Как это было?

Семь фактов из истории морской авиации России

В честь каких событий военно-морские летчики нашей страны отмечают свой профессиональный праздник 17 июля

17 июля морские летчики России отмечают свой профессиональный праздник в честь первой победы русской военно-морской авиации в годы Первой мировой войны. Праздничный день назначен приказом главнокомандующего ВМФ России еще в 1996 году, и с тех пор дата уже стала привычной. Но в действительности знаменитый воздушный бой состоялся на 13 дней раньше, да и обстоятельства его были несколько иными, чем принято упоминать.

1. Тринадцать лишних дней

Настоящая дата воздушного боя, ставшего поводом для назначения профессионального праздника морских летчиков России, — 21 июня 1916 года по старому стилю, или 4 июля по новому стилю. 21 июня четыре русских гидроплана М-9 вступили в воздушный бой с тремя германскими гидросамолетами «Фридрихсхафен» FF.33 и летающей лодкой «Бранденбург» FB. Первым на перехват вражеских самолетов вылетел подпоручик Александр Извеков — и погиб, когда его гидроплан загорелся после попадания в бензобак и рухнул в море. Три других русских летчика — мичманы Геннадий Карцов и Борис Щепотьев и лейтенант Сергей Петров — навязали немцам встречный воздушный бой и в итоге подбили два германских гидроплана, а один сбили. Он упал в воду поблизости от русских кораблей, которые подобрали его членов экипажа: летчика лейтенанта цур зее фон Зибурга и наблюдателя обермата Майера; сняли с него пулемет и приборы, а потом затопили. Именно дата 21 июня 1916 года фигурирует в архивных материалах и исследованиях, посвященных истории отечественной морской авиации. А ошибка в приказе главкома, судя по всему, появилась потому, что готовившие документы офицеры приняли уже рассчитанную по новому стилю дату боя — 4 июля 1916 года — за дату по старому стилю и по привычке прибавили к ней тринадцать дней.

Капитан-майор ВМС Эстонии Борис Щепотьев, начало 1930-х годов. К этому времени он один остался в живых из участников воздушного боя над Балтикой 21 июня 1916 года

Капитан-майор ВМС Эстонии Борис Щепотьев, начало 1930-х годов. К этому времени он один остался в живых из участников воздушного боя над Балтикой 21 июня 1916 года

Источник: https://www.ourbaku.com


2. «Трехлинейка» и «маузер» — оружие морских летчиков

Первый воздушный бой морские летчики России провели почти годом ранее — 20 (7 ст.ст.) июля 1915 года. В этот день в воздухе над Балтикой встретились и попытались сбить друг друга из личного оружия летчиков и наблюдателей (иного на гидропланах не оказалось) русский и германский военно-морские самолеты. Участником боя с нашей стороны были летчик лейтенант Сергей Лишин и наблюдатель унтер-офицер Николай Смолин. Этому экипажу на гидроплане французского производства FBA пришлось в одиночку вступить в схватку с двумя германскими гидропланами «Фридрихсхафен» FF.33. Как писал в своем рапорте лейтенант Лишин, «в 5 ч. 40 мин. я с унтер-офицером Смолиным поднялся на аппарате ФБА, имея при себе трехлинейный карабин и пистолет «Маузера»… На 1550 м я разошёлся с одним из аппаратов, обмениваясь выстрелами. Механик Смолин стрелял из карабина, а я из пистолета». В результате такой воздушной перестрелки русскому самолету удалось отогнать от эскадры оба германских гидроплана и вернуться на базу с минимальными потерями: «У аппарата крыло прострелено в двух местах и легко тронут винт, но аппарат через полчаса после его прилета был опять готов к полету».

На таких гидропланах французского производства FBA русские морские летчики приняли свои первые воздушные бои в 1915 году

На таких гидропланах французского производства FBA русские морские летчики приняли свои первые воздушные бои в 1915 году

Источник: http://www.airforce.ru


3. Первый полет морской авиации

Датой этого знаменательного события надо считать 16 сентября 1910 года, а местом — аэродром, незадолго до того разместившийся под Севастополем на Куликовом поле, где еще совсем недавно проводились военные смотры. Именно отсюда утром поднялся в воздух самолет французской постройки «Антуанетт-4», которым управлял лейтенант Станислав Дорожинский — начальник воздухоплавательной команды Черноморского флота. Самолет он незадолго до этого приобрел во Франции на деньги Морского ведомства для нужд военно-морского флота России. Так в одном месте и в одно время сошлись три элемента, необходимых, чтобы говорить о появлении морской авиации: морской офицер, ставший летчиком, аэроплан, являвшийся собственностью Морского министерства, и оно само как структура, организовавшая покупку и полет. Всего два года понадобилось морскому ведомству, чтобы оценить все преимущества, которые дает ему обладание собственной авиацией. Решение о формировании первых авиационных частей флота было принято 2 июня 1912 года и оформлено распоряжением вице-адмирала Александра Ливена, занимавшего пост начальника Морского генерального штаба. Первая из этих частей, Опытная авиационная станция, начала свою работу через два месяца, 6 августа. В этот день на Васильевском острове в Гребном порту был спущен на воду гидроплан, на несколько лет ставший единственной матчастью станции.

Лейтенант Станислав Дорожинский — моряк, совершивший первый полет в истории морской авиации русского военного флота

Лейтенант Станислав Дорожинский — моряк, совершивший первый полет в истории морской авиации русского военного флота

Источник: http://авиару.рф


4. Первый командующий морской авиацией России

Весной 1914 года в структуре Морского генерального штаба России появилось авиационное отделение, задачей которого стала координация всех вопросов, связанных с развитием морской авиации. Начальником отделения был назначен лейтенант Александр Тучков, один из энтузиастов и сторонников развития авиации ВМФ. Выпускник Морского кадетского корпуса, который он окончил в 1904 году, он уже в 1911 году стал одним из слушателей Севастопольской офицерской авиационной школы, через которую прошли многие первые морские летчики России. Авиационный опыт и выдающиеся штабные способности и явились причиной того, что лейтенант Тучков стал первым в истории России начальником ее военно-морской авиации. На этом посту он находился до самой Октябрьской революции, успев дослужиться до звания капитана второго ранга и стать начальником первого в России специализированного учебного заведения для морских летчиков — Офицерской школы морской авиации в Петрограде.

Лейтенант Александр Тучков, ставший первым командующим русской морской авиацией, был курсантом Севастопольской офицерской школы летчиков

Лейтенант Александр Тучков, ставший первым командующим русской морской авиацией, был курсантом Севастопольской офицерской школы летчиков

Источник: https://www.shukach.com


5. Где учились морские летчики Российской империи

Петроградская Офицерская школа морской авиации была сформирована к 28 июля 1915 года, и уже осенью состоялся первый выпуск ее слушателей: 16 офицеров, унтер-офицеров, рядовых и вольноопределяющихся получили звание «морской летчик», став первыми дипломированными пилотами этой специальности в России. Тогда же в Баку было открыто отделение петроградской школы морских летчиков: здесь, на юге, можно было вести обучение круглогодично, в отличие от замерзающей зимой Балтики. 27 апреля (ст.ст.) 1916 года бакинское отделение выпустило 21 слушателя — два десятка офицеров и одного нижнего чина: все они получили звания морских летчиков. А к январю 1917 года в русском флоте числилось уже 102 обладателя этого звания, многие из которых являлись выпускниками Петроградской и Бакинской (она к тому времени стала самостоятельным учебным заведением) Офицерских школ морской авиации.

Вид на пристань, ангар и учебные самолеты бакинской Офицерской школы морской авиации, 1916 год

Вид на пристань, ангар и учебные самолеты бакинской Офицерской школы морской авиации, 1916 год

Источник: https://azerhistory.com


6. Бакинцы в небе над Балтикой

Выпускниками Бакинской школы были все четверо летчиков — участников воздушного боя 21 июня 1916 года: подпоручик Александр Извеков, мичман Геннадий Карцов, лейтенант Сергей Петров и мичман Борис Щепотьев. Александр Извеков погиб в этом бою, так и не успев дослужиться до высоких чинов и наград. На полтора года пережил его Сергей Петров: он дослужился до звания старшего лейтенанта, командовал отдельным корабельным отрядом воздушной дивизии Балтийского флота и погиб от случайного выстрела в начале 1918 года в Баку, куда вернулся на должность начальника своей альма-матер. 20 апреля 1921 года был расстрелян участник Кронштадтского восстания лейтенант Геннадий Карцов, который после революции решил пойти на службу в РККФ. А мичман Борис Щепотьев дожил до начала 1960-х, успев послужить в Красной и Белой армиях, дослужившись до чина капитан-майора (капитан 3-го ранга) морской авиации ВМФ Эстонии и отсидев десять лет в Ныроблаге в Пензенской области.

Воздушный бой 21 июня 1916 года русские морские летчики приняли на таких же летающих лодках М-9 конструкции Дмитрия Григоровича с единственным курсовым пулеметом

Источник: http://www.airwar.ru


7. Первый русский авианосец

Все четверо выпускников-бакинцев, участников воздушного боя 21 июня 1916 года, состояли в авиаотряде гидроавиатранспорта «Орлица». Формально он не был авианосцем, поскольку не имел палубной авиации и полетной палубы, но именно с него начинается история русских авианесущих кораблей. Построенный в 1903 году в Англии как грузопассажирский пароход, он поначалу назывался «Вологда», после смены владельцев стал «Императрицей Александрой», а когда его купило Морское ведомство и переоборудовало под авианесущий корабль, получил имя «Орлица». Основу авиаотряда транспорта поначалу составляли пять французских гидропланов FBA, а потом их сменили российские гидропланы М-9 конструкции Дмитрия Григоровича. И те и другие могли подниматься в воздух только с воды, поэтому на «Орлице» их хранили в палубных ангарах и в трюме, а спускали за борт и поднимали обратно бортовыми кранами. До конца Первой мировой войны «Орлица» была единственным авианесущим кораблем Балтийского флота. После Октябрьской революции ее разоружили, переименовали в пароход «Совет» и в 1930 году перевели на Дальний Восток, где он трудился до списания в 1964 году.

Гидроавиатранспорт «Орлица» — первый в отечественной истории авианесущий корабль

Гидроавиатранспорт «Орлица» — первый в отечественной истории авианесущий корабль

Источник: http://www.airforce.ru


Обложка фото: https://www.pinterest.se/


Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 492
2 Комментария

Старшов Юрий

Не соглашусь с автором в том, что "Орлица" стала первым русским авианосцем. Если говорить о гидротранспортах, то еще до Первой мировой войны было проведено переоборудование крейсера 2-го ранга "Алмаз" на Черном море. "Орлица" до мобилизации именовалась не "Императрица Мария", а "Императрица Александра".

Козин Игорь

Спасибо за статью! Светлая память тем, с кого начиналась наша Морская авиация.