Фильм о Зое Космодемьянской. Сделать пожертвование

Фильм о Зое Космодемьянской

Пожертвовать

Интервью

Профессор истории Андрей Сахаров: «Задорнов впервые пошел по реальному пути»

В ноябре 2018 года в Московском авиационном институте состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь Михаила Задорнова. Инициаторами мероприятия выступили близкие и коллеги писателя. Поддержку оказали Министерство культуры РФ и Российское военно-историческое общество. Церемония завершилась концертом с участием студентов МАИ и фотовыставкой, главной темой которых стали жизнь и творчество Михаила Задорнова.

Одним из направлений творческой деятельности Задорнова было документально-историческое. Корреспондент портала «История.РФ» встретился с Андреем Николаевичем Сахаровым, доктором исторических наук, членом-корреспондентом РАН, и поговорил об их совместной работе над документальным фильмом «Рюрик. Потерянная быль», о вкладе Михаила Задорнова в современное искусство и науку и о том, как правильно обрести «потерянную быль».

«Люди эволюционировали культурно под влиянием общемировых перемен»

Михаил Николаевич Задорнов родился всего через три года после окончания Второй мировой войны. Родившись внутри фронтового поколения и взрослея среди меняющихся поколений советского государства, этот талантливый человек не остался идеологическим заложником; более того, он с большим аппетитом пробовал все, что предложил новый мир с наступлением второго миллениума. Несмотря на свой возраст, Михаил Задорнов попал в так называемый мейнстрим мышления современного человека: он легко и с юмором умел разговаривать с читателями и зрителями на самые актуальные темы. Как вы считаете, почему так?

–Дело все в том, что в советское время существовала единая идеология, в рамках которой работали все и вся: и те, кто в эту идеологию глубоко верил, и те, кто в эту идеологию глубоко не верил. Я думаю, что Михаил относился к той категории людей, которые в рамках советского общества эволюционировали культурно, идеологически, цивилизационно, под влиянием общемировых перемен. Я думаю, что это был человек, у которого, грубо говоря, работали мозги. Он не мог оставаться на позициях застывшей догматики, застывшей идеологии. Поэтому я думаю, что, когда появились условия, он сразу раскрылся в совершенно другой ипостаси, как человек, уже созревший для не только критического отношения к советской эпохе, но и к окружающему миру вообще, с объективных позиций, исторических позиций, общецивилизационных позиций.

Уже в студенчестве Михаил руководил театром при МАИ, писал, к 36 годам стал руководителем знаменитого отдела сатиры и юмора «Юности». Несмотря на эти достижения, его отец, лауреат Сталинской премии за исторический роман «Амур-батюшка», часто не одобрял творчество сына. По вашему мнению, причиной тому является все та же прозаичная разница поколений?

–Это связано с тем, что отец его был человеком старшего поколения, сформировался в условиях советской реальности, советского патриотизма, который был очень ярко окрашен в период Великой Отечественной войны. И люди, которые прошли этот период становления государства, период военный, период противостояния с западным миром, пропитывались этим влиянием надолго. Сын в этом отношении намного его обогнал, намного глубже, ярче и творчески, более осознанно подходил к проблемам, чем отец, который жил прошлой эпохой.

«Задорнов оказался на уровне достижений исторической науки»

– Фильмы Задорнова об истории наших предков сняты очень красочно и информативно, но тем не менее содержат противоречивые, спорные теории. «Призвание варягов» в контексте проблемы образования русской государственности в разные исторические периоды не раз использовалось в политических и идеологических целях. Как вы лично к этому относитесь?

–Мы с ним на эту тему много говорили, и я убежден, что Михаил в своих построениях совершенно прав. С научной точки зрения это абсолютно правомерно. Я отношусь к его работе положительно. Считаю, что, не будучи историком, он тем не менее провел огромную историческую работу: не только ознакомился с источниками, в том числе и с русскими летописными сводами, но и побывал, что очень важно, в тех местах, о которых идет речь в фильме. Это и Прибалтика (в первую очередь территория современной Латвии), и Германия. Он подробно ознакомился с топографией этих мест, поговорил с местными жителями, которые, кстати говоря, числят себя потомками балтийских славян, оставаясь в рамках германского государства, и не стыдятся этого. Он обратился к этимологии названий этих мест.  Например, город Росток (Германия) – это славянское название. Все это привело его к выводу, что норманисты не правы в своих исторических построениях.

– Неужели вы хотите сказать, что пытливый ум и любовь Михаила Задорнова к родной истории и народу стоили целой армии ученых-историков?

–Он впервые пошел по реальному пути, по реальным местам, поселениям, рекам, заливам. Историки этого никогда не делали. Он показал эту глубинную связь названий с прибалтийским славянством, показал общность этих связей с новгородскими славянами. Рюрик – это один из тех вождей прибалтийских славян, который вышел в период как раз переселения балтийского славянства на восток под немецким давлением. Рюрик является одним из тех предводителей балтийского славянства, которые появились в землях восточных славян, в землях будущего Новгорода, в районе Ладоги, и дали начало российской государственности. Это совпадает с построениями ряда крупных российских ученых, в частности академика В. Л. Янина.

– Получается, творчество последних лет жизни Михаила Николаевича разрушает привычные, общепринятые представления об основополагающих исторических фактах. Многие привыкли думать, что варяги помогли создать нам сильную страну, Кирилл и Мефодий принесли из Византии алфавит. Оказывается, это не так?

– Это все принято сейчас. Но это не спорная проблема, а проблема реальная. В моей «Истории России» (издание 2018 года, для абитуриентов, студентов, преподавателей, а также всех интересующихся отечественной историей)

об этом говорится. Мало кто сегодня обращается к первоисточникам, чаще всего это вольные переложения летописного текста, сделанные людьми, которые не владеют по-настоящему историческим материалом. В этом отношении Задорнов оказался на уровне достижений исторической науки.

«Мемориалы имеют большое значение»

– В фильме Задорнова «Рюрик. Обретенная быль» вы в шутливой манере говорите о серьезной проблеме, которую не раз поднимал и сам Михаил, – о том, что наши потомки на раскопках найдут одни айфоны и мерседесы и подумают, что русских людей здесь никогда не жило. По вашему мнению, деятельность по монументальной пропаганде, подобная деятельности Российского военно-исторического общества, поможет распознать нас в будущем по мемориалам, памятникам, именным доскам?

– Конечно, мемориалы имеют большое значение. Мне трудно говорить о потомках. Но то, что эта работа полезная и цивилизационно оправданная, – в этом нет никаких сомнений. Я думаю, что Российское военно-историческое общество работает в этом направлении с позиций объективно исторических и патриотических. Это очень важная деятельность.

– Михаил Задорнов, как и Российское военно-историческое общество, занимался филантропической деятельностью. На собранные средства, например, он установил памятник Арине Родионовне в селе Воскресенское в Гатчине, открыл общественную библиотеку в честь отца-писателя в Риге, снял свои документальные картины. Как вы думаете, какие чувства побуждают людей к такой деятельности?

– Это в первую очередь воспитание, знания, необходимость поисков правды и истины. Это творческое горение. Именно эти качества побуждают людей делать подобные, нужные и полезные для общества, дела.

– Скажите, какое впечатление на вас произвело личное общение с Михаилом Задорновым? Легко ли было с ним работать?

– Мы с ним здесь говорили по несколько часов. И это было общение на одном уровне. Хотя я являюсь профессиональным историком, а он профессиональным литератором. Но его подготовка, его знания, его увлеченность, они были таковы, что мне было легко с ним разговаривать. У нас с ним был общий язык, основанный на исторических источниках, на общеисторических и специальных знаниях, которыми он обладал, чему я удивлялся, честно говоря. Беседы с ним мне доставили большое удовольствие, потому что раньше я его видел только на экранах, а здесь это был очень интересный, очень простой, увлеченный историческими проблемами человек, который меня буквально потрошил и вытягивал все, что я знаю.

10 ноября исполнился ровно год с того момента, как от нас ушел Михаил Задорнов. Этот невероятно талантливый человек, знавший формулу русской души, умевший с ней обращаться и, благодаря этому, внесший огромный вклад в развитие духовного, философического понимания современных явлений, исторических в том числе, безусловно, достоин остаться в памяти поколений навсегда.


Просмотры: 2406
Оценить:
2 Комментария

Царенко Сергей Александрович / кандидат архитектуры (теория, история)

Реальный исследовательский путь, о котором справедливо сказал профессор-историк Андрей Сахаров в отношении писателя Михаила Задорнова, – путь познания самих себя, а именно, открытия истоков Отечества и его исторической перспективы на основе комплексного точного знания. Мистические прозрения, как и самоирония или даже юмор, в таких серьёзнейших делах совсем не исключаются, даже порой помогают, и светлой памяти Михаил Николаевич это блестяще продемонстрировал. Однако важно помнить, что фактологическая бесспорность исторического прихода на славянский Восток именно славянских же, из древних династов праславянского «кельтического» времени, вáрягов под сакральным именем Русь материкового значения (о чём однозначно свидетельствует Повесть Временных Лет) не мешает многим до сих пор писать о мифическом «скандинаве Рюрике». Например, даже учёным мужам Института всеобщей истории РАН. Небывалая «шведская русь», хотя бы как «версия», шествует из справочников и энциклопедий в учебники и обратно. И ею продолжают упиваться националистические квази-патриоты всех мастей, вуалируя единую культурную Обетованную Русь паутиной надуманных этимологий и сомнительных археологических «доказательств». А ведь и наше прошлое, и будущее – это многонациональная материковая держава, к которой внематериковые (скандинавские в том числе) наёмники всегда имели только агрессивно-косвенное отношение, да и то лишь с ХІ века…

Валентиновна Шеляг

А как быть с именами , подписавших договор Олега с Византией??