал последний именно в ту страну, в которой сегодня укрепляют культ нацизма, то есть культ той самой войны против культуры и цивилизации, которую вели нацисты и почитаемые сегодня в Латвии легионы Ваффен-СС.

© KM.RU