En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Приключения капитана Копейкина в Америке. К годовщине «Рэмбо: Первая кровь»

22.10.2016

22 октября 1982 года на экраны вышел фильм «Рэмбо: Первая кровь».

В 1972 году в США была издана книга «Первая кровь», ставшая бестселлером. В 1982 году вышел художественный фильм «Первая кровь», ставший хитом. А за 140 лет до этого в России Н.В. Гоголю не дали опубликовать «Повесть о капитане Копейкине», потребовав полностью переписать её.

Сегодня, когда мы справляем 34-летие выхода фильма с Сильвестром Сталлоне, стоит поговорить о том, что объединяет судьбы Джона Рэмбо и капитана Копейкина.

Что сделала русская цензура с капитаном Копейкиным

В первоначальном варианте поэмы «Мёртвые души» капитан Копейкин, честный солдат, потерявший на войне одну руку и одну ногу, прибывает в Петербург хлопотать о пенсии. Его принимает один из важных военных чинов, обещает распорядиться в течение какого-то времени – а на вопрос, что же тогда есть, отвечает «промышляйте о себе как знаете». Копейкин уходит и вскоре превращается в первого «обиженного ветерана, мстящего государству»: грабит в Тверской губернии строго казённые инстанции, не трогая простых людей.

Кстати, любопытно, что накопив денег, Копейкин сбегает в Америку, где свобода.

...Этот вариант цензуру не прошёл. Схватка между Гоголем и цензором, с которым у него были хорошие личные отношения, продолжалась довольно долго. В результате писателю пришлось многое поменять: превратить обиженного ни за что ни про что честного ветерана в существо, подверженное слабостям и склонное к кутежу, повинное отчасти в собственной участи; убрать пассаж о том, что грабил Копейкин-разбойник только представителей государства; убрать, наконец, финал со счастливым отчаливанием в Америку.

В таком варианте поэма прошла – и печаталась до самой Октябрьской революции. Что наглядно показывает нам, что умолчания и цензура – не средство от проблем.

Каким был первый Рэмбо в книжке

Роман «Первая кровь» был опубликован в Америке на излёте Вьетнамской войны – когда было уже понятно, что США из Вьетнама бегут.

Его сюжет – страшен и кровав. В небольшой приличный городок является молодой бродяга, у которого явно не всё в порядке с головой. Начальник полиции собственноручно трижды вывозит его на своём автомобиле за город – но бродяга возвращается. Рассвирепев, начальник приказывает закрыть бомжа на месяц. В то время, когда бомжа оформляют и подносят к его голове бритву (с целью побрить) – у того от испуга включаются рефлексы. Он убивает полицейского и сбегает в лес.

Начинается погоня, в ходе которой выясняется, что полиция благополучной глубинки невзначай обидела героического ветерана Вьетнама, травмированного психически «зелёного берета». В результате Джон Рэмбо убивает громадное количество народу – расстреливая, протыкая и подрывая.

Последним он добирается до начальника полиции, который выгонял его из городка, и приканчивает его. Самого же Рэмбо, в соответствии с жестоким фрейдизмом войны, добивает начальник центра подготовки, старый капитан, сделавший из него машину смерти.

Что сделала с Рэмбо голливудская цензура

Самое занятное, уважаемые читатели, что с Джоном Рэмбо американский масс-культ поступил так же, как российский цензор с капитаном Копейкиным. Только на новом техническом уровне.

Книжку никто запрещать не стал – в конце концов, книги к 1970-м уже были куда менее могущественной сущностью, чем кинематограф.

Вместо этого через десять лет вышел фильм «Первая кровь», в котором, при сохранении основной сюжетной канвы были выметены все трупы, а страшная трагедия была незаметно подменена на личностную драму противостояния двух характеров – злого шерифа и замкнутого, но доброго ветерана.

Джон Рэмбо, хоть и устроил чудовищную порку полиции городка, при этом постреляв и повзрывав, – никого так и не убил (если не считать одного погибшего по его вине кинолога из числа преследователей). И наставник его, произведённый фильмом из капитана в полковники, тоже не убивает Рэмбо – а забирает с собой.

Зачем он его забрал – стало ясно после того, как вышли фильмы «Рэмбо 2 во Вьетнаме» и  «Рэмбо 3 в Афганистане». Где солдат Рэмбо, прошедший починку, продолжает исправно служить войне и Америке, убивая вьетконговцев и русских уже пачками (на этих волшебный гуманизм первого фильма не распространяется).

Очевидно, что тот Рэмбо, который из книжки, был бы совершенно не в состоянии снова послушно вернуться в ад, из которого вышел, и снова превратиться в дисциплинированного терминатора. Тот Рэмбо был жертвой войны – просто запоздалой. И тот роман описывал именно мстительность колониальной войны, которая настигает не только тех, кто в ней виновен, но и простые благополучные городки в глубоком тылу, воображающие, будто до них не докатится.

Поэтому гуманистический посыл книги был просто хирургически удалён и заменён на вполне отвечающее бодрому восьмидесятническому духу «Уважайте парней, сражавшихся за нас».

***

А теперь – самое интересное. В этом году, если кто забыл, в США случилось два массовых отстрела полицейских снайперами-одиночками. Один в Батон-руж, Луизиана (трое погибших полицейских). Второй в Далласе, Техас (пятеро погибших полицейских).

Оба массовых убийства совершили ветераны американских колониальных войн, назначившие государство своим врагом.

Обоих, кстати, убили при задержании.

И это наглядно показывает нам, что пересочинение и перевирание – это тоже не средство от проблем. 

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория музыкиНовейшая историяСоциальная история
26808

Поделиться

Соцсети

Новое

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Переход через перевал Сен-Готард. Памятные даты военной истории России

Фильм

Зоя и Вера

Зоя и Вера. Фильм Российского военно-исторического общества

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте