En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Режиссер «Движения вверх»: Мы были обречены что-то придумывать

10.01.2018

Антон Мегердичев в интервью порталу «История.РФ» – о том, что и почему изменено в фильме о финальном матче по баскетболу ОИ-1972.

Спортивные драмы в последнее время пользуются особым успехом у российского кинозрителя. Вспомним хотя бы фильм «Легенда № 17», где в основе сюжета борьба советских хоккеистов с канадской сборной в Суперсерии-1972. Снимать такое кино, конечно, полезно и нужно, ведь когда-то имя хоккеиста Валерия Харламова было на слуху у каждого жителя СССР, а сегодня он и другие спортсмены, перевернувшие историю, увы, менее известны.

Продюсеры «Легенды» решили не останавливаться на достигнутом и выпустили новый фильм о достижениях советских спортсменов. На этот раз в центре внимания Леонида Верещагина, Антона Златопольского и их коллег оказался, возможно, даже более выдающийся успех. Фильм «Движение вверх», который вышел на экраны 28 декабря 2017 года, посвящен баскетбольному матчу между сборными СССР и США. Тогда, в 1972 году, во время Олимпиады в Мюнхене наши спортсмены буквально вырвали победу из рук признанных чемпионов. Исход игры решили последние три секунды – именно их хватило Александру Белову, чтобы совершить победный бросок. Так американские баскетболисты лишились звания «непобедимой» команды, а советская страна еще долго отмечала свой успех.

Картина «Движение вверх» получила высокую оценку Министра культуры РФ Владимира Мединского: он назвал фильм лучшим кино в своем жанре. Кроме того, лента имеет все шансы попасть в тройку самых кассовых российских фильмов: всего за две недели проката картина уже собрала 1,32 миллиарда рублей и вошла в топ-250 «КиноПоиска». Многие из тех, кто сходил на этот фильм, отмечают такие его достоинства, как проработанные характеры героев и интересные, подробно показанные сюжетные линии. Каждый из персонажей раскрывается по ходу фильма, учится взаимодействовать с командой и тренером, а итогом этого взаимодействия является тот самый триумф. Примечательно и то, что эта команда в каком-то смысле олицетворяла собой весь Советский Союз: в ней были и русские, и грузины, и украинцы, и казахи, и белорусы, и литовцы. Без конфликтов не обходилось, но в итоге игроки сработали как одно целое, и у них все получилось.

Режиссер «Движения вверх»: Мы были обречены что-то придумывать

Впрочем, далеко не все зрители и критики оказались настроены так положительно. Некоторые обвинили создателей фильма в искажении фактов, хотя сценарий был написан по одноименной книге Сергея Белова – одного из ключевых игроков той самой легендарной сборной.

Чтобы не ходить вокруг да около, мы решили спросить у самих создателей картины, где и почему они позволили себе проявить фантазию и повредила ли она картине. На вопросы «Истории.РФ» ответил режиссер драмы Антон Мегердичев.

Мы брали реальные события и меняли их во времени

– Антон, поздравляю вас с успешным прокатом картины, она явно в числе фаворитов. Почитала рецензии на фильм «Движение вверх», и, должна заметить, большинство из них положительные. Но есть среди кинокритиков и зрителей те, кто винит вас в искажении фактов и коверканье историй персонажей. Насколько эти придирки обоснованны?

– Я уже неоднократно говорил, что, если мы хотим рассказать легенду и сделать приличное кино, понятное и доступное миллионам наших сограждан, а не только тем, кто в теме, мы обречены что-то придумывать. Сценарист, когда конструирует историю, обречен на некое придумывание для того, чтобы в два часа уместить наиболее яркие эпизоды жизни абсолютно реальных людей. В общем-то, у нас и была такая цель. Сценарий писался таким образом, чтобы быть близким к характеру (персонажей. – Прим. ред.). Это не знак равенства между персонажем фильма и его прототипом, но все-таки мы хотели в той или иной степени «попасть» в характер. Где нам это удалось, а где нет – это уже решать зрителям и критикам. 

Режиссер «Движения вверх»: Мы были обречены что-то придумывать

– Что именно вы изменили и почему?

– Мы позволяли себе брать некие события из жизни этих персонажей и менять их во времени. Условно говоря, мы вставляли в тот или иной временной отрезок событие, которое произошло годом позже, и так далее. Еще раз подчеркиваю: этот фильм снят для всех наших сограждан, любителей и не любителей этой темы. Он сделан для того, чтобы зрители заглянули в интернет и узнали историю, – другим способом это сделать, я считаю, невозможно.

– И тем не менее вы пошли навстречу вдове тренера Владимира Кондрашина: я читала, что ей не понравились многие сцены фильма, и их в итоге вырезали, а персонажу Владимира Машкова, во избежание новых разногласий, даже дали другую фамилию – Гаранжин.

– Да, мы убрали все, что можно было убрать. На мой взгляд, фильм очень здорово изменили с точки зрения художественного произведения, сделали его более ровным. Но почему-то мне кажется, что они (родные Кондрашина. – Прим. ред.) находятся под влиянием каких-то нечистоплотных людей, поскольку продюсерам до конца все равно не удалось договориться с ними.

Режиссер «Движения вверх»: Мы были обречены что-то придумывать

Главное – не внешность, а характер

– Все спортсмены у вас в фильме как на подбор: высокие, хорошо сложенные – настоящие баскетболисты. Сложно было подобрать такой каст?

– Кастинг был непростой, но мы не гнались за внешним сходством. Мы больше всего хотели попасть в образ, в тот характер, который нам нужен в картине. Понимаете, мы не делали «клоунов», мы делали героев. Героев, о которых у нас на тот момент мало кто помнил, а сейчас, я надеюсь, будут помнить.

– Кстати, эту тему отчасти затронул в своем интервью Иван Колесников, сыгравший баскетболиста Александра Белова. Сравнивая «Движение вверх» с фильмом «Легенда № 17», над которым работала та же команда продюсеров, он отметил, что «хоккеем в нашей стране интересуется гораздо больше людей, чем баскетболом», поскольку последний вид спорта «гораздо менее смотрибельный». Вы согласны с этим?

– Справедливости ради, я скажу, что в тот момент, когда выходила «Легенда № 17», фамилия Харламов ассоциировалась с актером Гариком «Бульдогом» Харламовым на порядок выше, чем с хоккеистом. Наше советское прошлое все дальше и дальше от нас. Поэтому вообще делать такие фильмы – сложное дело.

Режиссер «Движения вверх»: Мы были обречены что-то придумывать

С.А. Белов

– А как вы наткнулись на эту историю? Вдохновились книгой Сергея Белова?

– Нет, этот фильм мне предложил снять Леонид Верещагин, генеральный продюсер компании «ТРИТЭ». Через год мне был предоставлен сценарий. Я его изучил, прочитал в интернете о судьбах всех этих людей, уже потом прочитал книгу Белова и понял, что это необходимо сделать.

– Фильм вышел в прокат практически накануне Олимпийских игр в Южной Корее. Это простое совпадение или так было задумано?

– Безусловно, это абсолютная случайность. Беседа на тему этого фильма шла еще в 2013 году, а в 2014-м я подписал контракт на съемки. Тогда еще была совершенно другая ситуация (с нашими олимпийцами. – Прим. ред.), и никто не знал, когда картина выйдет на экраны.

Белов страдал, но играл до последнего

– Какая у этого фильма главная идея? О чем он прежде всего – о силе духа отдельного человека или о спасительном единении, становлении команды?

– Для меня, конечно, интересно то, что это были люди разных национальностей. Безусловно, в этом есть некая советская действительность, которая, как Атлантида, ушла от нас навсегда – вряд ли уже люди будут так дружить и быть одним целым, как тогда, хотя кто знает… Что касается главной идеи, то она заключается в том, что человек должен прежде всего победить себя. Каждый из персонажей этого фильма прошел свой путь, у каждого была своя арка, когда он должен был в первую очередь превзойти себя и даже в какой-то степени отказаться от своих убеждений, переосмыслить их. И только тогда получается совершенно ошеломляющий результат и все стены рушатся. 

Режиссер «Движения вверх»: Мы были обречены что-то придумывать

– Согласна, каждый из героев проходит свое испытание, и оно не из легких. Самой трагичной мне, конечно, показалась история Александра Белова. Он ведь действительно страдал от болей в сердце и умер молодым…

– Да, в 1976 году Александр Белов действительно скончался от саркомы сердца на 27-м году жизни. Другое дело, что на Олимпиаде в Мюнхене он еще ничего не знал о своей болезни. Но мы позволили себе поменять время и место, для того чтобы сделать историю более емкой. А все, что было показано в картине, на самом деле произошло с ним потом. Кондрашин выпускал его играть, и ему нельзя было резко бросать тренировки, потому что это только ухудшало его состояние. Он играл до последнего. Все это было, только время и место мы позволили себе изменить.

Теги:
История музыкиИстория СССРНовейшая историяПолитическая историяВременное правительство
18799

Поделиться

Соцсети

Новое

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Переход через перевал Сен-Готард. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте