Версия для печати

Россия. Военная история

Павел Сухой: человек – самолет

В плеяде великих отечественных авиаконструкторов имя Сухого по праву стоит в первой пятерке. Ну а если оценивать не исторически, а в актуально- военном разрезе, так вообще в первой «двойке». Ибо, наряду с «МиГом», бренд «Су» стал таким же всемирным стандартом русского оружия, как «Калашников». И до сих пор является фактором страха для одних, надежды для других, зависти и вожделения для третьих.

На самолетах марки «Су» установлено около 50 мировых рекордов, а их конструктор был одним из пионеров советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Сам Павел Осипович сконструировал полсотни моделей, причем его ОКБ засекретили глубже, чем среди авиасобратьев. Его «фирменным стилем» были смелые решения, порою определявшие вектор авиастроения.

Кстати, когда в 1989 году в Ле Бурже, наш Су-27 впервые ошеломил публику «коброй  Пугачева», мало кто знал, что многие решения этого чудо-самолета: аэродинамическая схема, размерность, интегральная компоновка, неустойчивость в продольном канале и некоторые другие – для прототипа этой машины, Т-10, предложил сам Павел Осипович Сухой. Ему тогда было под восемьдесят...

Родился Павел Сухой на земле нынешней Белоруссии в селе Глубокое. Его отец служил там учителем. В доме была библиотека на зависть многим, устраивали скрипичные и вокальные концерты и даже выпускали домашний рукописный журнал «Молодая поросль». Такая гуманитарная «прививка» действовала всю жизнь, но настоящей и осознанной страстью нашего героя стали крылатые машины. Модели самолетов он мастерил с детства. Закончив с отличие Гомельскую гимназию, Павел уехал учиться на авиаинженера. В Императорском Московском техническом училище (будущей «Бауманке») стал членом Кружка воздухоплавания, основанного «отцом русской авиации» Николаем Жуковским.

Грянувшая Германская взяла в оборот, но пощадила Павла – как позже революция и красный террор. Школа прапорщиков, артиллерийская часть на германском фронте, наконец пулеметная команда полка из ста бойцов, которыми он командовал в чине штабс-капитана. Бесславно оконченная война выплюнула его в марте 1918-го в революционную смуту. Учиться было негде, воевать ни на чьей стороне в Гражданской он не желал – и вернулся в родную Белоруссию, чтобы учительствовать в школе. Там познакомился с будущей женой, там же переболел сыпняком и скарлатиной, лишившей его прежнего звонкого голоса и сделавшей «молчуном».

Вернулся в стены МВТУ, проектировал дирижабли в КБ Николая Фомина. И, наконец, - старт в профессию под крылом руководителя диплома, маститого уже Андрея Туполева, разглядевшего в своем студенте незаурядный талант.

Павел Сухой в КБ Туполева в 1925–1927 гг. быстро вырос до заместителя конструктора. Отвечал за разработки первых цельнометаллических многоцелевых истребителей «Иванов»: И-4 и И-14 из кольчугалюминия. Следующим взлетом конструктора стало участие в создании «триумфальных самолетов» СССР. На АНТ-25, известном также под маркой РД (Рекорд дальности), Чкалов, Байдуков и Беляков совершили пятидесятишестичасовой перелет до Охотского моря через Землю Франца Иосифа. Через год экипажи Чкалова и Громова на нем же пересекли Северный полюс, приземлившись в Ванкувере. Другим прогремевшим в мире самолетом стал дальний бомбардировщик ДБ-2, на модификации которого под именем «Родина» установили свой рекорд женский экипаж Гризодубовой, Расковой и Осипенко.

Успехи конструктора отметили, и за полтора года до начала Великой Отечественной Совет Народных Комиссаров постановил создать для него собственное ОКБ. Грянувшая война многократно усилила конкуренцию «авиафирм». Сухой в ней часто проигрывал Лавочкину, Ильюшину, Яковлеву, предлагавшими более практичные и дешевые решения. Однако его легкий бомбардировщик Су-2 на основе доработанного «Иванова» заслужил самые высокие отзывы: «Послушный умелой руке, летучий, маневренный, невероятно живучий и безотказный».

Самолет «Флитстер» Маврикия Слепнева с поврежденным шасси в лагере челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

Су-2

Источник: nekrasovka.ru


Поскольку очертания бомбардировщика были поначалу секретными, не обошлось без драм. В начале войны один Су-2 сбил ас Александр Покрышкин, приняв за «немца». Успешно действовал ближний бомбардировщик Су-4. А вот штурмовик Су-6, превосходя по скорости и маневренности знаменитый Ил-2, в производство не пошел. Конвейеры уже настроили под «Ильюшина». Уникальный случай: за не серийную машину серию конструктор получил Сталинскую премию первой степени. Вознаграждение он отдал в Фонд обороны.

Сталин прекрасно понимал, что Сухой работает на будущее советской авиации. Однако блестящие, казалось бы, перспективы омрачились тучами неудач. Созданный в 1947 году всепогодный истребитель-перехватчик Су-15 со стреловидными крыльями и двумя реактивными двигателями собрал многие уникальные новшества. Однако на очередных испытаниях произошло непредвиденное: на высоте двух тысяч началась разрушительная болтанка. Перекосившийся фонарь кабины не позволил летчику-испытателю Сергею Анохину катапультироваться. Он едва сумел спастись на парашюте, самолет разбился. Все работы по модели и ее модификациям были свернуты. А вдогонку пустили шутку-«подколку»: «Конструктор Сухой, самолет сырой, летчик мокрый».

Следующий фантастичный фронтовой истребитель Су-11 с первыми отечественными турбореактивными двигателями ТР-1 Архипа Люлькипо разным обстоятельствам также не пошел в серию, уступив первенство знаменитому МиГ-15.

В итоге ОКБ Сухого расформировали, а Павлу Осиповичу предложили перейти на ракетную тематику. Он предпочел отправиться рядовым конструктором к Туполеву.

В 1953-м, власти, одумавшись, вернули Сухому ОКБ. И тут же последовали прорывные решения. В 1956-м впервые в СССР его С-1 преодолел два маха. «Сделай Павел Осипович только один этот самолет, его уже можно было бы назвать выдающимся конструктором», — оценил изделие маршал авиации Евгений Савицкий. За ним последовали истребители-бомбардировщики — Су-7, Су-17 с модификациями. «Семнадцатый» оказался нашим первенцем в новом направлении авиастроения – машинах с крылом изменяемой геометрии. Его оценили на Ближнем Востоке и в Афганистане. А Су-7 даже удостоился в Египте памятника за успешное противостояние ВВС Израиля.

Наивысшим достижением Сухого авиаспецы признают Су-100. Работа над ним велась в конце шестидесятых. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик мог нести ядерные ракеты, покрывать расстояние от 7000 до 10 000 км с крейсерской скоростью 3000 км/ч. Конкурентом его выступал Ту-160, и хотя многие специалисты оценивали «сотку» гораздо выше, победил туполевский «Белый лебедь». Андрей Николаевич использовал все рычаги, а Павел Осипович, видимо, не захотел вступать в схватку. Тем более, что жить обоим оставалось недолго: ученик пережил учителя лишь на три года.

Самолет «Флитстер» Маврикия Слепнева с поврежденным шасси в лагере челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

Су-27

Источник: nekrasovka.ru


Что за человек был Сухой? Некоторые считали, что он оправдывает свою фамилию: слишком сух, аккуратен, не эмоционален. Отмечали «убийственную» вежливость и «пугающее» спокойствие. С подчиненными общался исключительно на «вы». И в молодости и будучи уже орденоносцем, дважды Героем Соцтруда, Павел Осипович всегда соблюдал дистанцию: «Мы были рядом с ним, и в то же время он был недосягаем для нас, словно истребитель, летящий на сверхзвуке…», - вспоминал один из сотрудников.

В молодости Сухой был чем-то похож на певцов Вертинского, Лемешева. Но и позже сохранял в облике нечто «старорежимное». Владел немецким, английским и французским, постоянно изучал специальные журналы. «Для себя» читал по-латыни. Любил при случае заглянуть в оперетту. Были у него и свои «причуды гения». Например, особое значение, конструктор придавал числу 101. Если при испытании на прочность модель разрушалась на отметке 99 или, скажем, 102 процента от предельных расчетных характеристик, конструкция направлялась на переделку. Странная вера в магию чисел не мешала постоянно общаться с учеными, инженерами, предлагать идеи и ставить задачи по разработке новых материалов и приборов. Один из его главных конкурентов военной поры Семен Лавочкин признавал: «У кого можно поучиться работе с наукой — так это у Сухого!».

Самолет «Флитстер» Маврикия Слепнева с поврежденным шасси в лагере челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

Су-57

Источник: nekrasovka.ru


Наследники по ОКБ с честью продолжили дело Павла Осиповича. Семейство «Сухих» от Су-27 до Су-47, созданные под руководство Михаила Симонова, сделались легендами мировой авиации. Ныне «Сушки» составляют более половины парка боевой тактической авиации России, неся на своих крыльях фамилию гениального советского авиаконструктора.


Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 272
0 Комментариев