Русский мир

Народный историк Николай Костомаров

202 года назад, 16 мая 1817 года родился выдающийся русский историк, известный сторонник панславизма и основатель Кирилло-Мефодиевского общества Николай Иванович Костомаров

«Чудо-ребёнок»

У Николая Ивановича Костомарова весьма интересная семейная история. Отец Иван Петрович был помещиком в Воронежской губернии, а мать Татьяна Петровна – его крепостной. Задумав жениться на ней, Костомаров-старший озаботился её образованием, которое та получила в одном из московских пансионов. Они сочетались браком осенью 1817 года, тогда как ребёнок появился на свет немного раньше – 16 мая (по закону того времени это означало, что сын был крепостным у собственного отца).

Отец много времени уделял воспитанию, привил сыну интерес к литературе, сам Иван Петрович был поклонником французской литературы. Но через девять лет Иван Петрович погиб, оставив семью в тяжелом с юридической точки зрения положении.

Юный Коля поступил на учебу в пансион в Москве, где показал себя блестящим учеником, заслужив прозвище «Чудо-ребёнок». Однако вскоре матушка перевела его поближе к себе в Воронеж, где качество образования заметно отличалось от столичного и навевало скуку. В 1833 году юноша окончил местную гимназию и поступил в ближайший к дому Харьковский университет на историко-филологический факультет.


Михаил Лунин. Источник: https://dic.academic.ru

Большую часть времени обладавший живым умом и жаждой знаний студент занимался самостоятельно, однако бессистемно. Ситуация поменялась с приходом в университет специалиста по средним векам Михаила Михайловича Лунина, заразившего молодого Костомарова любовью к истории.

Интерес к «живому народу»

Некоторое время после выпуска из университета молодой человек служил в армии, однако и здесь он показывал увлечение наукой о прошлом – изучал историю слободских казачьих полков. В 1837 году он возвратился в Харьков и полностью переключился на занятия любимой наукой.


Собрание Кирилло-Мефодиевского общества. Источник: https://homsk.com

Здесь начало складываться его собственное видение истории как жизни народа с его языком, обычаями и культурой. Костомаров принялся штудировать книги украинских народных сказаний и песен, одновременно изучая украинский язык и совершая поездки по селам и деревням. Более того, в 1830-е годы он издавал под именем Иеремии Галки художественные произведения на украинском языке.

В 1840 году Костомаров успешно сдал экзамен на магистра, а через два года из-под его пера вышла диссертация, посвященная православно-католической унии. Она была отвергнута из-за придирок харьковского архиепископа. В 1844 году молодой историк всё же смог защитить другую диссертационную работу – о русской народной поэзии.

«Взаимность славянских народов»

Увлеченный историей украинской земли, Костомаров решил создать историю Богдана Хмельницкого. Сбору необходимых данных способствовало его нахождение на месте основных событий в середине 1840-х годов в качестве гимназического учителя в Ровно, а затем в Киеве. Вскоре учёный стал преподавать в Киевском университете, привлекая своими идеями о народной истории многих слушателей.

Костомаров, увлеченный историей украинской земли, решил создать историю Богдана Хмельницкого. Чтобы заниматься сбором необходимых данных, он решил обосноваться в местах, где происходили основные описываемые им события. В середине 1840-х годов Костомаров работал в качестве гимназического учителя в Ровно, а затем в Киеве. Вскоре учёный стал преподавать в Киевском университете, привлекая своими идеями о народной истории многих слушателей.


Николай Костомаров. Источник: https://www.culture.ru

Одновременно с этим у Николая Ивановича зрели идеи общеславянского единства, которые разделяли единомышленники: поэт Тарас Шевченко, писатель и этнограф Пантелеймон Кулиш, журналист Василий Белозерский, педагог и публицист Николай Гулак и другие. Молодые люди мечтали о создании славянской федерации, объединяющей братские народы на основе демократических прав и свобод, однако со своей внутренней автономией. Эти идеи привели друзей к созданию Кирилло-Мефодиевского общества, которое должно было помогать воплощению их в жизнь. Однако в 1847 году один из членов общества донёс в полицию. Тотчас же последовали аресты и обвинения.

Зрелые годы трудов

Наказанием для Николая Костомарова стал год в стенах Петропавловской крепости, а затем надзор полиции в Саратове, куда он был переведён. Мечтательности после таких событий у историка поубавилось, но идей своих он не оставил. Он совершал этнографические экспедиции, где собирал местный фольклор, в том числе и среди староверов, при этом не оставляя свой труд о Хмельницком и новую книгу о русском быте XVI-XVII веков.

В 1856 году вскоре после вступления на престол Александра II Николай Иванович получил свободу от надзора и снятие запрета на публикации. Посетив столицу и побывав за границей, он вернулся в тот же Саратов, где выпустил монографию о бунте Степана Разина. Не остался он в стороне и от подготовки важнейшего преобразования эпохи – отмены крепостного права, трудясь в комиссии по улучшения крестьянского быта. Через три года Костомаров получил разрешение вновь преподавать, встав во главе кафедры русской истории Петербургского университета.


Экспонат Черниговского музея. Источник: www.topnews.cn

Обладая живой манерой изложения материала, Костомаров стал невероятно популярным среди студентов. Он излагал свою концепцию народной истории со всеми ее особенностями. Однако профессор не абсолютизировал роль народа в складывании русской государственной жизни, как не абсолютизировал и роль самой власти. Он рассматривал эти явления в совокупности, пытаясь определить сам характер строя и его влияние на жизнь общества. Николай Иванович рассматривал историю Государства Российского более критично, чем многие до него и при нём, чем часто вызывал недовольство и критику, особенно со стороны славянофилов.

Войдя в состав археографической комиссии, Костомаров изучал и публиковал акты по истории Малороссии, задумав тогда же составить ее полную историю. Над этим трудом он работал до последних своих дней. Говоря о великороссах и малороссах, историк писал о двух русских народностях, которые при этом были едины.


Сборник трудов Н. Костомарова.
Источник: https://homsk.com

В 1861 году из-за беспорядков был временно закрыт Петербургский университет, после чего Николай Иванович с другими профессорами стал читать публичные лекции, но и они затем были запрещены. В следующем году учёный совершил этнографическое путешествие, открыл захоронение новгородских воинов, погибших в 1471 году в битве при Шелони.

История едина

Затем для Николая Ивановича опять настал перерыв в преподавании в силу его «неблагонадежности». Он сосредоточился на архивной работе, публикуя труды по украинской, русской и польской истории («Севернорусские народоправства», «Смутное время московского государства», «Последние годы Речи Посполитой»). В 1870-е годы Костомаров создавал знаменитую «Русскую историю в жизнеописании её главнейших деятелей».

С 1875 года историка стало подводить здоровье, причиной чему был перенесённый сыпной тиф. Тогда же он женился на давно любимой Алине Кисель. Неустанно работая до самой смерти, ученый скончался через 10 лет, 19 апреля (по н. ст.) 1885 года.


Главный труд Н. Костомарова. Источник: https://rg.ru

Костомаров не переставал говорить о единой русской истории. Он провозгласил идею народной истории с её вниманием к культуре, быту, языку и духовности народа, который играл очень важную роль в строительстве государства. После его смерти это направление получило развитие, его представители не всегда и не во всем соглашались с Костомаровым, но всегда отталкивались от его идей как от основы. Николай Иванович был талантливым популяризатором исторической науки, умевшим ярко, живо и художественно описать жизнь давно ушедших эпох и заинтересовать этим молодое поколение. Происходит это и до сих пор: читать Костомарова полезно и интересно.

Обложка: Портрет историка Н. И. Костомарова. Автор Николай Ге. Источник: http://www.art-catalog.ru


Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 297
1 Комментарий

Царенко Сергей Александрович / кандидат архитектуры (теория, история)

Ясное понимание талантливым Костомаровым единства народа (как явления многонационального) всё-таки не привело учёного к формулированию объективных определений. А они очень важны, притом – не только для исторической науки. Появление «Книги буття українського народу» в качестве политической программы Кирилло-Мефодиевского братства явно противоречило самой идее славянской или, тем паче, восточнославянской общности. Ситуативная романтизация старинного географического термина «Украйна», известного по летописям, хотя бы и в другом контексте, с ХІІ века, привела нас (украинцев) к новейшему самоназванию вместо южных русичей, – как ни странно, вопреки тому, что даже Тарас Шевченко называл свой украинский букварь именно «Букварём Южнорусским». И дело не в царской цензуре. Ведь подлинная, не глобалистская, но открытая миру самобытность и Костомаровская «взаимность» всех ветвей русичей – и русских, и «белых» (т.е. западных), и южных, при всех национальных особенностях, включая карпато-русинские, – может быть обеспечена сильной и, вместе с тем, гибкой общей государственностью. Это станет возможным только при условии строго определённого понимания единства нашего многонационального народа и выстраивания общей для всех исторической методологии, как и приемлемой для всех общей политической модели.