Краткий курс истории. Семен Лавочкин

6/9/2018

9 июня 1960 года скончался легендарный советский авиаконструктор Семен Алексеевич Лавочкин.

Трудные времена

Лавочкин родился 11 сентября (н. ст.) 1900 года в Смоленской губернии. После учебы в гимназии, которую он окончил с отличием в 1917 году, отправился на службу в армию. С 1918 года служил в РККА. Специальность инженера-аэромеханика получил по окончании Московского высшего технического училища (теперь МГТУ им. Баумана). Времена были трудные, Лавочкину, как и большинству студентов страны, приходилось значительную часть времени тратить на подработки, чтобы помогать семье. Поэтому учеба растянулась на целых девять лет, включая два года, ушедших на подготовку дипломной работы.

Краткий курс истории. Семен Лавочкин

Плацдарм – Испания

Первый проект, над которым довелось трудиться Лавочкину в 1927 году, был посвящен освоению серийного производства ТБ-1 (первый советский цельнометаллический тяжелый бомбардировщик), как раз по теме его дипломного проекта. Лавочкин известен в первую очередь как конструктор самолетов-истребителей. Ими он начал заниматься в конструкторском бюро, возглавляемом Анри Лавилем. Однако поколение знаменитых истребителей времен Второй мировой войны получило возможность своего рождения благодаря началу гражданской войны в Испании (1936–1939 годы), в которой в том числе СССР и Германия отрабатывали свою боевую технику.

Краткий курс истории. Семен Лавочкин

Главный конструктор

В 1940 году Лавочкин был назначен на должность главного конструктора по самолетостроению. В том же году прототип его будущего знаменитого истребителя ЛаГГ-3 и прототип будущего Як-1 Александра Яковлева стали главными конкурентами среди советских истребителей. Лавочкин говорил, что все время думал о самолетах, причем не о тех, которые уже есть, а о тех, которые еще предстоит создать. Авиаконструктор все время стремился не только совершенствовать свои самолеты, но и сочетать это с революционными подходами. Он сумел лично убедить Сталина в целесообразности использования дельта-древесины в качестве материала для истребителя ЛаГГ-3 и применял ее в последующих модификациях данного самолета, сыгравших важную роль в битве за небо в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы под руководством Лавочкина были созданы первый советский серийный реактивный истребитель Ла-15, беспилотная радиоуправляемая мишень Ла-17 и другое. Умер Лавочкин в своем кабинете, на рабочем месте.

Краткий курс истории. Семен Лавочкин

Авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.Н. Туполев, С.А. Лавочкин и А.И. Микоян на авиационном параде в Тушино, 1949 год