Автор: Антон Трофимов
Как возведение памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» стало всесоюзной стройкой
Гигантская скульптура «Родина-мать зовет!», венчающая памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде, давно стала одним из самых узнаваемых символов Победы и самой Великой Отечественной войны — таким же, как георгиевская ленточка, изображение ордена Отечественной войны или одноименный плакат «Родина-мать зовет!». Но из всех этих объектов волгоградский монумент самый поздний: постановление Совета Министров СССР №100 о создании мемориального комплекса в Сталинграде было принято 23 января 1958 года, а торжественное открытие состоялось лишь 15 октября 1967 года.
Во время строительства памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Монумент «Стоять насмерть!» на фоне строящейся скульптуры «Родина-мать зовет!»
Источник: volfoto.ru
Об увековечении памяти героических защитников Сталинграда задумались почти ровно за 15 лет до выхода январского постановления Совмина СССР. 26 января 1943 года, когда еще даже не капитулировала окруженная 6-я армия фельдмаршала Фридриха фон Паулюса, Сталинградский обком партии выпустил постановление о реорганизации Музея обороны Царицына в Музей обороны Царицына-Сталинграда. А 9 февраля начальник политотдела знаменитой 62-й армии, штаб которой как раз и располагался на Мамаевом кургане, разослал во все армейские подразделения и соединения распоряжение о сборе материалов и документов о боях за город для музея «Оборона Сталинграда».
Но музей так и остался бы просто музеем, если бы не инициатива знаменитого скульптора Евгения Вучетича, который обратился к советскому руководству с предложением установить в Сталинграде памятник его героическим защитникам и выдвинул идею сделать это в виде сложного архитектурного ансамбля. Подобных памятников в СССР до той поры не было, и неизвестно, как оценили бы затею Вучетича, если бы он не прославился к тому времени монументом «Солдату-освободителю» в Берлине. Идею маститого скульптора поддержали, хотя для порядка и пришлось объявить конкурс проектов сталинградского мемориала — впрочем, с вполне предсказуемым результатом. Победителем конкурса стал проект Евгения Вучетича, и вскоре на свет появилось то самое постановление Совета Министров СССР №100 о сооружении в Сталинграде памятника-монумента в ознаменование победы над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве.
Так выглядел первоначальный проект памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», утвержденный в 1958 году
Источник: pinterest.com
Всю ответственность за воплощение этого замысла советское правительство возложило на руководство РСФСР, которое после всех согласований и консультаций со скульпторами, инженерами, архитекторами и строителями выпустило 25 декабря 1958 года свое постановление. Этот документ устанавливал фантастические сроки: памятник должен быть готов к 9 мая 1961 года! Фактически на сооружение уникального монументально-архитектурного ансамбля отводилось чуть больше двух с половиной лет, что, конечно, было малореальным. И действительность полностью подтвердила это: сооружение мемориала началось в мае 1959 года и растянулось на восемь с лишним лет.
Причин тому было немало, но основной стало неоднократное изменение проекта строительства уже в процессе возведения монумента. Например, центральная скульптура Родины-матери первоначально была другой: стоящая прямо женщина со знаменем в левой руке, а перед нею — коленопреклоненный солдат. Но в 1962 году, когда стройка уже вовсю шла, Евгений Вучетич решил изменить памятник, говоря, что, мол, победа под Сталинградом была еще далеко не окончательной, впереди были еще два с лишним года войны, и памятник должен показывать именно это. Так и появилась та самая Родина-мать, воздевшая к небесам карающий меч и зовущая своих сыновей на новые битвы.
Во время строительства статуи Родины-матери — центрального элемента волгоградского памятника-ансамбля, середина 1960-х годов
Источник: stalingrad-battle.ru
Кроме того, уже после всех постановлений было принято решение изменить материалы, из которых должен был изготавливаться главный монумент всего памятника-ансамбля. Вместо бронзы и камня, использование которых делало бюджет строительства просто заоблачным, решено было отлить Родину-мать из железобетона на каркасе с напряженными тросами — таком же, как у Останкинской башни. Работа эта была уникальной: скульптура имеет гораздо более сложную форму, чем башня, и расчеты заняли существенное время. Да и само изготовление было непростым, ведь заливка бетона шла непрерывно, чтобы избежать появления швов и наплывов. Потом уже в ходе строительства Евгений Вучетич решил исключить панораму «Сталинградская битва» из состава ансамбля, а в уже построенном для нее здании на мозаичных знаменах поместили списки погибших защитников города. Хватало и других сложностей, обычных для всех всесоюзных строек — а возведение сталинградского монумента было именно ею. К работам привлекли военнослужащих, в них участвовали студенты и ветераны, не говоря уже о волгоградских строителях, на которых и легла основная нагрузка.
Строительство памятника-ансамбля завершилось с опозданием в шесть с лишним лет. 15 октября 1967 года состоялось его открытие, в котором участвовали руководители страны: первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный и министр обороны СССР маршал Советского Союза Андрей Гречко. Почетными гостями стали командующий 62-й армией генерал армии Василий Чуйков и другие военачальники, воевавшие в Сталинграде, а также множество ветеранов-сталинградцев. И с того времени по сей день волгоградский мемориальный комплекс остается одним из самых знаменитых и популярных в нашей стране: ежегодно его посещают порядка 2,6 миллиона человек.
Перед установкой меча на скульптуре «Родина-мать зовет!», 1965 год
Источник: volfoto.ru
В 2008 году волгоградский мемориальный комплекс всенародным голосованием вошел в число семи главных чудес России. И в этом нет ничего удивительного. Центральный элемент мемориала был признан самой высокой на тот момент статуей в мире, и скульптура «Родина-мать зовет!» еще в 1967 году попала в Книгу рекордов Гиннеса: 57 метров сама фигура, а с учетом воздетого меча — 85! Считается, что такие рекордные показатели были заданы «сверху»: требовалось, чтобы волгоградский монумент превзошел по высоте нью-йоркскую Статую Свободы. Мировое первенство скульптура сохраняла в течение 22 лет, а в России держит его и по сей день. Но дело даже не в этих рекордах, а в том, что волгоградская Родина-мать стала одним из главных символов Победы, узнаваемым везде и всеми.
Хотя в этой роли ее в скором времени может сменить другой всенародный памятник — Ржевский мемориал. Этот 25-метровый монумент, строительство которого ведется сейчас в Тверской области, должен стать памятником всем солдатам Великой Отечественной войны, не только тем, кто воевал на Ржевском выступе. Возводится он по инициативе Российского военно-исторического общества исключительно на средства, которые собирает вся страна, и в этом смысле стал такой же всероссийской стройкой, какой некогда было сооружение волгоградского памятника-ансамбля. Открытие Ржевского мемориала запланировано на 9 мая нынешнего года и должно стать одним из центральных событий в череде мероприятий, приуроченных к 75-й годовщине Победы.
Во время открытия памятника-ансамбля на Мамаевом кургане 15 октября 1967 года. В первом ряду: председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин (третий слева), скульптор Евгений Вучетич, первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, председатель президиума Верховного совета СССР Николай Подгорный и министр обороны СССР маршал Андрей Гречко (крайний справа)
Источник: gavrilin-dshi.ru
Источник: pinterest.com
Смотрите также:
Сталинградская прелюдия: сражение у разъезда 74-й км
10 лучших фильмов о Сталинградской битве