Как это было?

Пять профессий, которых больше не существует

По мере развития общества необходимость в некоторых профессиях неизбежно пропадает. Востребованные несколько веков назад, сегодня они стали историей

Фонарщик

В России эта профессия получила распространение в начале XVIII века. В 1718 году Петр I издал указ «Об освещении улиц Санкт-Петербурга», а через пять лет на улицах города находилось уже шесть сотен фонарей, обслуживаемых 64 фонарщиками. В годы правления Екатерины II появилась первая команда фонарщиков, состоящая из солдат-рекрутов.  Позднее она перешла в ведение одного из департаментов полиции.

Фонарщик за работой.

Фонарщик за работой.
Источник: www.korrespondent.net

В Российской империи XIX века фонарщиками часто становились бывшие военнослужащие. Они могли работать и днем, и ночью, отличались дисциплинированностью, выносливостью, а главное – были способны постоять за себя в ночных стычках с хулиганами или ворами. Обязанность фонарщика заключалась в том, чтобы за час обойти десятки фонарей, заливая в них конопляное масло и поправляя фитили. Ходили слухи, что некоторые фонарщики недобросовестно несут службу: часть конопляного масла они забирают себе, поэтому фонари источают слабый свет и в целом горят недолго. Со временем масло заменили керосином.

У работников были лестницы или длинные шесты, помогавшие дотянуться до фонаря, а также набор инструментов. Даже после изобретения А.Н. Лодыгиным лампы накаливания и появления электрических фонарей (1873 г.), профессия не исчезла – включать их все равно приходилось вручную. Труд фонарщиков перестал быть востребованным после изобретения автоматического режима зажигания в 30-х годах ХХ века.

Памятник фонарщику в Санкт-Петербурге.

Памятник фонарщику в Санкт-Петербурге.
Источник: www.ptmap.ru

В наши дни во многих городах можно найти памятники фонарщикам как дань ушедшей в прошлое профессии. Один из таких памятников находится на Одесской улице в Санкт-Петербурге – как раз на том месте, где зажгли первый электрический фонарь.

Модистка

Женская профессия, связанная с миром моды, появилась во Франции в XVIII веке. Модистки занимались созданием головных уборов и украшений к ним, пошивом накидок, вуалей, платков и домашних платьев. Старый предмет гардероба они могли перекроить заново, добавить аксессуаров и превратить в настоящее произведение искусства. Широкую известность модистки приобрели благодаря искусно созданным ими дамским шляпкам. Каждая модель, изготовленная вручную, была единственной в своем роде. Самые востребованные представительницы этой профессии могли позволить себе держать до ста работников в подчинении и открывать собственные мастерские.

Модели шляп в журнале «Модистка». 1892 г., №2.

Модели шляп в журнале «Модистка». 1892 г., №2.


В Российской империи профессия модистки начала набирать популярность с 1800-х годов. Женщины объединялись в специализированные сообщества, открывали школы модисток, делились навыками. В конце XIX века деятельность модисток стала освещаться в периодической печати. В Петербурге выходили прообразы будущих глянцевых журналов, среди которых – «Вестник моды» и «Модистка» с иллюстрациями шляп и украшений в виде брошей, лент, перьев и драгоценных камней.

Труд модисток оставался актуальным на протяжении всего XIX и первой половины XX века, а затем сошел на нет из-за перемен в устройстве модной индустрии и смены тенденций. Создание изысканных шляп сейчас – удел дизайнеров.

Тапер

В эпоху немых фильмов единственным звуковым сопровождением того, что происходит на экране, была игра на пианино. Занимался ею человек канувшей в лету профессии – тапер. На самом деле таперы появились даже раньше, чем кинематограф. Они работали на балах, званых ужинах и прочих светских мероприятиях. Само слово tapeur – французское, и переводится как «хлопать» или «бить». С возникновением кинематографа профессия тапера приобрела широкую популярность и оставалась таковой в течение минимум тридцати лет. Многие попытки снять звуковые фильмы были безуспешными, и в таперах кинематографисты видели единственное спасение. Уже тогда стало ясно, что смотреть картину в полной тишине – сомнительное удовольствие.

Просмотр немого фильма. 1920 г.

Просмотр немого фильма. 1920 г.
Источник: www.luxfon.com

Интересно, что самую широкую известность профессия тапера приобрела именно в Российской империи. В 1910-е гг. на территории страны количество кинотеатров (их тогда называли «синематографами») исчислялось тысячами, а зрителей – десятками миллионов в год. Кинематограф, как новый вид искусства, был негативно воспринят театральным сообществом, справедливо опасавшимся конкуренции. Режиссерам, актерам, писателям-сценаристам и таперам не рекомендовали уходить из театра в кино.

Тех, кто, невзирая на критику, делал по-своему, нередко презирали. Работа тапера считалась недостойной квалифицированного пианиста, хотя и требовала немалой самоотдачи. Таперы выполняли свои обязанности по 7-10 часов в сутки без перерыва, сидя в душном помещении без окон. Играли они в темноте, чтобы не отвлекать внимание зрителей от экрана. Разумеется, далеко не каждый пианист мог с достоинством принять такие условия.

Существовала градация таперов. Менее талантливые играли по специальным нотным заготовкам – кинотекам, в то время как самые одаренные назывались «пианистами-иллюстраторами» и самостоятельно подбирали музыкальное сопровождение для каждого эпизода в фильме. Можно считать их создателями первых саундтреков для кинолент. Жалование таперов «высшей категории» составляло около 150 рублей в месяц.

Труд таперов оставался востребованным и в Советской России. В 1920-е годы стали открываться курсы «музыкальной киноиллюстрации», продолжавшие существовать даже после появления первых звуковых фильмов. И все же постепенно потребность кинематографистов в таперах исчезла. Эту профессию, как и многие другие, вытеснили современные технологии, однако она не пропала бесследно. Уже в наши дни становится модным организовывать просмотры старых фильмов на большом экране в сопровождении живой музыки, а значит – ремесло таперов получило второй шанс.

Ловчий и сокольничий

Ловчий – профессия, существовавшая на Руси с XI века. В «Поучении детям» киевского князя Владимира Мономаха указано, что ловчие специализировались на разных видах охоты, а также обладали властными полномочиями. Сокольники, рыболовы, подледники и псари свободно выполняли свою работу на территории княжества и даже могли требовать от местных жителей участия в охоте. С XIII века в документах встречаются упоминания о ловчей пошлине, существовавшей и позднее, в период возвышения Московского княжества. Свидетельством этого являются, в частности, монеты XIV века с отчеканенным на них изображением человека, держащего на правой руке сокола. С 1569 года понятия «ловчий» и «сокольничий» стали подразумевать под собой не только род деятельности, но и придворный чин.

Русский сокольничий XVII века.

Русский сокольничий XVII века.
Источник: www.ohotniki.ru

Последним сокольничим в истории России был Гавриил Григорьевич Пушкин, современник Михаила Федоровича – первого правителя из династии Романовых, а также предок А.С. Пушкина и один из героев трагедии «Борис Годунов». Во второй половине XVII века профессия стала называться несколько иначе – сокольник. Она приобрела большую популярность и ассоциировалась с высоким статусом: ведь царь Алексей Михайлович являлся большим любителем охоты с хищными птицами. Сокольники обязаны были заботиться о птицах, воспитывать и обучать их. Монарх собственноручно составил свод правил для сокольников, награждал их поместьями и вотчинами.

Профессия сокольника, так же, как и соколиная охота, исчезла в годы правления Петра I. Бывшие хранители птиц пополнили ряды гвардии – Семеновского и Преображенского полков.

Человек-будильник

В XIX веке ряд европейских стран охватила промышленная революция. Ее порождением стал рабочий класс: люди, чей распорядок дня предполагал ранние подъемы и посменный труд. Профессия человека-будильника, получившая наибольшее распространение в Великобритании и Ирландии, появилась именно в это время и в этой среде. Привычные сегодня механические будильники в те годы не были ни дешевыми, ни надежными. Задача человека-будильника заключалась в том, чтобы заставить рабочего проснуться в нужное время и убедиться в том, что он действительно поднялся с постели. Так происходило вплоть до 20-х годов прошлого века.

Человек-будильник.

Человек-будильник.
Источник: www.insh.world

Человек-будильник использовал небольшую дубинку, чтобы стучать в двери своих клиентов, и легкую длинную палку – чтобы доставать до окон спален, обычно расположенных на верхних этажах. Он не покидал свое «рабочее место», пока человек не показывался в поле его зрения. За выполнение подобных обязанностей человек-будильник получал несколько пенсов (примерно 80 копеек по современному курсу).

Большинство людей, выполнявших работу человека-будильника, проживали в крупных промышленных городах Великобритании – например, Манчестере. Настоящим спасением они были для рабочих, трудившихся в ночную смену и обязанных уже в три часа ночи приступать к своим делам. Некоторые представители этой профессии использовали довольно изобретательные методы, чтобы разбудить рабочих. Вместо тяжелых палок они, к примеру, носили с собой подобия маленьких самодельных ружей, из которых стреляли по окнам горохом.

По мере того как механические будильники сделались более доступными и наводнили рынок, диковинная профессия стала терять свои позиции. Теперь о былом существовании человека-будильника можно узнать из сохранившегося британского фольклора или классических произведений – например, романа Чарльза Диккенса «Большие надежды», один из героев которого впадал в неподдельную ярость от того, что его слишком активно будят.

Обложка:glavtema.ru


Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 476
0 Комментариев