Село Деулино (история и памятники)

12/17/2018

Село Деулино является одним из памятных мест Европы. Столь известным оно стало благодаря тому, что на его землях 1 (11) декабря 1618 г. было заключено перемирие между Российским государством и Речью Посполитой, положившее конец интервенции Польско-Литовского государства и Смутному времени. В России наступил долгожданный мир.

Село расположено на невысоком холме рядом с дорогой, связывающей Сергиев Посад с Угличем. Местонахождение поселения на холме и около большой дороги, в стороне от Троице-Сергиева монастыря и села Сваткова, где располагались польско-литовские послы, послужило причиной выбора его в качестве места переговоров.

В настоящее время село числится в составе Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, территориально в его южной трети, которая со времен Ивана Калиты входила в состав московских земель в качестве Радонежской волости.

Время основания Деулино неизвестно. Поселение впервые было упомянуто в одном из хозяйственных документов 1542/43 г. как деревня Дегулинская, входившая в состав земель Троице-Сергиева монастыря[1]. Поселение возникло, предположительно, в течение XIV–XV вв. Эти столетия были периодом наиболее интенсивного заселения подмосковных земель, сопровождаемого их переходом в вотчинное и поместное владение. К началу XVI в. вся территория Радонежской волости была покрыта починками, деревнями и селами, окружавшими распаханные поля. Лес сохранялся только вдоль рек и крупных оврагов. Ко времени первых упоминаний Деулино в документах в его окрестностях насчитывались 15 поселений[2].

Деулино расположено на безводной вершине холма, у основания которого берут свои начала реки Веля, Кончура и Каменка, один из притоков реки Куньи. Такое неудобное в сельскохозяйственном отношении нахождение деревни, возможно, связано с тем, что поселение стало деревней после перехода холма во владение Троице-Сергиева монастыря. Ранее на его месте, вероятно, располагался сторожевой пункт, с которого контролировался прилегающий участок Угличской дороги. Ввиду особенностей местоположения деревни ее жители вплоть до начала XXI в. использовали в качестве водных источников пруд и колодцы.

До XVII в. деревня называлась как Дегулинская, Девулино, Деулино[3]. С XVII в. и до наших дней поселение носит название Деулино. После заключения в нем перемирия и постройки храма оно отмечалось в документах как село, а к названию Деулино стали добавлять «Мирное тож»[4], но с XVIII в. подобное двойное название вышло из употребления.

Во второй половине XVI в. большинство подмосковных поселений стало запустевать в результате последствий опричнины и Ливонской войны. Этот процесс усилился в период Смутного времени начала XVII в. Деревня Деулино запустела во время Смуты. В документах 1613/14 г. она упоминается в качестве троицкой пустоши, «что была деревня»[5], но уже весной 1617 г. вновь начинает отмечаться как деревня[6]. Почти одновременно с ней из 15 некогда окружавших ее поселений возродились существующие по настоящее время деревни Бубяково и Степково.

Для XIV–XVII вв. характерно интенсивное освоение подмосковных земель, выразившееся, в частности, в непрерывном росте мелких поселений. В XVII в. из этих поселений возродилась примерно десятая часть деревень, селец и сел. Сложившаяся в течение этого столетия количественная структура сельских поселений в общих чертах сохранилась до наших дней. Для развития поселений XVII–XX вв. характерно при их незначительно меняющемся количестве рост числа дворов.

В селе Деулино в начале 1620-х годов числились 14 дворов крестьян и бобылей[7], в 1684 г. – 22 крестьянских и бобыльских двора[8], в 1773 г. – 24 крестьянских двора[9], в 1859 г. – 28 дворов[10], в 1924 г. – 42 хозяйства[11], в 1955  г. – 90 хозяйств, в 1975 г. – 94 хозяйства, в 1983 г. – 85 дворов, в 1994 г. – 54 постоянных хозяйства.

Часть запустевших окрестных пустошей использовалось деулинскими крестьянами по февраль 1764 г. в качестве сенокосных или лесных угодий, взятых в оброк у троицких властей[12]. Средств, тем не менее, не хватало и жители села промышляли продажею сена и дров в Москве[13]. В 1764 г. в результате секуляризации Деулино вошло в состав государственных поселений, что лишило его жителей возможности использовать соседние пустоши. Рост числа деулинцев при сохраняющемся количестве земельных угодий к началу XX в. еще больше ухудшил их положение. Своего хлеба хватало только до масленицы. Одним из основных промыслов жителей села в первые десятилетия XX в. являлся вывоз дров[14]. Рядом с селом в 1899 г. был устроен кирпичный завод, на котором трудились свыше двух десятков деулинцев.

В настоящее время Деулино представляет собой полусельское – полудачное поселение.

Власти Троице-Сергиева монастыря решили отметить заключение перемирия постройкой в деревне храма, посвященного преподобному Сергию Радонежскому. Ее освятили в годовщину подписания договора 1(11) декабря 1619 г[15]. Храм был, согласно его первому описанию 1620-х годов «деревян, клецкий, вверх»[16], т.е. его нижняя часть представляла собой четверик, на который был поставлен восьмигранный шатер. В 1614 г. подобный по форме Никольский храм был устроен в подмонастырском селе Клементьеве[17] и такой же Успенский храм в 1619 г. в троицком селе Подсосенье на реке Торгоше[18].

Сергиевская церковь была выстроена из сосновых бревен, имевших «в отрубе» 35 см, плотно притесанных без использования прокладок из моха и пакли. Ее основу составлял собственно храм, нижняя часть которого представляла собою высокий прямоугольный сруб 19 м в длину и 17 м в ширину. Над двускатной крышей сруба возвышался восьмиугольный глухой барабан, завершенный небольшим граненым шатром, на котором была укреплена главка с крестом. С востока к храму примыкал пятистенный прирубной алтарь, который имел в длину и ширину около 13,5 м, а с запада более низкая и широкая трапезная 20 м в длину и 21 м в ширину. За трапезной возвышалась выстроенная на небольшом отдалении от последней восьмигранная колокольня с открытой площадкой для колоколов. Ее венчал высокий глухой шатер с маленькой главкой. Сооружение представляло собой новый для того времени тип церковного здания с горизонтальной и вертикальной композиционными осями. Более характерными для начала XVII в. продолжали оставаться церкви клетского типа с одной горизонтальной композиционной осью.

Сергиевская церковь села Деулино стала одним из первых российских памятников, посвященных событиям Смутного времени. Вслед за ней в 1619–1626 гг. в подмосковном дворцовом селе Рубцове на реке Яузе в честь отражения штурма польско-литовскими отрядами столицы в ночь на 1 октября 1618 г. была поставлена сначала деревянная, а затем каменная Покровская церковь.

Деулинская церковь, судя по документам, простояла без ремонта свыше 200 лет. В мае 1849 г. священник храма Евфимий Петров вместе с церковным старостой и причтом обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету с прошением разрешить провести побелку церкви и, утеплив стены трапезной, устроить в последней «приделец для служения в зимнее холодное время»[19].

Митрополит, получив из консистории это прошение, дал послушание наместнику Лавры архимандриту Антонию осмотреть церковь в Деулино. В конце мая наместник посетил село и тщательно обследовал состояние церкви. В ходе осмотра здания он обнаружил, что древний антиминс с мощами лежал под престолом.

Митрополит Филарет приказал послать священника на 3 дня в Спасо-Вифанский монастырь «для молитвы и для наставления к благочестивейшему обращению со святынями», а антиминс перенести в Лавру «для хранения с ризничными предметами преподобных Сергия и Никона», а в Деулинскую церковь «для памяти дать с находящегося на сем святом антиминсе надписания засвидетельствованный список».

Антиминс 1619 г. согласно указу Учрежденного собора Лавры от июня 1849 г. был перенесен в монастырскую ризницу, благодаря чему сохранился до наших дней. Он представляет собой небольшого размера (17х16 см) кусок неотбеленного льняного холста. На его лицевой части рукописная запись полууставом в 12 строк: «Освятися олтарь господа нашего Иисуса Христа в церковь преподобнаго отца нашего Сергия Чюдотворца при державе государя царя и великаго князя Михаила Федаривича всея Руси и святеишем Филарете патриархе Московском и всея Руси живоначальные Троицы Сергиева монастыря архиморитомъ Дионисиемъ лета сто двадесять асмаго индито г»[20].

С организацией музея на основе историко-художественных ценностей закрытой Троице-Сергиевой лавры антиминс стал числиться в составе его коллекций.

На прошении священника о ремонте церкви митрополит Филарет написал следующую резолюцию: «Поелику Деулинская церковь преподобного Сергия есть памятник мира и избавления отечества от врагов и бед и потому преимущественно достойна неизменного сохранения; а предлагаемое внутри оштукатурение ее и устроение в ней придела не только изменило бы ее вид, но могло бы повредить и ее прочности; и поелику производство предполагаемой работы могло бы больше повредить иконостасу, начинающему приходить в ветхость, для исправления которого способов теперь не видно: то советовать прихожанам церкви оставить в настоящем виде, а дабы могли иметь для зимы теплую церковь, предложить построение таковой каменной, невысокой, отдельно, чему Лавра может пособить доставлением некоторой части материала»[21].

В августе священник храма вместе с церковным старостой и причтом обратился к митрополиту Филарету с новым прошением. В нем он писал, что причт готов приступить к строительству каменной теплой церкви согласно плану, который был приложен к прошению, но по бедности прихода просит выдать книгу для сбора средств. В книгу священник предлагал включить воззвание к доброхотным деятелям, «так как может быть не всем из усердствующих ко святыням известно обстоятельство, по которому построена наша деревянная церковь»[22].

В ноябре того же года Учрежденный собор Лавры принял решение выделить в качестве пособия на построение церкви в селе Деулино 30 000 кирпичей[23].

В феврале 1850 г. консистория выдала книгу для сбора средств годом на 1 год с одобренным текстом воззвания. Затем подобная книга ежегодно выдавалась до тех пор, пока не был выстроен каменный храм.

В окончательном варианте воззвание гласило:

«К любителям отечества и древней святыни!

Желающим содействовать к поддержанию древних священных храмов, сооруженных в память особенных Божьих благодеяний к России!

Любезные соотечественники!

Кому неизвестны бедствия и опасности, колебавшие Россию в 17 столетии до заключения мира с Польшею? С освобождением Москвы от ляхов и воцарением Михаила Федоровича некоторые из них кончились, иные уменьшились; но еще оставались несчастные следы их: разорение городов и сел, неустройства в общественных сношениях, по местам возмущения; и еще продолжалось главное зло — война с поляками, не хотевшими признавать царя Михаила Федоровича и все еще домогавшимися престола России — война, поддерживавшая все сии неустройства. Наконец угодно было Всевышнему положить предел всем сим бедствиям: в 1618 году в деревне (что ныне село) Деулине в 4-х верстах от обители Преподобного Сергия заключено перемирие с Польшею на 14 лет, послужившее в последствии основанием прочного мира для России. Как во время тягостнейших бедствий произходивших от насильственного владычества поляков, так и пред заключением перемирия, Сергиева лавра принимала сильнейшее участие и в опасностях отечества и в усилиях к избавлению от опасностей. Прежде, одушевляемая заступлением и молитвами Преподобного Сергия, она способствовала избавлению отечества от врагов и увещеваниями, которые разсылала во все пределы России, и пожертвованиями и примирением враждовавших между собою военачальников, и защищениемстен своих от неприятелей; в последствии, в воцаренияМихаила Федоровича, употребила все свое содействие при переговорах о мире, который и был утвержден почти под стенами ее, в селении принадлежащем ей, но не иначе как заступлением и молитвами Преподобного Сергия: ибо во время переговоров о мире последовало некоторым образом сверхъестественное, чудесное переменение сердец врагов наших: поляки, отвергнув мирные условия уполномоченных наших при первом съезде, вдруг неожиданно, (по принесении усердных молитв к Богу в обители Преподобного Сергия со стороны нашей) сами начинают предлагать мир и без дальних прений условливаются в оном. Итак, любезные соотечественники, промысел Божий, желая прославить угодника своего, положил быть как самому началу избавления, так и концу все бед России из недр обители Преподобного Сергия. В благодарность Богу за сие благожелательнейшее для России событие по благословению Святейшего патриарха Филарета Никитича Романова и при ревностном содействии Сергиева монастыря архимандрита Преподобного Дионисия и келаря Авраамия Палицына воздвигнута была в Деулине деревянная церковь во имя Преподобного Сергия, оказавшего столь явные чудеса в избавлении от бед отечества нашего, которая оным же архимандритом Преподобным Дионисием освящена декабря 13-го дня 1620 года, эта церковь пребывает и доселе. Ныне, хотя стены ее еще крепки, но служение и стояние в ней в зимнее время становится крайне затруднительным по причине проницающего в нее ветра и холода, а устроение в ней отопления послужило бы к ускорению ее обветшания и разрушения и могло бы подвергнуть ее опасности пожара. Почему, желая сохранить сей храм сколько возможно дольше в прежнем виде как священный памятник благодарности угодника Божия и благочестивых его современников ко Всевышнему за восстановление благоденствия России, мы, священно- и церковнослужители, равно как и прихожане сей церкви, по внушению и благословению его Высокопреосвященства митрополита Московского и Коломенского и священноархимандрита Филарета, желаем мы, не прекращая священнослужения в прежней церкви в летние месяцы, воздвигнуть близ оной новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса, даровавшего на сем месте в древнее время православному отечеству нашему мир и утверждение. Но, чувствуя свои силы и способы недостаточными к совершению сего предприятия (ибо приход наш состоит не более как из 200 душ бедных крестьян, не занимающихся никакою промышленностью) прибегаем к благотворительности доброхотных дателей, надеясь, что они по благодарному воспоминанию о столь важном событии совершившемся при нашем селении не оставят нас своими благодарными пособиями. Поколику мир и благоденствие общества тесно соединены с миром и благоденствием частных лиц. Посему сие событие столько же относится к каждому из нас, как и к целому отечеству»[24].

В течение 1851–1853 гг. к югу от деревянной церкви был поставлен каменный храм, освященный во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа[25].

Спасская церковь представляет собой крестообразный в плане, бесстолпный одноглавый храм со звоном. По линии восток-запад его длина равна 15 м, по линии север-юг – 20 м. Центральные части фасадов церкви, завершенные треугольными фронтонами, примерно на метр выступают вперед. Их украшают сдвоенные прямоугольные филенки, в поле которых помещены окна с полуциркульными перемычками. Подобные, но уже одинарные филенки с окнами размещены на боковых сторонах ветвей креста. Убранство фасадов здания дополняет венчающий карниз простого профиля. Над парусным сводом средокрестия возвышается восьмиугольный постамент, грани которого украшены горизонтально вытянутыми прямоугольными филенками. На постаменте установлена звонница в виде восьмигранной усеченной пирамиды, на плоской вершине которой укреплен массивный барабан с крестом. Грани звонницы украшены прямоугольной формы филенками. Филенки четырех основных граней, расположенных по странам света, прорезаны арочными проемами. Спасская церковь села Деулино является одним из последних по времени в истории культового зодчества Подмосковья памятником, в котором объединены в одно целое храм и колокольня. Ей предшествовали Духовская церковь 1470-х годов Троице-Сергиева монастыря и Крестовоздвиженская церковь частного села Воздвиженского 1847 г., расположенная в нескольких верстах к юго-востоку от Лавры.

Церковь имела трехъярусный иконостас. В первом ярусе с двух сторон от северных дверей находились иконы преподобного Дионисия и Богородицы. За металлическими царскими вратами помещалась храмовая икона Спаса Нерукотворенного, за южной дверью – преподобного Сергия Радонежского. Выше шел ряд икон, посвященный двунадесятым праздникам. Непосредственно над царскими вратами располагалась икона Спаса Нерукотворенного. В центре третьего яруса помещалась икона Господа Вседержителя с предстоящими Богоматерью и Иоанном Крестителем. Далее с левой стороны шли иконы апп. Филиппа и Варфоломея и апп. Матфея и Фомы; с правой стороны – иконы с изображением Иоанна Богослова и ап. Андрея, а также апп. Петра и Павла. Над иконостасом возвышался крест, по левую сторону которого находились иконы ап. Ионна Богослова и Снятия Господа Иисуса Христа с креста, по правую – иконы Богоматери и Страстей Христовых.

Освещался храм двухъярусным 20-свечовым вызолоченным паникадилом.

Деревянная Сергиевская церковь ввиду ее ветхого состояния[26] все же была отремонтирована в те же 1850-е годы. Здание обшили снаружи тесом, несколько изменив при этом форму барабана и купола. В таком виде церковь была зарисована известным в свое время художником Н. Мартыновым в 1860 г.[27] В 1865 г. Сергиевский храм сгорел дотла. По неизвестным причинам его не стали восстанавливать.

Около Спасской церкви поставили временную колокольню, которая простояла 10 лет. Затем по прошению священника и причта 1875 г. было разрешено построить каменную колокольню. Несколько лет ушло на сбор средств и в начале 1880-х годов к западу от храма по проекту архитектора Л.Н. Львова возвели двухъярусную колокольню.

Квадратная в плане колокольня (5х5 м) имеет открытый нижний ярус, прорезанный с трех сторон арками. Горизонтальные филенки северного и южного фасадов карниза прорезаны круглыми окнами. Второй ярус колокольни прорезают с четырех сторон высокие арки. Завершает колокольню деревянный четырехугольный шатер с крестом.

На колокольне висели 6 колоколов: в 105 пудов 10 фунтов, в 52 пуда 15 фунтов, в 21 пуд, в 7 пудов 18 фунтов, в 4 пуда, в 1 пуд.

Колокольня стояла на расстоянии около 5 м от храма. Между храмом и ней построили узкую трапезную с двускатной крышей.

В конце 1930-х годов Спасская церковь была закрыта. Согласно опросам местных жителей часть ее икон перешла в действующую Ильинскую церковь Загорска. В храме одно время существовал сельский клуб, затем она использовалась в качестве колхозного хранилища.

В 1990 г. разрушающийся храм был передан Троице-Сергиевой лавре. После его ремонта на праздник Рождества Христова в 1991 г. была проведена первая служба. В 2004 г. в храме и притворе были завершены росписи стен. В южной части храма они посвящены житию преподобного Сергия.

Церковь с прилегающей к ней территорией является в настоящее время одним из лаврских подворий. Богослужения в ней проводятся в воскресенье и праздничные дни. К югу от церкви в 1990 г. было устроено кладбище, на котором погребается братия Лавры.

В заключение отметим, что использование села Деулина в качестве туристического объекта в настоящее весьма проблематично. На его бывших полях во втором десятилетии нынешнего века ООО «Деулинские просторы» организовало 4 коттеджных поселка. С юга к селу примыкает кладбище. У южного подножия холма ведется строительство развязки дороги, связывающей в обход Сергиева Посада Ярославское шоссе с Углическим. Единственная возможность донести до туристов историческое значение села Деулина – это установка рядом с оградой церкви нескольких щитов с краткими сведениями о Смутном времени и договоре 1618 г.


[1] Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Далее: НИОР РГБ). Ф. 303. Д. 531. № 195. Л.169.

[2] Российский государственный архив древних актов (Далее: РГАДА). Ф. 1209. Оп. 1. Д. 254. № 168. Л. 157–158.

[3] Писцовые книги Московского государства. Часть первая. Отд. I. СПб., 1872. С. 246; НИОР РГБ. Ф. 303. Д. 599. Л. 190об.

[4] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 260. Л. 177; Д. 275. Л. 125.

[5] Там же. Ф. 1209. Оп.1. Д. 258. Л. 674об.

[6] НИОР РГБ. Ф. 303. Д. 571. № 24. Л. 303об.

[7] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 260. Л. 177–178.

[8] Там же. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 275. Л. 125–127.

[9] Российский государственный военно-исторический архив (Далее: РГВИА). Ф. ВУА. Д. 18859. Л. 121об.

[10] Списки населенных мест Российской империи. Вып. 24. Московская губерния. СПб., 1862. № 2244. С. 92.

[11] Сергиевский уезд Московской губернии. Статистико-экономический сборник. Сергиев, 1924. С. 392.

[12] РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 622. Часть IV. Л. 390–392.

[13] РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18859. Л. 122об.

[14] Центральный исторический архив г. Москвы (Далее: ЦИАМ).Ф. 184. Оп. 10. Д. 2049. Л. 169–170.

[15] Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955. С. 248–249.

[16] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 260. Л. 177.

[17] Там же. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 260. Л. 247.

[18] Там же. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 9806. Л. 909.

[19] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 431. Д. 3. Л. 1об.

[20] Спирина Л.М. Рукописный источник об основании церкви в честь Деулинского перемирия // Археографический ежегодник за 1976 год. М., 1977. С. 197–198.

[21] Там же.

[22] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 431. Д. 3. Л. 9об.

[23] Там же. Л. 18.

[24] ЦИАМ. Ф. 203.  Оп. 431. Д. 3. Л. 10.

[25] Благовещенский И.А. Краткие сведения о всех церквях Московской епархии, в алфавитном порядке исчисленных. М., 1874. С. 65.

[26] Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1854. С. 114.

[27] Подмосковная старина. М., 1889. Вставка между С. 20–21.


Ткаченко Владимир Александрович, заведующий научно-методическим отделом Паломнического центра Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Деулинское перемирие 1618 г.: взгляд через четыре столетия. Материалы конференции, посвященной 400-летию Деулинского перемирия. Москва, 11 декабря 2018 г.