Пчелиный рой, «железная рука», греческий огонь: топ необычного средневекового оружия
Многие из нас отлично представляют себе античное и средневековое оружие, но знаем ли мы о редких и порой курьезных образцах?
Действительно, меч, лук, копье и щит не вызывают у нас никаких вопросов ни по внешнему виду, ни по области применения. Но издревле человек пытался придумать более удобное, нестандартное оружие с целью упростить задачу по уничтожению себе подобных. Получалось не всегда, но история оставила немало интереснейших образцов оружия, о которых мы сегодня и поговорим.
1. Чу-ко-ну
Начнем с прорывного по меркам средневековья оружия – китайского чу-ко-ну. За этим странным названием скрывается не что иное, как полуавтоматический арбалет!
Чу ко ну и стрелы
Источник: pinterest.ru
Широко известно, что обычный арбалет был весьма мощным стрелковым оружием, даже Папа Римский пытался его запретить, уж больно «недостойно» было для простолюдина пробивать рыцарские доспехи, убивая благородных господ-рыцарей. В китайской армии пошли ещё дальше. Магазинный арбалет на 10 зарядов (стрел-болтов) располагался сверху оружия, куда стрелок их просто засыпал горизонтально. При перезарядке использовалась рукоятка, натягивающая тетиву. Таким образом чу-ко-ну мог выпускать все 10 стрел за 15 секунд! Перезарядка зависела уже от сноровки стрелка, но несложно представить, какое опустошение в рядах противника могли произвести несколько тысяч китайских арбалетчиков, особенно если стрельба велась по слабо защищенным броней. Говорят, стрелы для пущего эффекта смазывали ядом цветка аконита. Лишь в конце XIX века в Китае окончательно отказались от использования Чу-ко-ну, заменив его огнестрельным оружием.
2. Чакрам
Читатель постарше наверняка вспомнит киносериал 90-х годов про воительницу Зену, которая охотно пользовалась этим оружием. Есть несколько вариаций произнесения этого индийского слова. Оружие появилось там же, в Индии. Его использовали сикхи – народ воинственный и известный своим воинским мастерством.
Чакрам
Источник: 2qm.ru
Металлическое, до бритвенного состояния заточенное по внешней кромке кольцо раскручивали на указательном пальце и 30-сантиметровый в диаметре смертоносный снаряд движением кисти отправляли во врага. Обычно его бросали чуть вверх, и такое простое с виду метательное оружие, как сюрикен или бумеранг врезалось в лицо или плечи врага, нанося смертельную рану. Неизвестно, использовали ли его в античности, но в средневековых войнах в Индии чакрам забрал множество жизней противников сикхов.
3. Калтроп
Все знают, как выглядят противотанковые ежи. А теперь представим их уменьшенными. Такие хорошо заточенные небольшие колючие «ёжики» сотнями разбрасывали на пути пехоты, а особенно кавалерии.
Калтропы
Источник: pinterest.ru
Эти приспособления использовались ещё в Древнем Риме. Преимущественно состоящие из пехоты римские легионы разбрасывали «триболы», так их называли, чтобы обезопасить свои фланги от ударов кавалерии. Высокая эффективность поспособствовала повсеместному распространению таких колючих заграждений, их использовали во многих армиях мира. Нередко и в наши дни полицейские и гангстеры могут высыпать такие «сюрпризы» под колёса преследующей машины.
4. Трехлезвийный кинжал на пружинах
Весьма экстравагантный вид оружия. В той же Индии существовал под именем «катар». Это, казалось бы, нелепое оружие применялось во время многочисленных в средневековье дуэлях. Часто в индивидуальном поединке встречались воины, вооруженные разными видами оружия. Для того чтобы получить преимущество, можно было обезоружить противника. Как это сделать?
Кинжал на пружинах
Источник: pinterest.ru
Лёгким движением руки дуэлянт открывал дополнительные лезвия кинжала (или катара), ловил клинок противника. Дальше действовал по ситуации: мог вывернуть кисть руки и выбить оружие, сломать лезвие или просто заколоть замешкавшегося неприятеля. В эту же категорию можно отнести различные типы «мечеломов», специально предназначенных для слома вражеского клинка, кинжалов или коротких мечей. Отдельно можно упомянуть и катар, напоминающий когти супергероя Росомахи, выглядит оружие в кино весьма эффектно.
5. Халади
Ещё один индийский вариант оружия – меч с двумя клинками, изогнутыми по обе стороны от рукояти. Иногда руку бойца закрывала цельная рукоять в форме шипастого или просто тяжелого кастета. Индийские воины-кшатрии из клана раджпутов искусно владели такими клинками. Опытные воины могли брать и по два халади. Тогда смертоносный танец клинков вокруг воина выглядел как страшная кровавая жатва. Интересен и пример из массовой культуры: один из ключевых персонажей вселенной Варкрафт – эльф Иллидан – носит как раз два халади.
Один из вариантов Халади
Источник: pinterest.ru
6. Летящий ворон и пчелиный рой
РСЗО – реактивная система залпового огня. Вернемся в Поднебесную. Китайские инженеры одними из первых задумали массовое применение средневековых РСЗО при помощи пороха.
Древнекитайская залповая система
Источник: pinterest.ru
Одним из вариантов был «Летящий ворон» – повозка, на которой был закреплен квадратный ящик со множеством ячеек, в каждой из которых находилась снаряженная порохом стрела. По команде несколько таких повозок открывали огонь, устраивая в рядах противника картину локального ада вкупе с большим психологическим эффектом. Не все противники средневекового Китая привыкли к оглушительным взрывам. В дополнение к «ворону» использовали и «Пчелиный рой». Так именовалась коробка поменьше, которую могли переносить 1-2 человека, но работала она по тому же принципу, в основном, прямой наводкой.
7. Греческий огонь
Ещё одна предтеча огнестрельного оружия, получившая особое распространение в Византийской империи. Многочисленные войны на морях, набеги на границы империи с моря вынуждали византийский флот искать средство гарантированного поражения вражеских кораблей.
Применение греческого огня
Источник: pinterest.ru
Даже наши предки испытали на себе разрушительное действие «греческого огня». Из специальных труб во вражеский корабль метали зажигательную смесь, состав её точно неизвестен, предположительно, это была смесь нефти, серы, негашеной извести. Состав в считанные минуты распространял огонь, который пожирал деревянные корабли и горел даже на воде. Эта смесь надолго дала византийцам преимущество на море.
8. Чжуа
Ещё одно китайское изобретение. Тяжелая дубина-палица, которая изготавливалась обычно из железа. Её особенностью было навершие, которое выполнялось в виде «чжуа» – железной руки. Обычно это была лапа медведя, льва или тигра. Тяжелая палица, снабженная «когтями» на пальцах лапы, наносила страшные ранения врагам. А хват этой лапы располагался таким образом, что воину с чжуа было очень легко зацепить щит противника за любую из кромок и вырвать его из рук. Применение чжуа неплохо показано в художественном фильме «Человек с железными кулаками».
Чжуа
Источник: pinterest.ru
9. Скиссор
Оружие и его вариации пришли от древнеримских гладиаторов. Скиссор изначально выглядел как железный полый рукав-гарда, внутри боец безопасно держал руку. Изначально скиссор выглядел как полукруглое лезвие на мощном штыре-основании. Затем появились различные лезвийные варианты.
Античный Скиссор
Источник: pinterest.ru
В Средние века, еще до массового внедрения огнестрельного оружия, варианты совмещения латной защиты руки и лезвия (как, к примеру, пата) и вплоть до щита, совмещенного с мечом, использовались в разных армиях мира.
Обложка: pinterest.com
Смотрите также:
«Атомный монстр», прыгающий разведчик и шаротанк: топ-10 самых необычных бронемашин в истории
7 нестандартных видов оружия Первой мировой войны, о которых вы не знали
Шесть малоизвестных образцов оружия Красной Армии, о которых вы не знали
Грог, сухарь и жареная крыса: быт моряков парусного флота
Почему морская душа в полоску? История русской тельняшкиНовое
Видео
Александр III – часть 2. Консерватор в политике, либерал в экономике
Александр III – часть 2. Консерватор в политике, либерал в экономике
Памятные даты военной истории России
Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России
Фильм «Беспечный ездок»: Гимн поколения 60-х. Новый Голливуд. Противоречия правилам кинематографа
Фильм «Беспечный ездок»: Гимн поколения 60-х. Новый Голливуд. Противоречия правилам кинематографа