Пять профессий, которых больше не существует
По мере развития общества необходимость в некоторых профессиях неизбежно пропадает. Востребованные несколько веков назад, сегодня они стали историей
Фонарщик
В России эта профессия получила распространение в начале XVIII века. В 1718 году Петр I издал указ «Об освещении улиц Санкт-Петербурга», а через пять лет на улицах города находилось уже шесть сотен фонарей, обслуживаемых 64 фонарщиками. В годы правления Екатерины II появилась первая команда фонарщиков, состоящая из солдат-рекрутов. Позднее она перешла в ведение одного из департаментов полиции.
В Российской империи XIX века фонарщиками часто становились бывшие военнослужащие. Они могли работать и днем, и ночью, отличались дисциплинированностью, выносливостью, а главное – были способны постоять за себя в ночных стычках с хулиганами или ворами. Обязанность фонарщика заключалась в том, чтобы за час обойти десятки фонарей, заливая в них конопляное масло и поправляя фитили. Ходили слухи, что некоторые фонарщики недобросовестно несут службу: часть конопляного масла они забирают себе, поэтому фонари источают слабый свет и в целом горят недолго. Со временем масло заменили керосином.
У работников были лестницы или длинные шесты, помогавшие дотянуться до фонаря, а также набор инструментов. Даже после изобретения А.Н. Лодыгиным лампы накаливания и появления электрических фонарей (1873 г.), профессия не исчезла – включать их все равно приходилось вручную. Труд фонарщиков перестал быть востребованным после изобретения автоматического режима зажигания в 30-х годах ХХ века.
В наши дни во многих городах можно найти памятники фонарщикам как дань ушедшей в прошлое профессии. Один из таких памятников находится на Одесской улице в Санкт-Петербурге – как раз на том месте, где зажгли первый электрический фонарь.
Модистка
Женская профессия, связанная с миром моды, появилась во Франции в XVIII веке. Модистки занимались созданием головных уборов и украшений к ним, пошивом накидок, вуалей, платков и домашних платьев. Старый предмет гардероба они могли перекроить заново, добавить аксессуаров и превратить в настоящее произведение искусства. Широкую известность модистки приобрели благодаря искусно созданным ими дамским шляпкам. Каждая модель, изготовленная вручную, была единственной в своем роде. Самые востребованные представительницы этой профессии могли позволить себе держать до ста работников в подчинении и открывать собственные мастерские.
Модели шляп в журнале «Модистка». 1892 г., №2.
В Российской империи профессия модистки начала набирать популярность с 1800-х годов. Женщины объединялись в специализированные сообщества, открывали школы модисток, делились навыками. В конце XIX века деятельность модисток стала освещаться в периодической печати. В Петербурге выходили прообразы будущих глянцевых журналов, среди которых – «Вестник моды» и «Модистка» с иллюстрациями шляп и украшений в виде брошей, лент, перьев и драгоценных камней.
Труд модисток оставался актуальным на протяжении всего XIX и первой половины XX века, а затем сошел на нет из-за перемен в устройстве модной индустрии и смены тенденций. Создание изысканных шляп сейчас – удел дизайнеров.
Тапер
В эпоху немых фильмов единственным звуковым сопровождением того, что происходит на экране, была игра на пианино. Занимался ею человек канувшей в лету профессии – тапер. На самом деле таперы появились даже раньше, чем кинематограф. Они работали на балах, званых ужинах и прочих светских мероприятиях. Само слово tapeur – французское, и переводится как «хлопать» или «бить». С возникновением кинематографа профессия тапера приобрела широкую популярность и оставалась таковой в течение минимум тридцати лет. Многие попытки снять звуковые фильмы были безуспешными, и в таперах кинематографисты видели единственное спасение. Уже тогда стало ясно, что смотреть картину в полной тишине – сомнительное удовольствие.
Интересно, что самую широкую известность профессия тапера приобрела именно в Российской империи. В 1910-е гг. на территории страны количество кинотеатров (их тогда называли «синематографами») исчислялось тысячами, а зрителей – десятками миллионов в год. Кинематограф, как новый вид искусства, был негативно воспринят театральным сообществом, справедливо опасавшимся конкуренции. Режиссерам, актерам, писателям-сценаристам и таперам не рекомендовали уходить из театра в кино.
Тех, кто, невзирая на критику, делал по-своему, нередко презирали. Работа тапера считалась недостойной квалифицированного пианиста, хотя и требовала немалой самоотдачи. Таперы выполняли свои обязанности по 7-10 часов в сутки без перерыва, сидя в душном помещении без окон. Играли они в темноте, чтобы не отвлекать внимание зрителей от экрана. Разумеется, далеко не каждый пианист мог с достоинством принять такие условия.
Существовала градация таперов. Менее талантливые играли по специальным нотным заготовкам – кинотекам, в то время как самые одаренные назывались «пианистами-иллюстраторами» и самостоятельно подбирали музыкальное сопровождение для каждого эпизода в фильме. Можно считать их создателями первых саундтреков для кинолент. Жалование таперов «высшей категории» составляло около 150 рублей в месяц.
Труд таперов оставался востребованным и в Советской России. В 1920-е годы стали открываться курсы «музыкальной киноиллюстрации», продолжавшие существовать даже после появления первых звуковых фильмов. И все же постепенно потребность кинематографистов в таперах исчезла. Эту профессию, как и многие другие, вытеснили современные технологии, однако она не пропала бесследно. Уже в наши дни становится модным организовывать просмотры старых фильмов на большом экране в сопровождении живой музыки, а значит – ремесло таперов получило второй шанс.
Ловчий и сокольничий
Ловчий – профессия, существовавшая на Руси с XI века. В «Поучении детям» киевского князя Владимира Мономаха указано, что ловчие специализировались на разных видах охоты, а также обладали властными полномочиями. Сокольники, рыболовы, подледники и псари свободно выполняли свою работу на территории княжества и даже могли требовать от местных жителей участия в охоте. С XIII века в документах встречаются упоминания о ловчей пошлине, существовавшей и позднее, в период возвышения Московского княжества. Свидетельством этого являются, в частности, монеты XIV века с отчеканенным на них изображением человека, держащего на правой руке сокола. С 1569 года понятия «ловчий» и «сокольничий» стали подразумевать под собой не только род деятельности, но и придворный чин.
Последним сокольничим в истории России был Гавриил Григорьевич Пушкин, современник Михаила Федоровича – первого правителя из династии Романовых, а также предок А.С. Пушкина и один из героев трагедии «Борис Годунов». Во второй половине XVII века профессия стала называться несколько иначе – сокольник. Она приобрела большую популярность и ассоциировалась с высоким статусом: ведь царь Алексей Михайлович являлся большим любителем охоты с хищными птицами. Сокольники обязаны были заботиться о птицах, воспитывать и обучать их. Монарх собственноручно составил свод правил для сокольников, награждал их поместьями и вотчинами.
Профессия сокольника, так же, как и соколиная охота, исчезла в годы правления Петра I. Бывшие хранители птиц пополнили ряды гвардии – Семеновского и Преображенского полков.
Человек-будильник
В XIX веке ряд европейских стран охватила промышленная революция. Ее порождением стал рабочий класс: люди, чей распорядок дня предполагал ранние подъемы и посменный труд. Профессия человека-будильника, получившая наибольшее распространение в Великобритании и Ирландии, появилась именно в это время и в этой среде. Привычные сегодня механические будильники в те годы не были ни дешевыми, ни надежными. Задача человека-будильника заключалась в том, чтобы заставить рабочего проснуться в нужное время и убедиться в том, что он действительно поднялся с постели. Так происходило вплоть до 20-х годов прошлого века.
Человек-будильник использовал небольшую дубинку, чтобы стучать в двери своих клиентов, и легкую длинную палку – чтобы доставать до окон спален, обычно расположенных на верхних этажах. Он не покидал свое «рабочее место», пока человек не показывался в поле его зрения. За выполнение подобных обязанностей человек-будильник получал несколько пенсов (примерно 80 копеек по современному курсу).
Большинство людей, выполнявших работу человека-будильника, проживали в крупных промышленных городах Великобритании – например, Манчестере. Настоящим спасением они были для рабочих, трудившихся в ночную смену и обязанных уже в три часа ночи приступать к своим делам. Некоторые представители этой профессии использовали довольно изобретательные методы, чтобы разбудить рабочих. Вместо тяжелых палок они, к примеру, носили с собой подобия маленьких самодельных ружей, из которых стреляли по окнам горохом.
По мере того как механические будильники сделались более доступными и наводнили рынок, диковинная профессия стала терять свои позиции. Теперь о былом существовании человека-будильника можно узнать из сохранившегося британского фольклора или классических произведений – например, романа Чарльза Диккенса «Большие надежды», один из героев которого впадал в неподдельную ярость от того, что его слишком активно будят.
Обложка:glavtema.ru
Новое
Видео
Что такое геральдика?
Лекция А.П. Черных, к.и.н., руководителя Центра гербоведческих исследований Института всеобщей истории Российской академии наук.
В. Архипов. Сандомир.
В. Архипов. Сандомир.
16 февраля 1916 год Взятие крепости Эрзеру́м
16 февраля 1916 года на закавказском фронте Первой мировой войска генерала Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум. Турецкий гарнизон отступил, потеряв до 70% личного состава