Недолгий путь от экстрасенсов к соломенным самолётам. К годовщине эфиров Кашпировского
9 октября 1989 года на Центральном ТВ состоялся первый телесеанс Анатолия Кашпировского.
Сегодня это имя изрядно подзабыто, многим – так и вовсе неизвестно. Хотя именно Кашпировского можно считать своего рода тараном материалистической картины мира позднего СССР. Таран был успешным, все сегодняшние телемаги и экстрасенсы по хорошему должны бы ему роялти отчислять – за использование формата и создание рынка. Но что будет, если к этому мракобесию присовокупить ещё и периодически звучащие призывы упростить школьное образование?
Сегодня, когда мы справляем 27-ю годовщину «даю установку», стоит поговорить о том, как тонка амальгама цивилизации.
Социальный запрос на Калиостро
«Минздрав метнулся к Джуне, атеисты хвалят Глоб», – этой строчкой из песни «Метаморфоза» Талькова можно описать состояние советского общества в конце 80-х годов, хотя в угоду рифме тут не упомянут главный мем той эпохи – Анатолий Кашпировский.
И ведь что интересно. Был вполне нормальным человеком, психотерапевтом. Вероятно, даже хорошим, если в 1987 году выполнял эти обязанности при сборной СССР по тяжёлой атлетике, а после – возглавил Республиканский центр психотерапии в Киеве.
А потом понеслось: телемосты Киев – Москва, Москва – Киев и Киев – Тбилиси с обезболиванием операций в прямом эфире, а затем и «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского» по Центральному телевидению. Тем, кто не застал эпоху Советского Союза, стоит пояснить.
1. Телевидение в СССР было Центральным и республиканским. Центральное, как можно догадаться, транслировалось на всю территорию Союза.
2. Во времена отсутствия интернета быть показанным по ЦТ – всё равно что сегодня попасть в новости крупнейших новостных интернет-ресурсов: о герое передач узнавали все, это моментальная всесоюзная популярность и узнавание.
3. Более того, это ещё и максимальный кредит доверия – в те времена по Центральному ТВ попросту не показывали чего-либо официально не одобренного государством.
Основных результатов от Кашпировского в телевизоре было два.
Во-первых, его собственное благосостояние сильно повысилось. По его же собственным признаниям, только за три концерта в Ташкенте он получил 650 тыс рублей. Официальный обменный курс в те времена составлял 0,6 руб/долл, неофициальный – примерно 10:1. Оба, разумеется, нерыночные, поэтому проще перевести в золото – при внутренней его стоимости около 90 рублей за грамм такая гастроль принесла бы примерно 7,22 кг (около 300 тыс долл на современные деньги). Даже по сегодняшним меркам неплохо, а уж тогда-то тем более.
Во-вторых, в стране начался форменный бум на целителей. Сам Кашпировский потом очень обижался, когда его сравнивали с кем-нибудь из его «последователей», но следует признать, что именно он и был виновником это лавины. Наверное, это крайне комично смотрелось в официально-атеистической стране: сначала Кашпировский лечит по телевизору энурез, потом Алан Чумак заряжает банки с водой. Причём все это – в государстве, в котором школьное и высшее образование формировали целостную картину мира, исключавшую магическое сознание. Вероятно, причиной была слишком резкая попытка внедрить рынок в социалистическом обществе и слишком высокий градус разоблачений и реабилитаций. Впрочем, сегодня важнее уже другое.
Отблески культурной революции
«Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно негодную модель образования – напихивание детей огромным количеством знаний... Сотрудники системы образования, учителя, родители и дети в шоке. Они не знают, что делать. Какую именно информацию попытаться напихать в несчастного ребенка... и в какой период времени начать его напихивать этим ненужным барахлом». Такие слова можно сегодня услышать от не последних людей в России. Это один из тезисов выступления Германа Грефа на Гайдаровском форуме в январе этого года. То, что взамен глава правления «Сбербанка» советует перенимать опыт финской системы образования (финны адаптировали под себя именно советскую модель) и то, что одновременно Греф считает главной проблемой России экспорт мозгов (как это вообще возможно с «лузерской» системой образования?) – все эти вопросы по горячим следам успели неоднократно обсудить и забыть. Поэтому предлагаю сосредоточиться на упомянутом «напихивании».
«Не нужно читать много книг», – это уже не Греф, хотя по смыслу почти идентично. Это Мао Цзэдун. О финской системе в Китае, конечно, тогда не слышали, однако известно, чем для Китая обернулся отказ от «напихивания» – культурной революцией. Без всей этой «лишней» информации формирование целостной научной картины мира попросту невозможно. Без неё человек – готовый объект для манипуляций, не нужно быть даже талантливым психотерапевтом вроде Кашпировского.
В 80-е и 90-е мы уже прошли через опыт выступлений шарлатанов в по телевидению, оформления обстановки в офисах не последних бизнес-структур по фен-шую. Казалось бы – простительная блажь, но от неё до афёр Петрика даже не шаг – полшага. И то лишь до тех пор, пока совет РАН по лженауке укомплектован людьми, способными отделять зёрна от плевел.
Безусловно, общества, где та самая картина мира является не правом, а привилегией, существуют. И они даже успешны. Однако только до тех пор, пока контур элит не пересекается с контуром обычных граждан, достичь чего в современном обществе не так-то просто. Вернее, для этого нужны специфические элементы общества совсем не современного – сортинг уже на этапе школьного обучения, с возможным дублированием критерием происхождения. Это несправедливо, но обеспечивает устойчивость общества, а также даёт определённую гарантию от того, что на месте ЛПР (лица, принимающего решения) окажется человек, верящий в реальность экстрасенсорики и в целом опирающийся на магическую картину мира.
Дело в том, что люди склонны формировать окружение под себя, а значит, со временем количество не совсем адекватных людей в органах власти будет расти. С этим можно было бы мириться, если бы дело было в одной только глупости. Но помимо прочего магическое сознание – способ влияния на его носителя, а также фактор искажения реальности.
Если говорить проще, то основная проблема призыва к упрощению школьной программы и отуплению будущих школьников – угроза каргокультизации общества. Причём если карго-культы с их строительством соломенных самолётов в островных государствах Тихого океана, можно счесть скорее забавным вывертом цивилизации, то каргокультизация в индустриальных обществах гораздо опаснее и разрушительнее.
Потому то, что начинается с этно-фестивалей, плавно перетекающих в магизм национальной одежды, фольклора и традиций. А заканчивается попытками силовой смены власти и растравливанием гражданского противостояния. Ведь тупая власть и тупые сограждане не понимают, что необходимо просто разделять европейские ценности и перестать наконец держаться за отсталую промышленность! А значит свою правоту нужно утвердить силой. Речь совсем не об Украине, как можно было бы подумать, – это общая проблема постсоветских государств. Процессы везде одинаковые, а временная неодинаковость результатов не должна расхолаживать.
И коль скоро сложившейся и действующей системы выращивания элит пока нету, а маги и экстрасенсы в телевизоре встречаются гораздо чаще физиков, придётся и дальше напихивать в школьников полторы и две нормы. В надежде, что хоть что-нибудь удержится.
«Дураков не сеют, они сами родятся». Давайте этому хотя бы не способствовать.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России
600 лет русского гламура. Рублевка. Часть 1
Страница К.П. Ковалева-Случевского на портале ИСТОРИЯ.РФ
Памятные даты военной истории России
Битва при Халхин-Голе. Памятные даты военной истории России