Кто такие кликуши?
То, что человек может быть одержим бесом, – довольно древнее поверье. С таким человеком могут случаться припадки – тогда он бьется в конвульсиях, кричит неестественным голосом, ругается, богохульствует, издает звериные звуки, говорит то от себя, то бес через него глаголит. Такие бесноватые на Руси и в Восточной Белоруссии назывались кликушами, в некоторых районах России (особенно на Русском Севере) – икотницами. Как правило, кликушеством страдали/страдают женщины, хотя и не всегда. Еще говорят, что христианские символы для них невыносимы.
Первые упоминания
Сам термин «кликуша» связан с глаголами «кликать» (изн. смысл – «предсказывать») и «клечетать» (кричать, как хищные птицы). Явление кликушества/икотки весьма архаичное, оно является частью мифологического сознания и элементом традиционной культуры. В России его отмечали и отмечают в крупных селах.
Первые письменные упоминания о кликушах восходят к древнерусским памятникам XI века. Эта «болезнь» столь мифологизирована, что людские предрассудки наделяют «чревовещание» кликуши даром предвидения: можно узнать что-то о пропавшей вещи или человеке или даже будущее. Когда в кликуше говорит бес, то говорение обыкновенно происходит не как у здоровых людей, на выдохе, а на вдохе.
Примерно с XVI века кликушество стало ассоциироваться исключительно с действием нечистой силы. Так, «Повесть о Петре и Февронии» повествует о бесе, вселившемся в молодую жену князя. О кликуше рассказывается и в автобиографии протопопа Аввакума. Кликуши подвергались преследованиям со стороны светских и духовных властей. Явление кликушества достигло своего апогея в XVII–XVIII веках, что, вероятно, связано с суеверными настроениями, развившимися в результате никоновских реформ и последовавшего за ними церковного раскола.
Поверья
Народное сознание отделяет колдунов и ведьм, близких к нечистой силе, от кликуш, являющихся вполне обычными живыми людьми, принадлежащими к христианскому миру, но определяющих себя как вместилище злого духа. Суть отличия в том, что колдун или ведьма причиняют зло, а кликуша является жертвой зла. Отсюда снисходительное отношение к кликушам в народе.
Согласно поверьям, кликушество насаждает колдун, называемый иногда икотником. Он может заговорить злого духа на конкретное имя и пустить его по ветру. Может насадить в напиток брожения (пиво или квас), подбросить в насекомое или мелкое животное, под видом которого пребывает зло. Стоит проглотить это, как человек портится. Причем после изгнания икоты или после смерти одержимого стоит поймать появившуюся мышку, лягушку или мушку и бросить ее в печь, иначе она вселится в кого-нибудь другого.
Преследования
Еще Петр I заподозрил кликуш в притворстве. Дело в том, что по нормам XVII века имя, которое выкрикивала кликуша в припадке, считалось именем человека, наславшего на нее порчу. И если над кликушей проводился только обряд отчитки (экзорцизма), то «чародея» предавали пыткам. При таком раскладе очень удобно было притвориться бесноватой и свести счеты, например, со своей соперницей. Поэтому Петр Великий повелел допрашивать под пытками и самих кликуш. Тем не менее в 1820 году в одной из деревень Сибири велось следствие по обвинению двух женщин в кликушестве и порче ими тринадцати других женщин.
В 1845 году последовало новое Уложение о наказаниях, в котором кликушество четко определялось как обман, а самих кликуш предписывалось подвергать заключению на срок от полугода до года. Но народное сознание было неумолимо. В 1887 году в Торжке двое крестьян были обвинены в насылании порчи на молодых женщин. Подобное обвинение в адрес мельника было и в Вологодской губернии, только тот наслал порчу на родного племянника. Кликушество, или икотку, отмечали советские этнографы во второй половине XX века в районе Поволжья; в отдельных деревнях все еще можно встретить старушек-икотниц. Вероятно, человеческому сознанию необходимо ощущение чего-то необъяснимого, связывающего человека с мирозданием.