Сергей Черняховский. Артдокфест. «Бунт и война против цивилизации»

В чем Манский прав: если власть разорвет с элитой, то есть, в частности, лидерами общественного мнения, а затем разорвет и с обществом – это окажется ее концом
Организаторы неформатного фестиваля Артдокфест объявили о переносе части своей программы в Ригу. Туда, где и живет с 2015 года его основатель и организатор Виталий Манский, с определенного момента начавший явно раздражать и большую часть общества в России, и собственно нынешнюю российскую власть.
Виталий Манский. Фото с сайта artdocfest.com
Официально главные задачи кинофестиваля – неформатное кино и развитие киноязыка. Определенный апогей – показ в 2017 году в рамках фестиваля откровенно неонацистских фильмов. Результатом оказались протестные акции прямого действия, депутатские запросы в правоохранительные органы о проверке кинофестиваля на экстремизм, судебные иски и штрафы.
Но поссорился Манский с Минкультом еще за несколько лет до этого, когда Мединский открыто объявил, что пока он министром остается, этот фестиваль с его антигосударственными фильмами государственную поддержку получать не будет.
Кто-то может риторически запрашивать, на каком основании министр культуры объявил фильмы фестиваля и деятельность Манского антигосударственной – и можно завязать увлекательную политико-философскую дискуссию. Только среди прочего есть и простой ответ: на том основании, что ему как министру поручено разрабатывать и осуществлять государственную политику в области культуры, и он считает, что данный фестиваль и данная деятельность Манского являются антигосударственными.
Как было сказано в старом и великолепном советском фильме «Частная жизнь»: «У министра свои резоны. На то он и министр».
Станет министром культуры РФ Манский – получит право по-своему судить, что антигосударственным является, а что им не является. Но что-то подсказывает, что пока Россия остается Россией и мнение общества играет роль в формировании власти и выборах президента, Манский министром культуры в РФ никогда не будет.
Если Манский не верит, пусть на следующих выборах президента в 2024 году или хотя бы в сентябре этого года на выборах мэра Москвы попробует выдвинуть свою кандидатуру – и он сможет замерить отношение к себе.
Но интереснее другое. Перенос части фестиваля в Ригу организаторы объясняют в первую очередь переназначением Мединского на посту министра культуры. Что само по себе логично: сказал же последний, что пока он министр, Манский от государства денег не получит.
И Манский знает, что в России он их от государства не получит. И еще он знает, что в России он открывать дорогу на экран фильмам с матом и тем более фильмам с пропагандой нацизма и неонацизма не сможет. Он и переносит «неформатную часть» фестиваля туда, где это показывать можно: в столицу государства, где нацизм и неонацизм официально поощряются, где власти ведут враждебную России политику, открыто утверждают в жизни форматы апартеида и расизма, закрывают русскоязычные школы и по возможности запрещают говорить по-русски.
Все логично – Манский уехал туда уже несколько лет назад и туда же переносит ту часть фестиваля, которая, как понимает, в России вызовет протесты общества. Потому что жить в стране с неонацистской общественной атмосферой ему комфортнее, чем жить в России.
И, что еще важнее и интереснее, попытался подвести под свою позицию политико-философскую базу: «Конец — это когда государство, подменяя культуру пропагандой, потеряет связь сперва с элитами и как следствие — с обществом. Идеальная почва для бунта или войны с цивилизацией в целом, в которой поражение неминуемо. Культура призвана формировать и подготавливать общество к эволюции. Иначе только революция» (https://echo.msk.ru/blog/mansky/2204782-echo/).
С теми или иными утверждениями этого декларирования можно соглашаться, а можно и спорить – например, культура не менее часто готовила общество именно не к эволюции, а к революции.
И не из ничего не вытекает, что это плохо, если это революция – то есть прорыв и выход на более высокую стадию развития, - а не майданно-болотный погром, обрушивающий страну в нечто украино-ливийско-образное.
А то, что Манский называет «эволюцией, которой культура готовит общество», если под культурой иметь в виду то, что культурой называет он – скорее не эволюция, а деградация. Потому что именно провозглашаемое им «культурой» и есть поминаемые им «бунт или война с цивилизацией».
Говоря, что государство, благодаря своей политике, «потеряет связь сперва с элитами и как следствие — с обществом», он имеет в виду, что государство, то есть существующая государственная власть, потеряет связь с ним, с такими как он, а потом – с почитателями их творчества.
И не понимает, что относить себя и таких, как он, к элите – на деле необоснованная самоуверенность. Элита - это не те, кто себя ею объявляет. Это даже не «лучшие», а те, кто обладает возможностью и авторитетом для принятия ключевых решений: в политике, искусстве, экономике и т.д.
Он и такие, как он, ни возможностью, ни авторитетом не обладает. Потому что авторитет – это уважение в широких массах и обладание моральной значимостью для них. И для художественной элиты - создание произведений, которые любят и в которых купается большинство.
Точно так же, как почитатели деятельности Манского и таких, как он, любящих на экране мат, кровь, грязь и нацизм, - не есть общество, не есть большинство, не есть даже его значимое меньшинство. Скорее – его деграданты.
Художник может находиться в разных отношениях с властью и обществом. Он может быть любим обоими. Он может быть обласкан властью и презираем народом. Он может быть любим народом и преследуем властью. Манский – в особом положении: его не любит власть и одновременно мероприятия срывают зрители – представители общества.
Можно спорить, нужно ли срывать фильм, который тебе не нравится – или на него просто не нужно ходить.
Только если показ некого фильма или серии фильмов оскорбляет мораль и ценностные основания общества – либо власть должна эти показы пресекать, либо общество будет это делать через своих активистов.
Потому что, в чем Манский прав, если власть разорвет с элитой, то есть, в частности, лидерами общественного мнения, а затем разорвет и с обществом – это окажется ее концом. И может привести к бунту и войне против цивилизации в целом, в которой поражение неминуемо.
Поэтому государство и не дает денег Манскому, который готовит и латентно ведет этот «бунт и войну против цивилизации» - благо государство и конкретно Мединский как министр культуры выступают на стороне цивилизации, а Манский и его почитатели - на стороне бунта и войны.
И уехал последний именно в ту страну, в которой сегодня укрепляют культ нацизма, то есть культ той самой войны против культуры и цивилизации, которую вели нацисты и почитаемые сегодня в Латвии легионы Ваффен-СС.
© KM.RU
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.
Памятные даты военной истории России
Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России