Первые герои Великой Отечественной войны

28 июня в небе над Псковом совершили воздушные тараны советские летчики-истребители, ставшие первыми Героями Советского Союза военного времени
В огромном списке Героев Советского Союза наибольшее число получивших это высшее почетное звание в стране приходится на годы Великой Отечественной войны –11 739 человек. 107 из них были удостоены этого звания дважды, еще трое — трижды, и в этих списках подавляющее большинство — военные летчики. Среди трижды Героев Советского Союза летчиков двое – подполковник Александр Покрышкин и майор Иван Кожедуб, а дважды удостоены высшей награды 66 авиаторов.
Но советские военные летчики могут гордиться еще и тем, что первыми из почти двенадцати тысяч героев, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны, были именно их сослуживцы. 28 июня 1941 года младшие лейтенанты Степан Здоровцев и Петр Харитонов совершили воздушные тараны, за что 8 июля первыми среди всех участников войны удостоились высшего звания. Вместе с ними получил награду и их сослуживец Михаил Жуков, совершивший таран днем позже.
«Служили два друга в нашем полку…»
Все первые Герои Советского Союза военного времени служили в одном и том же истребительном авиационном полку ПВО – 158-м. Об истории этой части стоит рассказать чуть подробнее. Полк был сформирован меньше чем за год до войны: приказ о его создании вышел 25 июля 1940 года, а непосредственное формирование заняло всего два с половиной месяца – с 18 сентября по 30 ноября того же года. Первым его командиром, с которым часть и встретила 22 июня 1941 года, стал майор Аркадий Афромеев, а комиссаром — батальонный комиссар (то есть равный по званию) Яков Журавлев. Организационно полк входил в состав 5-й смешанной авиационной дивизии Ленинградского военного округа, а базировался на аэродроме Кресты в Пскове.
Основой для формирования полка стали летчики, имеющие боевой опыт, полученный во время Советско-финской войны. Но такие истребители были в Красной Армии на вес золота, так что большую часть пилотов полка набрали из недавних выпускников военных авиационных училищ. Именно так в него попали все трое будущих героев — младшие лейтенанты Здоровцев, Жуков и Харитонов. Полк имел неплохое по меркам 1940 года вооружение: 46 самолетов И-16 и 20 Як-1. Такая матчасть требовала от пилотов высокой культуры пилотирования, постоянных тренировок, и это тоже стало залогом успехов, которые полк одержал в первые недели войны. Подвиги, совершенные летчиками в начале войны и позднее, дали основание 7 июля 1943 года присвоить этой части гвардейское звание: она стала именоваться 103-м гвардейским истребительным авиаполком ПВО. За годы войны восемь летчиков полка получили звание Героев Советского Союза, но первыми были Степан Здоровцев и Петр Харитонов.
Покоритель двух океанов
История жизни Степана Здоровцева вполне заслуживает гайдаровского определения: «обыкновенная биографии в необыкновенное время». Степан родился 24 декабря 1916 года в Ростовской губернии, на хуторе Золотаревка. Глава семейства Иван Здоровцев, всю жизнь зарабатывавший свой хлеб тяжелым крестьянским трудом, сделал все, чтобы его дети смогли получить настоящие профессии, благо, время и страна позволяли это сделать. Степан окончил девятилетнюю школу, после продолжил учение в Константиновской тракторно-механической школе (семья к тому времени переехала в станицу Константиновскую). Умение обращаться со сложными механизмами пригодилось юноше, когда семья в очередной раз снялась с насиженного места и отправилась искать лучшей доли в Астрахани. Там Степан устроился работать в слесарные мастерские, а потом ушел в судоремонтные — поближе к морю.
Это был первый серьезный выбор молодого человека, и он быстро доказал себе и окружающим, что это не прихоть и не подвернувшаяся случайность. Всего за пару лет Степан Здоровцев вырос из слесаря-судоремонтника до механика баркаса ОСВОДа (Общества содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях), а потом и до начальника Астраханской городской станции ОСВОД. Уже на этой должности он получил еще одну морскую профессию — водолаза, поскольку именно таких специалистов не хватало на станции.
Одновременно Степан начал покорение и второго океана — воздушного. Как и многие другие молодые люди той эпохи, он пришел в аэроклуб по комсомольской путевке. Стране, стремительно наращивавшей воздушный флот, катастрофически не хватало летчиков, и комсомол объявил призыв молодежи в аэроклубы и авиашколы. Так что дипломы водолаза и летчика-любителя Степан Здоровцев получил в 1938 году практически одновременно.
К этому времени подошел срок призыва в армию, и можно было только гадать, куда именно военкомат направит столь разностороннего призывника. Выбор был сделан в пользу неба: Степан Здоровцев стал курсантом Сталинградского военно-авиационного училища летчиков. Он попал в последний набор курсантов, который проходил обучение по двухлетней программе, и уже в октябре 1940 года закончил учебу, получил звание младшего лейтенанта и петлицы с одним «кубарем», а вместе с ними – направление в 158-й истребительный авиаполк, базировавшийся во Пскове.
Из учителя — в истребители
Биография другого героя, Петра Харитонова, не менее характерна. Он родился в семье крестьянина Тимофея Харитонова 16 декабря 1916 года (первые летчики-герои были ровесниками с разницей в несколько дней). Детство и юность Петр провел на Тамбовщине, в селе Княжево: помогал родителям, учился в средней школе. Но как только Петру выдали на руки аттестат о среднем образовании, он решил строить свою жизнь самостоятельно и отправился на Дальний Восток, туда, где затевалось большое строительство. Однако судьба распорядилась иначе: поработав плотником на дальневосточных стройках, Петр Харитонов решил продолжить учебу и поступил на педагогические курсы, по окончании которых отправился работать учителем в среднюю школу №12 города Улан-Удэ.
Молодой педагог проработал в школе всего пару лет, а затем его призвали в армию. Призывника направили в Читу, в 30-ю военную школу пилотов, которая только-только была создана: приказ о ее формировании был отдан 19 августа 1938 года. Год спустя читинская военная авиашкола получила имя одного из самых знаменитых военных летчиков СССР той эпохи — комбрига Анатолия Серова, героя Гражданской войны в Испании, погибшего в авиакатастрофе годом ранее. А уже в октябре 1939 года Петр Харитонов вместе со всей авиашколой переезжает под Ростов-на-Дону, в Батайск. Здесь бывший учитель, а ныне пилот-курсант и доучивался оставшийся ему год. В июне 1940 года Батайская авиационная школа пилотов имени Серова производит свой первый выпуск: 542 младших лейтенанта ВВС, прошедших двухлетний срок обучения и готовых пополнить стремительно разрастающиеся авиачасти Красной Армии. Среди них был и недавний учитель Петр Харитонов, направленный на службу в 158-й истребительный авиаполк на Псковщину.
В полку быстро заметили способного пилота, который много времени уделял изучению и оттачиванию приемов воздушной стрельбы. Такие летчики всегда были на вес золота, и командование решило направить младшего лейтенанта Харитонова в Пушкин на курсы командиров звеньев, чтобы он мог не только учиться сам, но и учить других. Выпуск из школы ознаменовался для молодого пилота участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде, устроенном в честь Первомая. Это был последний предвоенный праздник. До начала войны оставалось чуть меньше двух месяцев…
Технология подвига
Хотя Степан Здоровцев и Петр Харитонов совершили свои тараны в один день, и обстоятельства, при которых пилоты пошли на такой необычный способ атаки, были очень и очень схожими, они не знали о совершенном каждым из них до вечера 28 июня 1941 года. Первым пошел на таран Петр Харитонов, который в тот день совершал свой первый боевой вылет. Около часа дня группа истребителей 158-го авиаполка полетела на перехват немецких бомбардировщиков, прорывавшихся к городу Остров. В самый разгар боя, когда Харитонову представилась возможность сбить «Юнкерс-88», выяснилось, что пулеметы его И-16 молчат: то ли кончились патроны, то ли система боепитания повреждена вражеской очередью. Тогда младший лейтенант ударил пропеллером своего И-16 по хвостовому оперению бомбардировщика и сбил его этим ударом. Несмотря на то, что винт оказался поврежден в результате тарана, Харитонов сумел довести свой истребитель до аэродрома. Благополучно приземлился, а уже через два часа с замененным пропеллером отправился в новый боевой вылет.
Спустя час после тарана, совершенного Харитоновым, на таран пошел и Степан Здоровцев. Он поднялся на перехват фашистского бомбардировщика «Хейнкель-111», отбившегося от основной группы, догнал его уже довольно далеко от своего аэродрома. Несколько атак оказались безрезультатными. Наконец истребителю удалось занять идеальное положение для стрельбы, но к этому времени он истратил весь боезапас. Тогда младший лейтенант Здоровцев решил таранить бомбардировщик: двумя ударами буквально отрезал ему хвостовое оперение, после чего сумел дотянуть 80 километров до своего аэродрома.
Когда о двух таранах, совершенных советскими летчиками 28 июня 1941 года, стало известно командованию, их решено было представить к самым высоким наградам. Эту идею поддержали и в Москве: страна остро нуждалась в примерах не только мужества и стойкости, но и боевых успехов советских воинов. И в итоге 8 июля 1941 года Степану Здоровцеву, Петру Харитонову и Михаилу Жукову (совершившему свой таран 29 июня), было присвоено звание Героев Советского Союза.
Дальнейшие боевые судьбы троих летчиков сложились по-разному. Младший лейтенант Степан Здоровцев не вернулся из боевого вылета на следующий день после награждения – 9 июля 1941 года. Старший лейтенант Михаил Жуков погиб в неравном воздушном бою 12 января 1943 года. А Петр Харитонов воевал до Победы и, прослужив в ВВС еще 10 лет, уволился в запас в звании полковника.
Истребитель И-16 с бортовым номером 13, на котором Петр Харитонов воевал в начале Великой Отечественной войны. Источник: http://ava.org.ru
Новое
Видео
Брифинг Владимира Мединского о Параде Победы
Брифинг Владимира Мединского о Параде Победы
17 января 1945 год Освобождение Варшавы
17 января 1945 года Красная Армия вместе с 1-й армией Войска Польского освободила Варшаву. Медаль «За освобождение Варшавы» получили более 690 тысяч человек
17 декабря 1788 год Взятие крепости Оча́ков
17 декабря 1788 года русские войска князя Потёмкина взяли турецкую крепость Очаков на побережье Чёрного моря. Россия окончательно утвердится в Новороссии