En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Откуда родом хамонная оппозиция. К годовщине моды от Диора

16.12.2016

16 декабря 1946 года в Париже открылся дом моды Кристиана Диора.

Между прочим, сообщество потребителей импортной одежды, продуктов питания и, заодно, взглядов на мир – уже давно партия. Гул голосов этих партийцев мы будем слышать всякий раз, когда политика руководства РФ будет угрожать их потреблению. В ближайшие годы даже чаще, учитывая выборы-2018

Сегодня, когда мы справляем 70-ю годовщину открытия «дамского магазина», стоит поговорить о том, что теперь уже Россия (прежде СССР) сталкивается с проблемой сакрализации потребления.

Диор и стиляги

«Кристиан Диор» – бренд модной одежды – довольно скоро перерос в бренд модного всего на свете. К настоящему моменту компания выпускает обувь, бельё, парфюмерию, аксессуары, то есть представлена во всех ключевых сегментах fashion-индустрии. Когда же появился бренд? Если не знать наверняка, этого нипочём не угадать.

1946 год, со времени окончания войны в Европе миновало всего лишь полтора года. Даже плана Маршалла ещё не существовало – Джордж Маршалл выступил со своей инициативой только в июне 1947 года, европейская конференция для обсуждения плана собралась месяцем спустя. Иными словами, Америка ещё даже не начинала вытаскивать Европу своим планом экономической помощи из послевоенной разрухи.

В таких случаях всегда тянет сравнить, и сравнение будет, конечно же, не в нашу пользу. В комиксно-вульгаризированной форме эта ситуация показана в известном фильме «Стиляги», все персонажи которого делятся на «жлобов» (в одинаковых костюмах и плащах серо-тёмной гаммы) и «чуваков», более похожих на попугаев. Даже хорошо, что вышел он только в конце 2000-х. Случись такое кино в 80-х, развал Союза вполне мог бы произойти на несколько лет раньше.

Это сегодня мы избалованы пресловутыми «300 сортами колбасы», а для покупки джинсов достаточно прогуляться до ближайшего ТЦ. Когда-то сфера потребления была развита куда менее и вот для этих условий дом моды Диора или «Стиляги» – беспроигрышный пропагандистский ход.

Нет, это, конечно же, не Диор разлагающе влиял на неискушённую советскую молодёжь – вряд ли он даже думал о такой задаче. Великая Отечественная помимо прочего стала ещё и соприкосновением бытовых контуров советской и западной реальности – в 20-30-х гг. они практически перестали контактировать. И Даллес с его несуществующим планом тут тоже ни при чём. Просто самая успешная пропаганда не нуждается даже в спикере. Вывод «У них лучше штаны, значит и государство у них более правильно устроено» является глубоко выстраданным и проносится человеком сквозь годы. Уже в нашу реальность, в которой случайный пропагандистский эффект красивой и качественной иностранной одежды нам пытаются «продать» второй раз. Только уже нагрузив его дополнительными смыслами.

Почему у них получилось?

Вроде бы уже незачем, но всё же ответим на этот вопрос. Почему же во Франции спустя полтора года после войны открылся дом моды, что за безумие?

Во-первых, не такое уж и безумие. Как оказалось, даже в самые тяжёлые для экономики времена хватает людей с достатком и желанием тратить деньги. Если не внутри страны, так за её пределами – ещё до начала 50-х три четверти модного экспорта (прежде всего в США) поставлялось домом Диора.

Во-вторых, высокая мода приносит скорее славу, чем деньги. Деньги приносит прет-а-порте: меньше затраты, больше партии, выше прибыль. Первую славу Диор конвертировал в производство лицензионной одежды для универмагов США.  

Ну и, наконец, главное. Диор – не сам по себе мальчик. За домом моды стоял текстильный магнат Марсель Буссак. Диор, создавая рынок высокой моды, создавал тем самым спрос на продукцию заводов Буссака.

Самое время вспомнить, чем в это время жили мы Даже репарации с побеждённой Германии не могли покрыть потерь, понесённых Советским Союзом. В этой ситуации любая лишняя копейка уходила промышленности группы «А», а не расходовалась на украшательства коллекций одежды.

Хотя свои «Диоры» были и в СССР. Отсылаем забывчивых к одному из эпизодов «Места встречи». События происходят в 1945 году, но Соболевская (подруга убитой Груздевой) демонстрирует москвичкам тренды нового сезона. Впрочем, мода не была заботой государства – для этого существовал, как сейчас выразились бы, «малый и средний бизнес», развитый ровно настолько, насколько позволяло благосостояние вернувшегося с фронта покупателя.

Хвост виляет собакой

Однако вернёмся в наше время, а вернее – в наше восприятие послевоенной Европы и СССР. Взгляд на модные послевоенные вещи спустя несколько десятилетий и сквозь призму фильма пытается сообщить не только очевидное (да, красивые и удобные вещи), но и, прицепом, оставить за стилягами историческую правду. Даже когда Фред сообщает Мэлу страшное («В Америке нет стиляг»), тот даже не задумывается с ответом: «Но мы-то есть».

«Мы» – это сообщество граждан, чьё более статусное потребление (по их мнению) возвышает их над серой массой «жлобов» в ватниках.

А впрочем, знаете, возвышает! Только работает это немного иначе.

Дело в том, что сегодняшнее потребление – это потребление в первую очередь информации. Какие штаны носить в этом сезоне, в каких заведениях пить смузи, какой смартфон купить (хотя нет, это легко). Информация нанизывается друг на друга. Постепенно выясняется, что потребитель штанов марки А и смартфонов марки Б начинает изменять свои привычки в еде, напитках, супермаркетах (где всё это можно купить), а также СМИ, где можно актуализировать информацию. И тут вдруг случается Крым. Или ещё что-нибудь. А через полгода любитель штанов узнаёт, что его любимый сорт моцареллы он не сможет больше покупать в привычном маркете. Ибо санкции и контрсанкции в ответ. А потом все мы читаем в соцсетях посты «Отняли хамон и пармезан. Что будет с нашей страной? Вновь как в старые времена». В фильме, в общем-то, показано то же самое. Но так уж человек устроен: пока вживую не увидит – не поверит.

***

Когда-то в советской школе специально отводилось время на обществоведение, целью которого было дать понимание специфики нашего государства. Того, что на штанах свет клином не сошёлся, что, например, отмена карточной системы в конце 40-х куда гуманнее и правильней высокой моды (так, в Великобритании талоны на сахар и мясо отменили только в середине 50-х годов). Мода подождёт.

Сегодня тех уроков нет, зато есть манифесты потребляющих. Оформленные в виде фильмов, колонок в СМИ и репликах в соцсетях. И всю эту кутерьму даже можно было бы терпеть, не отпуская в её адрес издевательских реплик. Если бы она родила хоть одного нового Диора. 

Теги:
История и ИКТИстория народов РоссииЭтнология и этнографияСоциальная историяНовейшая историяИстория абсолютизмаИстория белого движенияИстория цивилизаций
3096

Поделиться

Соцсети

Новое

Всё для фронта! Всё для Победы!

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Грюнвальдская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте